Меня пленил Мещёрский край
То, как писатель объединяет людей и природу Мещёры, как показывает колоритный язык жителей этого «скромного» края, словами выразить невозможно, надо с головой окунуться в его живые образные описания, и никто из писателей так наглядно и впечатляюще не воспел природу рязанской Солотчи, как Паустовский.
Край с «прозрачным» воздухом, по его словам, обладает необычайной «притягательной силой», в чём я и убедилась, побывав в течение десяти дней в его блистательной тишине и полном августовском безветрии. Возникло желание пройтись по тропе Паустовского, которая начинается и заканчивается в посёлке Солотча и которая включает в себя несколько маршрутов. Пройти, мечталось, хотя бы по одному из них, – самому короткому, длиной в шесть километров, но маршрут в то время не работал.
Я немного огорчилась, но не надолго: моя печаль развеялась созерцанием тишины, покоя и благоденствия во время прогулок в сосновом бору, тогда-то я и решила узнать подробнее о самом писателе, его жизни и творчестве.
Константин Георгиевич Паустовский – русский и советский писатель, журналист, военный корреспондент. Его книги переводились на многие языки мира, он четырежды был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1965, 1966, 1967, 1968 годах), но получить премию не суждено было по политическим мотивам. «… Писательство, - отмечал Паустовский, - сделалось для меня не только занятием, работой, а состоянием собственной жизни, внутренним моим состоянием. Я часто ловил себя на том, что живу как бы внутри романа или рассказа».
В авторской книге «Повесть о жизни» меня впечатлил эпизод, когда отец писателя Георгий Максимович, взяв с собой тогда двенадцатилетнего Костю, наведался к художнику Врубелю, - это было в Киеве, они были хорошо знакомы. Через некоторое время после визита отец сказал сыну: «Ты ещё много увидишь интересного, Костик. Если сам, конечно, будешь интересным человеком». Эти слова Костик запомнил на всю жизнь.
Мещёрский край, куда Константин Георгиевич переселился в 1930 году, стал для него самым любимым краем, здесь он нашёл своё счастье. О любимой Мещёре Константин Георгиевич писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещёрском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряжённого труда. Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей». И действительно, читая его произведения о Мещёре, слышишь музыку и ощущаешь гармонию человека и природы.
Запомнились его афоризмы:
«Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – Человек».
«Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше этих самых дней».
«Гений всегда боится, что он отчасти графоман, графоман никогда не сомневается, что он – гений».
Известная немецкая и американская актриса и певица Марлен Дитрих как-то прочитала переведённый на английский язык рассказ писателя «Телеграмма». Рассказ потряс её настолько, что она прочла и другие его произведения, с того времени Константин Паустовский стал одним из её любимых писателей. «Я не уверена, что он известен Америке, - писала актриса, - но однажды его «откроют».
Сюжет рассказа основан на реальных событиях, которые происходят в рязанском селе Заборье (на юге граничит с Солотчей). Главная героиня рассказа Катерина Петровна – дочь известного художника – называет свой дом «мемориальным», она помнит то время, когда жила с отцом в Париже, помнит и то, как в последний путь провожали великого французского писателя Виктора Гюго. Её дочка Настя, живя в Ленинграде, редко писала матери, а Катерина Петровна очень скучала и каждый день мысленно разговаривала с ней, но своими письмами старалась не беспокоить её. «Катерина Петровна знала, - пишет Паустовский, - что Насте теперь не до неё, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье. Лучше не мешать. Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни, сидя на краешке продавленного дивана так тихо, что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух».
Но однажды, когда совсем занемогла, старушка всё-таки решила послать весточку своей дочке. «Ненаглядная моя, – писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, – смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, – да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
Из всех произведений писателя рассказ «Телеграмма» в сердце Марлен Дитрих отозвался особенной болью, потому что когда-то она тоже не смогла вовремя попрощаться со своей мамой, из-за чего всю жизнь чувствовала свою вину. С тех пор, как она прочла этот рассказ, в её сердце загорелась мечта встретиться с Паустовским и познакомиться с ним.
Летом 1964 года в рамках мирового турне актриса приехала в Москву на гастроли, и здесь её давняя мечта осуществилась: известная голливудская актриса и русский писатель встретились. Встреча произошла в Центральном доме литераторов, где голливудская звезда давала концерт. Несмотря на то, что врачи не разрешили писателю посещение концерта (он был серьёзно болен), Константин Георгиевич вместе с женой всё-таки пришёл на представление.
«Я была так потрясена его присутствием, - писала впоследствии актриса в автобиографической книге «Размышления», - что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему своё восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени». Прижавшись лбом к руке Паустовского, Марлен Дитрих плакала, зрители, потрясённые этой сценой, аплодировали стоя.
В «Размышлениях» Марлен Дитрих посвятила русскому писателю целую главу, в которой рассказала о встрече с ним: «…Однажды я прочитала рассказ «Телеграмма» Паустовского. Он произвёл на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть. Мне не удавалось разыскать другие книги этого удивительного писателя. Когда я приехала на гастроли в Россию, то в московском аэропорту спросила о Паустовском. Тут собрались сотни журналистов, они не задавали глупых вопросов, которыми мне обычно досаждали в других странах. Их вопросы были очень интересными. Наша беседа продолжалась больше часа. Когда мы подъезжали к моему отелю, я уже всё знала о Паустовском… Позже я прочитала оба тома «Повести о жизни» и была опьянена его прозой… С тех пор я чувствовала как бы некий долг – поцеловать руку писателя, который это написал. И вот – сбылось! Я счастлива, что я успела это сделать».
На память об этой встрече Марлен Дитрих подарила Константину Георгиевичу свою фотографию с автографом, в ответ Паустовский подарил ей авторский сборник «Потерянные романы», книгу подписал словами: «Марлен Дитрих, если я напишу рассказ, подобный «Телеграмме», то я позволю себе посвятить его Вам».
«Больших усилий ему стоило прийти, чтобы увидеть меня, - писала актриса. - Он вскоре умер. У меня остались его книги и воспоминания о нём. Он писал романтично, но очень просто, без прикрас. Он – лучший из тех русских писателей, которых я знаю. Я встретила его слишком поздно...».
Марлен Дитрих была одной из любимых актрис Константина Паустовского.
Август-октябрь 2024 г.
Фото автора.
Свидетельство о публикации №224100400482
Владимир Задра 28.10.2024 19:17 Заявить о нарушении