022 Воззвание Минина к народу русскому 1611

022 Воззвание Минина к народу русскому (1611)

Нижегородский земский староста («выборный человек всея земли»), говядарь (прасол, торговец солью, скотом и рыбой) Кузьма Минич Минин Сухорук (1560-е — 1616) остался в русской истории как организатор и один из руководителей Второго (народного) Земского ополчения (1611—1612) в период борьбы русского народа против польско-литовской и шведской интервенций. Минин, отвечавший за хозяйственную часть, входит вместе с князем Дмитрием Михайловичем Пожарским (1578—1642), возглавившим войско и освободительный поход на Москву, в когорту русских национальных героев, «собирателей земель русских». Кузьма прославился речью-воззванием, обращенной к нижегородцам, о спасении Отчизны от иноземных захватчиков.

О речи порой надо судить не по словам, хотя и они чрезвычайно важны, а по делам, на кои речь подвигла тех, кому эти слова предназначались. Если люди, вдохновленные речью, способны были совершить великое дело — очистить Родину от врагов, это воистину величайшая речь. Других таких в мировой истории — раз-два и обчелся. Не будь этой речи — не было бы сегодня и России. Хотя есть и другие мнения: «Я предлагаю / Минина расплавить, / Пожарского. / Зачем им пьедестал?.. Случайно им / Мы не свернули шею. / Я знаю, это было бы под стать. / Подумаешь, / Они спасли Расею! / А может, лучше было б не спасать?» (Д. Альтаузен).

Подобные настроения — спасать или не спасать — были и в начале XVII в. в Российском царстве среди бояр, казаков и прочего люда. Положение усугублялось тем, что боярская верхушка находилась в теснейших родственных и дружеских связях с польской шляхтой и, благодаря литовским магнатам, считала поляков теми же русскими, но только католической веры. Элита предала Отечество, убила наследника Федора Борисовича Годунова, следом царя Лжедмитрия I, затем низложила государя Василия Шуйского, постригла его в иноки и вывезла в Варшаву на поклон польскому королю Сигизмунду III и на потеху публике. В Москве заправляла Семибоярщина, избравшая для себя царем королевича Владислава, сына Сигизмунда. На помощь польскому гарнизону в Москве двигались войска гетмана Ходкевича. Сам Сигизмунд захватил Смоленск. В Новгороде хозяйничали шведы. Уже потирали руки турки и англичане. На полях кружило воронье да перекати-поле, а на дорогах и в лесах заправляли лихие люди. Голод, разруха, мор… От государства осталось одно название. Мало что оставалось и от православной веры и русского народа. Спасения, казалось, нет. Уже и римский папа Павел V отслужил молебен — фактически «за упокой» Московии. Был, правда, еще жив патриарх Гермоген. Поначалу он предал Россию, за что в патриархи его выдвинул самозванец Лжедмитрий II. Однако когда стало ясно, что польский король намерен обратить русских в католичество, Гермоген восстал и призывал русский народ к защите православной веры. Но что он мог сделать удерживаемый поляками под стражей в Москве? Оставался духовным оплотом страны еще Свято-Троицкий Сергиев монастырь, из которого рассылались во все концы подписанные архимандритом Дионисием троицкие призывы-грамоты…

И тут «из ничего» (так воспринимали его гонористые поляки), но вообще-то из народа, является воистину былинный богатырь — говядарь, только что избранный земский староста, купец средней руки, но руки могучей — способной удержать государство от падения в пропасть — Кузьма Минин. Русский историк И.Е Забелин называет Минина «чудом среди современников». «Как в таком незаметном чине совершить такое великое и благодатное дело! — восклицал он. — По убеждению века, это не могло произойти без наития Божией благодати, и сам Минин был потом искренно и религиозно убежден, что он только орудие Промысла». Явился будущий спаситель России на северо-восточной окраине Руси, в Нижнем Новгороде, меньше других городов пострадавший от Смуты.

Другой историк С.М. Соловьев пишет: «Когда в октябре 1611 г. и нижегородцы получили троицкую грамоту, то старшие люди в городе с духовенством собрались для совета и Минин сказал: «Св. Сергий явился мне во сне и приказал возбудить уснувших; прочтите грамоты Дионисиевы в соборе, а там что будет угодно Богу». О видении преподобного Сергия Радонежского, велевшего «казну собирати и воинских людей наделяти и идти на очищение Московского государства», поведал Кузьма Минин при встрече и архимандриту Дионисию».

Что еще сказал Минин в тот осенний день? В «Новом летописце», «Пискаревском летописце» и др. летописях сохранились записи отдельных мест из его речи.  Предполагают, что Минин воззвал к нижегородцам в период с 26 августа по 25 октября на нижегородском посаде, в думской избе или «на торгах». Обычно историки цитируют следующие два отрывка.

«О, братие и друзи, вси нижегородский народы! Что сотворим ныне, видяще Московское государство в велицем разорении?.. Призовём себе в Нижнем Нове граде храбрых и мужественных воин Московскаго государства, достоверных дворян града Смоленска, ныне бо они близь града нашего, в арзамастех местех».

«Буде нам хотети помочи Московскому государству, ино не пожалети животов своих; да не токмо животов своих, ино не пожалети и дворы свои продавать, и жены и дети закладывать; и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником».

В беседах с жителями Кузьма Минин выдвинул и программу действий. «Во-первых, действовать не порознь, а всей землей, «Купно за едино!» («Вместе за одно!»). Во-вторых, не избирать на престол иноземца-иновера, но — только русского царя истинной православной веры. В-третьих, голыми руками Москву не взять, а значит, нужны средства на вооружение и продовольствие». (С.В. Скатов).

Речь земского старосты пала на благодатную почву и проникла в сердца слушателей. После воззвания Кузьма «вынес ларец, окованный железом, и объявил: «Вот моя доля. Всё, что скопил, отдаю на рать»». Начался сбор средств, кто-то давал пятую часть своего добра, кто-то третью, кто-то всё, что имел, даже закладывая своих жен и детей, которых потом обязаны были тут же выкупать состоятельные нижегородцы.

Поскольку в Нижегородском крае: ратников было не более 1 тыс. человек, Минину поручили собирать ополчение. «Благодаря усилиям Минина… удалось привлечь хорошо подготовленные воинские отряды — дворянскую конницу из Нижегородского и Арзамасского уездов, а также служилых людей из Смоленска и других городов Западного края, бежавших в наш край от польского гнета, … «служилые немцы и служилая литва»,  … башкирско-мещеряцкие конные сотни. В итоге к весне 1612 г. общая численность ополчения составила порядка 5 тыс. профессиональных воинов… Выполняя это поручение, Кузьма Минин проявил качества хорошего организатора и честного финансиста. Это единственный на Руси «выборный у казны», которого никто и никогда не обвинял в воровстве и хищениях! Случай беспрецедентный, если учесть, какими суммами он распоряжался». (Нижегородский историк П.В. Чеченков). Минин же фактически выбрал и командующего ополчением — князя Дмитрия Пожарского, который дал свое согласие при условии, если его помощником станет Кузьма Минин.

24 августа 1612 г. состоялось решительное сражение с поляками. В нем и Минин проявил себя, как доблестный воин. В критический момент, когда ни у одной из сторон не было явного перевеса сил, Кузьма взял у Пожарского три сотни ратников и ночью неожиданно атаковал стоявшие у Крымского брода войско гетмана Ходкевича. Поляки были разбиты и ушли от Москвы.

После победы ополченцев стала возрождаться государственность. 12 июля 1613 г. Земский собор избрал на трон русского царя Михаила Федоровича, который пожаловал Кузьме Минину звание «думного дворянина», «велел ему быти всегда в Москве при нем, государе, безотступно и заседать в палате, думати о всяких делах, о чем государь расскажет и что царству Московскому надлежать будет».

P.S. Произведением, созвучным обращению Минина к людям русским, стала картина русского художника К. Маковского «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям» (1896). Ныне это самое крупное в России станковое историческое полотно находится в Нижегородском художественном музее. Художнику удалось изобразить главное — передать патриотический подъём и чувство единения перед общей опасностью, которые вызвала у собравшихся нижегородцев речь Минина.

Рисунок из Интернета.  Кузьма Минин.
https://kratkoebio.ru/wp-content/uploads/2020/04/velk1.jpg


Рецензии
Замечательная историческая зарисовка:
"И тут «из ничего» (так воспринимали его гонористые поляки), но вообще-то из народа, является воистину былинный богатырь — говядарь, только что избранный земский староста, купец средней руки, но руки могучей — способной удержать государство от падения в пропасть — Кузьма Минин. Русский историк И.Е Забелин называет Минина «чудом среди современников». «Как в таком незаметном чине совершить такое великое и благодатное дело! — восклицал он. — По убеждению века, это не могло произойти без наития Божией благодати, и сам Минин был потом искренно и религиозно убежден, что он только орудие Промысла». Явился будущий спаситель России на северо-восточной окраине Руси, в Нижнем Новгороде, меньше других городов пострадавший от Смуты."

Всё во власти Божией, и всё по Его промыслу!
Уверена, что и сегодняшние события - по Его промыслу.
Народу России посылаются испытания исключительно для пользы!
Слишком изнежились от благополучия и сытости.
А только в скорбях и потерях человек крепчает, к сожалению...
Так было всегда, и так будет до скончания веков.

Коза-Дереза   07.10.2024 17:15     Заявить о нарушении
Татьяна, очень верные слова: "Всё во власти Божией, и всё по Его промыслу!
Уверена, что и сегодняшние события - по Его промыслу."

Нюта Ферер   08.10.2024 13:59   Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв!
Всех благ Вам!

Виорэль Ломов   10.10.2024 12:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.