Гвоздь программы
Не все сразу могут сказать, где в Житомирской области Украины находится город с гордым названием Староград-Вольный. А что там сложного, скажете? Вся Украина знает, что это тот самый город, который называют Новоград-Волынский в зеркале – вот только зеркало немного размытое, с двадцатилетней задержкой. Притом всего-то в тридцати километрах один от другого. Жители Вольного, не мудрствуя лукаво, сократили название города до удобного "Вольный". Мол, мы, вольные птицы, живём в Вольном! Ну а что? Вольный – это вам не шутки! Жители шутили:
– От Вольного до Новоград-Волынского – два стакана горилки с селедочкой, и ты уже в автобусе сидишь, на работу в другой город едешь, а в глазах – туман, да ещё и не от выпивки.
Разница в возрасте между этими "братьями - городами" – сорок лет. В историческом масштабе это, как сказать, песчинка на пляже, а в масштабе провинциальной Украины – целая вечность! Но не в жизни: тут всё шло тихо, мирно и одинаково.
Время было перестроечное, и народ начал задумываться: "А что это мы так живем? Надо строить себе достойную жизнь. А то как-нибудь построим да развалится всё без перестройки! И детям нашим что останется – руины да метафоры!"
Однако было одно значительное отличие между городами. Новоград-Волынский мог похвастаться тем, что к ним заезжали настоящие иностранные артисты! А вот в Вольный – тишина. Как будто кто-то специально разогнал всех заморских гостей. Почему? Ну, говорят, секретная воинская часть там у них была. Секретность такая, что даже танцевать при ней не полагалось! Подумаешь, какое-то там "тип-топ" под заморские напевы! Нам тут государственные тайны важнее!
И вот в 1985 году в Вольный по случайности заехал индийский танцевальный ансамбль. Ехали они в столицу, но автобус взял да и сломался. Ну и чтобы зря время не терять, руководитель ансамбля предложил устроить концерт. Бесплатно, заметьте! Директор местного дома творчества был настолько счастлив, что согласился без разговоров – иностранцы в Вольном? Это ведь неслыханное событие! Зрители заполнили зал до отказа. Причём на первых рядах, как всегда, сидели партийные бонзы и местные управленцы. Кому-то не привыкать к бурным аплодисментам – сами себе в зеркало хлопают каждое утро. А вот дальше – творческая интеллигенция, школьники, да и немногочисленный пролетариат затесался, скромненько так, на галерке. Ну не до танцев ведь, как говорится, когда стройка века вот-вот обрушится.
Каждый выход индийцев на сцену сопровождался овациями, будто они огонь из пальцев выстреливали. Но через минут сорок энтузиазм начал угасать. Музыка однообразная, танцы – не весёлые скакалки, как в наших деревенских клубах. Зрители начали шептаться. Тут-то и заволновался директор: что если начальство решит, что концерт удался, и начнёт требовать ещё иностранных артистов? Ну хоть бы социалистических! Бесир Киров там, Марыля Родович – ну или в крайнем случае, Карел Готт! Вот было бы счастье! Да и доход сразу – на весь год хватило бы.
И тут старшеклассники попытались улизнуть. Но нет, их поймала строгая учительница:
– Куда собрались? А ну-ка представьте, что вы сами оказались за границей, выступаете там, а зал полупустой! Уважайте, чужие артисты стараются!
Ну а старшеклассники ответили, мол, да мы бы за счастье посчитали просто на "Динамо Киев" попасть, а тут заграница, экзотика – да это вообще мечта!
Наконец, под звуки гимна (страны артистов, конечно же), занавес поднялся, и на сцену вышел весь коллектив, мужчины несли странную конструкцию, покрытую цветным покрывалом. Толпа замерла, кто-то с галёрки крикнул:
– Сейчас танец живота будет! – но шутка утонула в волне аплодисментов.
И вот руководитель ансамбля, как фокусник, срывает покрывало, и что же? Зрители застыли от неожиданности: перед ними возникла цветочная композиция, где из красных роз выделялась... свастика. Сказать, что аплодисменты стихли – это не сказать ничего. В зале воцарилась гробовая тишина. Все взгляды были устремлены на партийных боссов, а те – на директора дворца творчества. Тот, не будь дурак, пулей метнулся за кулисы. Следом, уже с меньшей прытью, поднялись первый секретарь и председатель горисполкома.
Директора поджидали за сценой.
– Откуда вы такие к нам пожаловали? – спросил секретарь.
– Мы из Индии, из Бомбея. – скромно ответил директор танцев.
– А свастику свою кому показывали? ГДР, значит? А в Киев собрались, потом в Москву и Ленинград?
Выслушав объяснения, главный коммунист прочитал целую лекцию о том, как свастика стала символом ужаса, и что после войны её запрещено использовать. В ответ же руководитель индийцев, ничуть не смущаясь, объяснил, что для них это символ счастья, солнца и урожая. Мол, это вы, товарищи, всё не так поняли, а фашисты просто "украли" у нас свастику! Ну что тут скажешь? Не фартануло.
В итоге компромисс нашли быстро: директор должен был выйти и объяснить залу, что к чему. Концерт, к слову, закончился жидкими аплодисментами и ни одной заявки на бис. Вольный остался без своих танцев, но с новыми знаниями о древних индийских символах.
Так закончилась первая (и, скорее всего, последняя) гастроль заморских артистов в этом городе.
2016 г.
Свидетельство о публикации №224100400764
С новосельем на Проза.ру!
Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ. Список наших Конкурсов: http://proza.ru/2011/02/27/607 .
Специальный льготный Конкурс для авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2024/10/01/294 .
С уважением и пожеланием удачи.
Международный Фонд Всм 13.10.2024 10:28 Заявить о нарушении
Семен Риц 13.10.2024 12:17 Заявить о нарушении
Илана
Международный Фонд Всм 13.10.2024 12:31 Заявить о нарушении
Семен Риц 13.10.2024 13:46 Заявить о нарушении
Это всё.
Илана
Международный Фонд Всм 14.10.2024 12:08 Заявить о нарушении