Мадонна Рафаэля. Глава VI. Мадонна Рафаэля
Я узнал о течениях и стилях в искусстве, о которых не знал раньше. Мне понравились Прерафаэлиты (жена в шутку называет их Неандертальцами). Я очень полюбил экспрессионистов, особенно Эдварда Мунка. Он просто поразил меня в музее в Осло, а особенно в Thiel Gallery в Стокгольме.
В мире существуют сотни, тысячи художественных музеев, много великолепных собраний, много интересных коллекций, но некоторые из них могут и разочаровать. Иногда от каких-то музеев ожидаешь гораздо большего, чем видишь на самом деле. Проблема в том, что в любом музее хранятся сотни, тысячи, десятки тысяч работ, которые они не могут показать по разным причинам: 1) нет достаточно комнат, 2) нет возможности обеспечить дополнительные комнаты охраной и музейными служащими, 3) необходимо выделить место для проведения выставок и экспозиций. Конечно, я только коснулся этой проблемы, музейные работники могут рассказать гораздо больше. Поэтому посетители музеев могут увидеть только от 20 до 40 процентов работ, которые имеются в музеях. Остальное хранится в запасниках. В этом я вижу огромную проблему, которую решить, впрочем, очень легко. Все что нужно, это показать в каждом музее слайды, репродукции произведений, которые находятся в запасниках. Да, это не решение проблемы, но посетители смогут хотя бы увидеть и оценить истинный масштаб коллекции. Почему это никто не делает, я не знаю.
В наше время, в эпоху Интернета легко найти информацию и увидеть работы любого художника или скульптура. Достаточно зайти на YouTube и поискать интересующую вас личность. Я часто смотрю видео, которые рассказывают о разных музеях мира и об индивидуальных произведениях искусства. Это удивительно интересно. Как жаль, что всего этого не было, когда я был молод. С другой стороны, я находил огромное количество информации в библиотеках. Ведь именно из книг и альбомов я узнавал о художниках, об их шедеврах, о музеях, о коллекциях.
В моей жизни было несколько моментов, когда я впервые видел и был просто поражен произведениями искусства. Эти моменты я запомнил на всю жизнь. Так я увидел «Девушку с жемчужной сережкой» Вермеера на выставке в Нью-Йоркской Коллекции Фрика. Это поразительная картина, обыкновенный небольшой портрет молодой девушки в тюрбане и с серьгами, но вы не можете отвести от нее взгляд. Она завораживает, поражает зрителя. Я стоял перед этой картиной несколько минут, потом отходил и снова возвращался. И каждый раз находил все новые детали в этом портрете великого мастера.
Второй такой «момент» был при посещении Сикстинской Капеллы в Ватикане. Я вошел туда и остолбенел. Я не знал куда смотреть. Вокруг меня были не просто фрески великого Микеланджело. Это была сама жизнь, все великое искусство, самое гениальное, что могло создать человечество. Здесь я увидел мир, небо, космос, рай и ад. Если бы я мог, я остался бы там навсегда.
В ту же поездку мы посетили Собор Святого Петра в Ватикане. Но из всей этой мощи гигантского собора я видел только одно - La Pieta, скульптуру того же Микеланджело. Это поразительно «неправильная» вещь великого итальянца, где Мария выглядит гораздо моложе своего сына Христа. Пропорции фигур также не соблюдены. Христос на коленях Марии гораздо меньше взрослого мужчины, каким он должен был быть в 33 года. Но глядя на эту скульптуру, забываешь обо всем. Образ Марии с одухотворенным и просветленным ликом прекрасен. Она не оплакивает своего сына: она заранее знала, что предстояло и предстоит ему. Она отрешена от всего мира, она видит тело своего сына, осознает, что ему пришлось пережить перед смертью, но она очень сдержана в своей скорби. Сдержана и прекрасна, как прекрасна великолепная работа еще молодого тогда мастера.
Можете ругать и критиковать меня, но Джоконда Леонардо не вызвала у меня такого чувства, когда я впервые увидел ее. То ли потому, что она превратилась в предмет массовой культуры, и ее изображение и реплики можно увидеть везде и всюду, на самых, кажется, неподходящих вещах. Может, это потому, что вокруг картины были толпы людей. Все-таки искусство несколько интимно: оно предполагает, что зритель для лучшего восприятия должен провести хотя бы несколько минут один на один с картиной. Этого как раз и не случилось. Мона Лиза была окружена людьми все время и пробиться к ней, постоять и вглядеться в нее было практически невозможно.
Еще с раннего детства я мечтал посетить Дрезденскую Галерею. В моей коллекции было много репродукций из этого замечательного собрания. Мне казалось, что я знаю десятки его шедевров. Прошло лет пятьдесят, и, наконец, я попадаю в Дрезден и иду на встречу со знаменитыми картинами, которыми любовался много лет в альбомах и репродукциях. Я осматриваю залы скульптур, второстепенные картины, если там есть такие, я специально оттягиваю момент встречи с любимыми картинами - ‘Спящей Венерой’ Джорджоне, ‘Шоколадницей’ Лиотара, ‘Девушкой, читающей письмо’ Вермеера, ‘Святой Инессы’ Риберы. Но главное, я пришел сюда, чтобы увидеть ‘Сикстинскую Мадонну’, Мадонну Рафаэля. Я жду, я оттягиваю этот момент встречи с ней. В музее не так много посетителей, я надеюсь, что перед ней не будет толпы, хотя и эта картина не избежала участи Моны Лизы и превратилась в предмет массовой культуры, пусть даже и в меньшей степени.
Вот она!!! Картина Рафаэля, картина, к которой я шел пятьдесят лет. Вершина мирового искусства! Сколько миллионов людей стояло перед этой картиной за пять веков, прошедших со дня ее создания великим мастером! Сколько людей были потрясены тем, что они видели на картине! Сколько людей пытались разгадать ее загадки, объяснить, в чем ее гениальность!
Торжественный и несколько печальный лик Мадонны. Она сейчас на небесах, ее босые ноги чуть касаются облаков. Отец Святой Сикст II, реальная фигура, христианский священник, замученный и убитый в Риме во время преследования христиан, указывает Мадонне путь на грешную нашу землю, где сын ее, младенец Иисус, через 33 года будет распят и… воскреснет. Она все знает заранее, и она готова принять предначертанную участь ее сына. Все это будет. Но сейчас она просто мать, которая заботится и оберегает любимого сына.
Глаза младенца Христа широко раскрыты. Он не по возрасту серьезен. Кто-то видит в выражении его лица спокойствие и умиротворение, кто-то - потаенный страх перед тем, что его ожидает. Но сейчас ему хорошо и спокойно на руках матери. Другая женщина на картине, тоже реальное лицо, Святая Варвара, еще одна христианская мученица. Изначально Рафаэль писал это полотно для церкви, где почитают этих святых. Поэтому-то они и присутствуют на картине. Мне не совсем понятно, почему на полотне изображена зеленая занавесь. Может, кто и объяснит.
Для меня лично эта картина не просто шедевр, не просто произведение искусства, с которым я так долго ждал встречи. Для меня это последняя мечта, пик всей моей самозабвенной любви к искусству, которую я пронес через всю свою жизнь. Для меня полотно Рафаэля это бесконечная материнская любовь, ведь не случайно ничего божественного в Деве Марии нет: это обыкновенная молодая женщина, которая прижимает к себе самое дорогое что у нее есть - ее сына. Ее судьба - это судьба любой матери, которая вырастив сына, вынуждена отдать его в мир - учиться, работать, делать карьеру, чтобы потом другая женщина, его жена, заботилась о нем. Она, мать, остается при этом на вторых ролях. Так устроен мир, так всегда было и так всегда будет.
Наконец-то я увидел свою Мадонну. Дрезденская Галерея построена так, что посетители могут видеть этот шедевр находясь далеко от зала, где висит эта картина. Ты как бы подходишь к ней издалека. Так случилось и со мной и в прямом, и в переносном смысле.
Встреча с Мадонной Рафаэля явилась осуществлением моего самого заветного желания с того момента, как я начал серьезно интересоваться мировым искусством. Она была и остается для меня образцом необыкновенной красоты и величайшим шедевром эпохи Возрождения.
Конечно, я еще посещу другие музеи, увижу и узнаю другие бессмертные творения мастеров, но свою встречу с Мадонной Рафаэля я запомню навсегда.
Вот и все, что я хотел сказать о музыке, литературе и искусстве, которые сопровождали меня всю мою жизнь и сделали ее более полной и счастливой.
(Апрель - Июнь, 2024)
Copyright © 2024 by Марк Лэйн
Свидетельство о публикации №224100501050
Самое восхитительнле в этой истории то, что полвека ожидания оказалась не напрасны: восторг от встречи с шедевром яркий, тёплый, живой. Это самый лучший момент всего пути к Мадонне Рафаэля. Честно говоря, очень боялась Вашего разочарования, как от встречи с Джокондой.
Прекрасная история. И, знаете, не разглядела я в ней иронии. Только тёплые воспоминания и нежность.
С уважением и лучшими пожеланиями,
Герасимова Елена 28.05.2025 18:38 Заявить о нарушении
Всего Вам самого доброго!
Марк Лэйн 29.05.2025 07:06 Заявить о нарушении