7-2. 00 Аль Хорезми
Часть 2. Алгоритмы
*****************
(Сказка - Фэнтези)
*****************
Науку всё глубже постигнуть стремись,
Познания вечною жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснёт тебе свет
Узнаешь: Предела для знания нет.
******************************
Фирдоуси Абулькасим (940–1025)
7-2.00 Аль Хорезми
*******************
Алгори;тм (лат. algorithmi — от имени среднеазиатского математика Аль-Хорезми) — совокупность
точно заданных правил решения некоторого класса задач или набор инструкций, описывающих порядок
действий исполнителя для решения определённой задачи.
**********************************
Аль-Хорезми (его графический портрет смотри в начале) — учёный IX века математик, астроном,
историк и географ, являлся главой «Дома мудрости». Предложил поделить землю на меридианы и параллели,
вычислил длину градуса земного меридиана.
Аль-Хорезми среднеазиатский универсальный учёный. Его открытия и написанные труды в разных науках
намного веков опередили своё время. Аль-Хорезми является основателем нового раздела в математике — алгебры.
Его имя использовалось древними математиками для обозначения арифметики, а в настоящее время
обозначает вычислительный процесс в определённой последовательности, и называется АЛГОРИТМ.
И именно ему мы обязаны тем, что имеем современную вычислительную технику, в которой используется
этот принцип. Его предложение по поводу измерения земли способствовало созданию навигации,
так что можно сказать, что он сделал первый шаг к созданию навигатора.
Источник: https://biographe.ru/uchenie/al-horezmi
********************************************
Название второй части этой повести я менял трижды и в итоге остановился на этом слове - «АЛГОРИТМЫ».
До сих пор помню, как будучи студентом Политехнического института, начинал осваивать азы програмирования.
Моя первая программа, на тот момент, называлась АЛГОЛ-60, который далее был переработан в АЛГОЛ 68.
Из чего следует, что со значением этого слова, я имел честь познакомиться ещё в годы моей студенческой юности.
Это было время длинных распечаток программ и толстых пачек перфокарт. Даже свою дипломную работу
я делал уже с применением ЭВМ, что придавало значительный вес моей дипломной работе.
Единственным вопросом к моей работе на госэкзаменах был:
«Это правда, что вы свой фундамент расчитывали в нашем ВЦ (Вычислительном центре)?
- Да – был мой ответ.
И всё, на этом все вопросы касательно расчётной схемы и всего прочего были исчерпаны.
Да и что тут ещё можно спросить, если на столе экзаменаторов лежала толстая пачка «коричневых Перфокарт» и к ним,
сложенная змейкой и не менее толстая распечатка на белой бумаге, самой программы и на трёх листочках
расчёты конструкции. Её отличительной особенностью было то, что этот самый фундамент имел форму кольца
плюс на одной стороне стояло здание насосной станции.
На тот момент на меня возлагали большие надежды, но увы, я их не оправдал.
Показав всё это профессору из МГУ, приехавшему к нам в гости, тут же получил очень «лестную» для меня оценку:
- Так это вы кольцевой фундамент расчитывали?
- Так точно, как балка с переменным сечением.
- У нас работает один профессор, который стал им, благодаря своей диссертации по расчёту фундамента
в виде полукольца. А вы уже целое кольцо взялись расчитывать. Значит можете расчитывать,
как минимум, на титул академика.
Я прекрасно понимал, что это была, самая обыкновенная шутка, тем более что все мои расчёты
были сшиты белыми нитками, так как некоторые данные был вынужден подгонять вручную,
дабы сделать всю картину работы фундамента более правдоподобной.
Вот так и остался я со своим проектом, как та бабулька с разбитым корытом.
Но зато потом, меня оставили работать в этом же институте на кафедре Стройконструкции,
где мне всё-же доверили хоть чуть-чуть поучительствовать, рассказывая студентам о работе
ДПК (Деревянно- пластмассовых конструкций).
***************
Всё что я здесь поведал, так же не имеет никакого отношения к теме моей повести, просто
хотелось ещё раз подчеркнуть тот факт, что в истории науки, что-то пошло не так.
И мы, только теперь, начинаем постигать те самые азы математики, которые предначертали нам,
уже давно, учёные из далёкого Средневековья.
На сколько всё это так, спорить не буду, а лучше вернусь к начатой мною теме, об Алгоритмах.
Первое что я очень быстро усвоил, так это процесс описания или составления этих программ.
Это была довольно-таки громоздкая конструкция из слов и символов, с трудом перевариваемая
нашими первыми ЭВМ.
Сами посудите, то что сейчас свободно размещается и работает в наших смартофонах, на то время,
занимало три комнаты со шкафами набитыми до отказа кучей проводов и ламп, что постоянно приводило
к перегеву «мозгов» этой чудо-техники, плюс болезнь слабых (нервов) контактов, плюс ещё вагон и
маленькая тележка всякой всячины.
Самым важным в работе программиста, требующей от него особо внимательного отношения,
были так называемые «Скобки».
То есть если они где-то открывались, с английским словом «BEGIN», то потом обязательно
должны были закрыты со словом «END».
Что ни говори, а времена были очень многообещающими.
Как чуть позже выяснилось, достаточно было написать одну хорошую программу, чтобы потом решать с ней
великое множество подобных задач, задавая при этом различные исходные данные.
Всё это хорошо, но всё-же, какая связь может быть между математикой или как там их ещё называют,
Алгоритмами и Лабиринтами?
А очень даже большая и вполне оправданная, просто на те времена это всё называлось немного по другому.
Именно с этого момента следует вспомнить ещё одну «особенность» или способность этих самых Алгоритмов.
Если одни программы составлялись для нахождения выхода из Лабиринта, то другие, как раз наоборот,
для создания таких, выход из которых, практически не возможен, а если даже и был,
то только в единичном варианте.
Но позвольте, тогда зачем, с какой целью?
Цель есть и она так же вполне оправдана.
Достаточно представить себе, что эти Лабиринты не просто статически неподвижные сооружения,
а своеобразные ловушки, задача которых - защита своих территорий от непрошенных гостей.
В этом месте, невольно приходят на ум «Минные поля» и прочие ловушки для неприятелей.
Но и это, ещё далеко не весь послужной список применения Алгоритмов Лабиринта.
Самый элементарный Лабиринт, вы даже не поверите, называется «Лежачий полицейский».
И встретить его можно на дорогах проходящих через небольшие посёлки.
Специально для них даже дорожный знак предусмотрен – это картинка «женского BH (БэХа)».
Кто не понял, поясняю, это тот же самый Лифчик, но только без верхних лямочек.
Ну а что касается Лежачего Полициста, то это конечно-же не живые люди, а неровности на дорожном покрытии
в виде полушарий из железа или бетонных валиков. Хочешь или нет, но при виде такого,
любой водитель обязательно притормозит, иначе за целостность его автомобиля никто не ручается.
Вот и получается: «Не лает, не кусает, а к вежливости приучает».
И всё равно не совсем понятно, а где здесь можно увидеть или найти эти самые Алгоритмы?
А очень даже запросто.
Всё дело в том, что если до этого была только одна цель, которая в польском варианте звучит
«Ечь просто» - то есть езжай прямо, то тут наш мозг включают свой личный ЭВЦ
и с задержкой в несколько секунд, выдаёт нам сразу три или даже четыре возможных варианта
для решения этой неожиданной задачи:
1. Проскочить не тормозя.
2. Притормозить и далее очень тихо их переехать.
3. Попытаться объехать.
4. Развернуться и поехать обратно, в поисках другого пути.
Всякий раз, принимая за основу тот или иной вариант решения этой задачи, мы тут же составляем для себя,
определённую схему, или иначе Алгоритм действия, который будет выглядеть приблизительно так:
******************
«Шаг первый. Начало действия - выбираем вариант "1" - возможна поломка машины, отпадает, отмена команды.
Возвращаемся к общему списку всех вариантов и берём вариант "2",... иначе берём...» и так далее.
******************
И заметьте, это был вариант очень простого Лабиринта.
А ведь были и другие, о которых мы знаем из Истории древних времён.
Уже тогда, было много умельцев, способных с большим мастерством проектировать и строить их.
******************
Самый популярный и всем известный тип «Лабиринтов» пришёл к нам из истории древней Греции.
И если на кого-то эти самые лабиринты наводили страх и ужас, то в средневековой Европе
им нашли несколько иное применение, да и выглядели они уже не столь устрашающе.
Это были Лабиринты из зелёных кустарников, иметь которые при дворах знатных вельмож,
было престижным делом.
К одной из разновидностей Лабиринтов можно причислить и так называемые Катакомбы.
Но останавливаться более подробно на этой теме не имеет смысла, иначе мы ещё дальше
уйдём от намеченой цели.
Если представить Лабиринт в виде статически неподвижной системы, то ясное дело,
любая попытка попасть туда, не имея надёжных меток или системы ориентации,
могла привести к нежелательным последствиям.
Взять хотя бы для примера, историю описанную в романе Марка Твена «Приключения Тома Сойера».
Там ведь тоже подобный лабиринт сыграл очень важную роль. Кому интересны подробности,
рекомендую прочитать этот увлекательне роман.
Но наука не стоит на месте и на сегодняшний день, к этому типу «Статически неподвижного лабиринта»
прибавилось великое множестов динамических, то есть подвижных.
И знаете что это может быть?
Кубик Рубика и ему подобные головоломки.
Ведь и они такие же Лабиринты, но только в "3D" варианте.
Да и вообще, если хорошо поразмыслить, то вся наша жизнь, есть не что иное, как сплошной Лабиринт,
где знать заранее пути нашего дальнейшего следования, не всегда бывает возможным.
Почти тоже самое и с литературным творчеством, особенно если ты собрался писать в жанре если не фантастики,
то хотя бы фэнтези со сказочной примесью.
Я ведь тоже, по началу хотел написать о других, почти детских Лабиринтах, в которых мне удалось побывать,
но увы, отпустив мою фантазию в свободный полёт, оказался в совершенно другом месте.
Ещё не всё потеряно и я обязательно вернусь к этой, не такой уж и простой, теме.
А сейчас, позвольте ещё одно, небольшое дополнение.
***************
Виктор Кнейб (Viktor Kneib)
05.10.2024 - Speyer
Продолжение смотрите здесь:
http://proza.ru/2024/10/05/1038
Свидетельство о публикации №224100501069