О мире, мудрости и бесстрастии
У мира естества другая суть. В учении святых отцов под естеством понимается человеческая природа, которой Бог наделил наших прародителей при сотворении, то есть лишенная страстности и чувственности. Это богоподобие дано каждому, но пребывает в латентном состоянии. По мере духовного возрастания, оно раскрывается, обнаруживая в человеке яркие черты образа и подобия Божьего. Все, что подвержено страстям и чувствам является противоестественным состоянием. На этом основано святоотеческое учение о спасении и посмертной участи души. Поэтому мир естества заключается в следующем. В человеческой природе действуют две силы: естественная или от Бога, формирующая нравственные и познавательные начала и противоестественная или падшая – матерь всех страстей и похотей. Первая дана Богом при сотворении Адама, а вторая возникла вследствие первородного греха прародителей. Доминирование той или иной силы зависит от духовного состояния человека и его богоустремленности. Когда он ближе к Господу через любомудрие и добродетели, тогда господствует сила Божия, и, наоборот, чем дальше удаляется душа от Бога, предаваясь наслаждениям, тем разрушительнее действует противоестественная сила. Если сердце новоначального осеняет Святой Дух, то он чувствует мир, как благодать и неизреченную радость, ради повторения которой, готов нести еще большие подвиги, подвизаясь в добродетелях. Похожее состояние испытал преподобный Силуан Афонский. Он двадцать лет нес послушание на Афоне, таская мешки с мукой на монастырской мельнице. Его душа скорбела и унывала, не ощущая никакой радости и благодати Божьей. Весь труд казался ему напрасным и далеким от спасения. Однажды, Силуан стоял на службе в храме напротив иконы Пантократора, и, вдруг увидел, как с нее сходит Спаситель и приближается к нему, излучая при этом невероятную любовь. Видение длилось меньше минуты, но оставило в душе монаха неизгладимый след. В последствие, он часто говорил, что готов еще двадцать лет воротить мешки с мукой, лишь бы явление Христа повторилось. Конечно, видение преподобного Силуана – это крайне редкое событие в духовной жизни, но всякий, кого осеняет Святой Дух, отдаленно испытывает нечто похожее. Как явление Силуана Афонского внезапно возникло и пропало, так и мир душевный, лишь коснувшись души исчезает. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа», – говорит Христос (Ин.3:8). Но по мере духовного становления подвижника, Его посещения становятся чаще, а действие благодати продолжительнее. На стяжание этого блага уходят многие годы тяжких трудов и подвигов. Поэтому в Писании и сказано: «Муж долготерпелив – мног в разуме» (Притч.14:29), то есть терпение в искушениях и духовных подвигах – залог обретения мудрости.
Мир естества, как проявление бесстрастия, наступает под действием силы Божьей. Необходимо разобраться с этим понятием, поскольку разброс мнений по этому поводу самый широкий. Как правило, за бесстрастие принимают кажущуюся невозмутимость и стоическое отношение к происходящему; и всякому с лицом сфинкса молва приписывает бесстрастие. На самом деле, все это, конечно, не так. В противном случае, Христос, когда лупил кнутом торговцев в Храме, бесстрастие не проявлял, а значит ничем от грешников не отличался. Состояние высшего духовного мира возникает, когда: «Бог узрит Себе овча во всесожжение» (Быт.22:8), то есть, когда Господь найдет сердце подвижника готовым к синергии человека и Бога. Тогда свободная воля разумом, покоренным благодатью, приносится в жертву всесожжения, или, иными словами, целиком предается Промыслу Божьему, отсекая личные желания как негодные ветви Божественной лозы. Контроль над помыслами делает возможной работу Святого Духа, Который ведет ее в душе незримо, наделяя избранника мудростью. Она проявляется в виде бесценных даров: способностью постигать суть вещей и противостоять помыслам, через которые в душу проникают страсти. Поэтому бесстрастие является действием или силой, а не состоянием. Укрепляемый ею, человек, не позволяет чувствам властвовать над собой, подчиняя их разуму. Этим пресекается нить, связующая чувства и страсти, а значит действия последних становятся невозможными, и именно в этом заключается бесстрастие. Таким образом, бесстрастие – это проявление свободной воли человека, укрепляемой силой Духа, по пресечению действия страстей. Можно гневаться и проявлять нетерпимость ко злу и греху, а в душе оставаться бесстрастным, а можно ходить с каменным лицом и сгорать внутри от кипящих страстей. Стяжать бесстрастие по собственному желанию невозможно. У человека нет таких сил, да и не всякому оно полезно.
Как я уже сказал, внутренний мир имеет две ступени восхождения – душевную или чувственную и духовную или естественную, бесстрастную. Первая доступна всем кающимся и благочестивым, а вторая – избранным Промыслом Божиим для особого служения. И обе они – проявление милости Божьей и шествие путем спасения. Святитель Иоанн Златоуст писал, что покаяние придает человеку смелость. Эта божественная смелость проистекает из мира, назидаемого в душе истинным раскаянием. Соответственно, мир в душе – это, в том числе, и состояние смелости, то есть совести, очищенной покаянием и лишенной страхов. Иоанн Златоуст говорил: «Только безумным свойственно не уметь, как следует пользоваться временем и обстоятельствами». Что значит «как следует»? Это означает, отпущенное Богом время для покаяния и исправления, тратить впустую на мирские страсти, похоти и развлечения. Очевидно, что люди, ведущие плотской образ жизни, лишены мудрости, поскольку: «Они не имеют ума, вследствие чего происходит всякое зло», – сетует Златоуст; поэтому справедливо и называет таковых безумными. Человек неразумный лишается способности различать доброе и злое, вредное и полезное, и путает одно с другим, падает сам и увлекает за собой в погибель других.
Мудрость и истина – синонимы, поскольку истина не может быть не мудрой, а мудрость – не истинной. Поэтому, имеющий в сердце Духа, является мудрым, а пребывающий в плену страстей, лишается этого дара и находится в неведении не только истины, но и самого себя. Познание природы сущих, что и является мудростью, возможно только с помощью Того, Кто их создал. «Верю познаем» (Евр.11:3), – говорит апостол Павел. Поэтому, желающий стяжать мудрость, но не ведающий Бога, обречен, по словам святителя Ионна Златоуста, ходить со свечой в поисках истины, когда Солнце правды давно взошло. Он может стать умным, но мудрым ему быть не суждено.
Свидетельство о публикации №224100501171