Размышления о марксизме. - 15

ЗАПИСЬ ПЯТНАДЦАТАЯ.

Начиная большое рассуждение о революции, волей-неволей приходится начать с философской темы. Дело в том, что революция – это изменение сущности способа производства и всей общественной формации в целом. Вот почему нужно обратиться к философии и понять, что же это такое – сущность.

Если же приходится обратиться к философскому понятию «сущность», то, видимо, будет кстати заодно разобрать и другие, не тождественные, но близко сопутствующие этому понятию термины: внутренний закон, качество, содержание и явление. Близость этих понятий, тесная связь их между собой часто создаёт трудность у тех, кто изучает философию, ведь чтобы понять их правильно, нужно точно уловить тонкие нюансы, отличающие их друг от друга.

Мне кажется, что легче всего понять эти термины, если смотреть с точки зрения процесса познания какого-то объекта, идя от внешнего знакомства с ним всё глубже и глубже. Во всяком случае, так рассуждал Гегель, и Ленин, конспектируя «Науку логики», похвалил его за это.


Когда мы просто смотрим на объект, когда мы просто непосредственно воспринимаем его, эта внешняя совокупность воспринимаемого и называется в философии явлением.

Узнавая объект всё лучше, замечая всё новые, прежде малозаметные признаки и даже путём умозаключений открывая для себя те признаки, которые наглядно не были видны, мы приходим к полному набору всех признаков. Этот полный набор признаков объекта называется содержанием. Кто-то может сказать: но ведь все признаки представлены нам в явлении. Нет, в явлении представлено только то, что можно воспринять непосредственно, без первоначального логического исследования и умозаключений, да и в этом случае нами воспринимаются не сами признаки, а только их внешнее проявление, а это не совсем одно и то же.

Углубляясь дальше в познание этого объекта, мы выделяем из его содержания, из всего набора познанных нами признаков те, которые в своём соединении именно и придают этому объекту устойчивую характерную определённость, отличающую его от других объектов. Такие признаки, взятые в их устойчивом соединении, называются в философии качеством. Кто-то может спросить: а разве не все признаки, входящие в содержание, дают объекту устойчивую характерную определённость? Нет, не все. Случайные, сопутствующие признаки в содержание тоже входят, но к понятию «качество» не относятся.

Исследуя объект ещё глубже и более того – наблюдая его в развитии, мы задумываемся о том, почему признаки качества соединены именно так, почему их соединение устойчиво и почему развитие объекта идёт именно таким образом и именно в таком направлении. Очевидно, это не случайно. Очевидно, в этом есть внутренняя закономерность, присущая признакам этого объекта. Так мы выходим на философское понятие – внутренний закон.

И наконец, поставив вопрос о причине именно такой закономерности, мы и выходим к термину «сущность». Сущностью исследуемого объекта называется объективная причина его внутреннего закона.

Марксистская диалектика учит, что таковой причиной (сущностью) всегда является единство определённых диалектических противоположностей. Именно то, каковы эти противоположности и как они связаны в своём единстве, придаёт соответствующую закономерность существованию и развитию данного объекта.

Вполне вероятно, что эти философские рассуждения у кое-каких читателей вызовут скуку и досаду. Но я в самом начале записей предупредил, что эти размышления пишу, главным образом, для себя, чтобы лучше разобраться и глубже понять основные положения марксизма. И поэтому я стараюсь докопаться до возможно большей глубины. Кому это не нужно – не читайте, только и всего.

                - - - -

Если мы хотим выйти на формулировку сущности понятия «капитал», то, чтобы было понятно, к ней нужно начать двигаться несколько издалека.

Согласно историческому материализму в основе развития человеческого общества лежит единство производительных сил (не могущих стать производительными силами без наличия производственных отношений) и производственных отношений (не могущих быть производственными отношениями без наличия производительных сил). Только во взаимном единстве этих сторон они обретают соответствие своему значению. Такая вот диалектика.

Но, как известно из диалектики, в единой диалектической паре одна из сцеплённых сторон является активной, первично изменяющейся, а другая сторона изменяется вторично, то есть всё время приспосабливается к изменению первой стороны с тем, чтобы сохранялось их диалектическое единство.

В названной паре активной стороной являются производительные силы. Развиваясь, они влекут за собой и изменение производственных отношений.

Развитие производительных сил путём разделения труда (и тем самым обретение трудом общественного характера) повлекло за собой и соответствующее изменение в производственных отношениях – вызвало к жизни такое новшество производственных отношений как товарность. Характер производительных сил и характер собственности остались в единстве именно благодаря этому изменению в производственных отношениях.

Если мы захотим сформулировать сущность этого новшества (сущность товарности), мы, согласно диалектике, должны найти единую пару диалектических противоположностей, относящуюся к товарности. При этом и та, и другая противоположность должны проистекать из проявления (или как говорил Гегель – отражения) активной стороны более общей сущности (в данном случае – это развивающиеся производительные силы) в пассивной стороне (в данном случае –это производственные отношения). Такими двумя сторонами, проистекающими из развития производительных сил и проявляющими себя в производственных отношениях, являются, во-первых, разделение труда, а во-вторых, - образование частной собственности. Следовательно, мы можем сказать, что сущность товарности представляет собой диалектическое единство частного характера собственности и общественного характера трудовой деятельности. И это действительно так, ведь без какой-либо одной из этих сторон и без их обязательного единства товарность не может существовать.

В этой паре активной стороной является общественный характер трудовой деятельности, а вид частной собственности должен подстраиваться под развитие этой активной стороны.

Но развитие производительных сил шло дальше, вело к усложнению и укрупнению средств производства и, как следствие, к концентрации их в пределах крупной собственности. Если бы не произошло соответствующих изменений и в производственных отношениях, то диалектическое единство разорвалось бы. Но таковые изменения произошли, – в товарные отношения оказалась включённой рабочая сила той части общества, которая осталась без средств производства. Образовалось новое производственное отношение, называемое «капитал».

Для того, чтобы сформулировать сущность «капитала», мы опять должны найти единую пару диалектических противоположностей, относящуюся к этому новому производственному отношению и проистекающую из развития производительных сил. Такими двумя сторонами, проистекающими из развития производительных сил и проявляющими себя в производственных отношениях, являются, во-первых, укрупнение собственности, а во-вторых, - разделение собственности на средства производства и рабочую силу. Следовательно, мы можем сказать, что сущность отношения «капитал» представляет собой диалектическое единство крупного, концентрированного характера средства производства и разделённости собственности на средства производства и рабочую силу. И это действительно так, ведь без какой-либо из этих сторон и без их обязательного единства производственное отношение «капитал» не может существовать.

В этой паре активной стороной является крупный, концентрированный характер средств производства, а отношения собственности на средства производства и рабочую силу должны подстраиваться под развитие этой активной стороны.
Капитализмом называется строй, в основе которого лежит производственное отношение «капитал».

А теперь двинемся от сущности к явлению. Такая сущность порождает неизбежную закономерность действий, а именно – капиталистический наём, имеющий смысл для двух сторон найма только в том случае, если одной стороне он даёт заработок, а другой – прибавочную стоимость. В соответствии с этим законом строится всё устойчивое соединение признаков, дающее качественную сторону капитализма: разделение на буржуазию и пролетариат, приоритет прибыли, конкуренция, капиталистический рынок и тому подобное. Понятие же «содержание капитализма» включает в себя и другие признаки, присущие капиталистической формации, и понятно, что не только политэкономические, но и относящиеся ко всей жизни капиталистического общества. Ну, и наконец, капитализм как явление мы воспринимаем ежедневно в своей жизни, в своей работе и быту.

                - - - -

Читатель, вероятно, уже спрашивает: «Ну, это уже всё? Или автор ещё будет философски умничать?» Автор считает, что в этой записи нужно «поумничать» ещё немножко. Мы должны вспомнить ещё одну знаменитую истину диалектики.
Да, пассивная сторона сущности должна всё время подстраиваться под изменение активной стороны. Но..

Но в том-то и дело, что чем более меняется активная сторона диалектического противоречия, тем труднее пассивной стороне подстраиваться под неё так, чтобы сохранять диалектическое единство. Да, она подстраивается, но чем дальше, тем больше это происходит ценой некоторой проблемности, некоторой кризисности, некоторых локальных и временных разрывов единства. Это свидетельствует о том, что изменение пассивной стороны приближается к тому, что в диалектике называется «мерой». Есть мера, - говорит диалектика, - перейти которую изменяющаяся пассивная сторона противоречия уже никак  не может, и когда эта мера достигается, дальнейшее подстраивание пассивной стороны невозможно и диалектическое единство этой пары рушится, а следовательно, рушится прежняя сущность, а значит – и прежнее качество и само прежнее явление.

Разумеется, за этим не следует пустота. За прежней сущностью образуется новая, принципиально иная (и, как говорит диалектика, - даже противоположная) сущность, со своей собственной новой диалектической парой.

Это принято называть «диалектическим скачком»; есть ещё другой термин – «перерыв постепенности». Не знаю, почему, но второй термин мне нравится больше.

Развитие производительных сил, усложнение, концентрация, колоссальное технологическое разделение заставило производственные отношения, как мы видели, шаг за шагом дойти до капиталистичности, но на этой стадии проявления кризисности и локальные разрывы единства уже стали проявлять себя всё более заметно. Развитие явно приблизилось к диалектической мере. Прежний, капиталистический, вид отношений собственности должен уйти совсем, капитал должен исчезнуть, товарность должна исчезнуть. Взамен должна образоваться принципиально новая и даже противоположная сущность - состоящая уже из какой-то новой пары диалектических противоположностей.

(Конец ПЯТНАДЦАТОЙ ЗАПИСИ).


Рецензии