Идите в баню! Книга 2, глава 17 Аристотель

Идите в баню! Книга вторая, глава семнадцатая (отрывок)

АРИСТОТЕЛЬ

Излагаемое станет ясным при рассмотрении с помощью усвоенного нами ранее метода: как в других случаях, расчленяя сложное на его простые элементы (мельчайшие части целого) и рассматривая, из чего состоят бани, мы и относительно перечисленных понятии лучше увидим, чем они отличаются одно от другого и возможно ли каждому из них дать научное объяснении.
Аристотель (IV в. до н. э.), дополнил высказывание Листозадов И.П. (2024 г. н. э.)

От автора:
Друзья! Впервые в рассказе вместо названий заголовков глав будут использованы цитаты древнегреческого философа, известного нам под именем Аристотель. Вместе с тем и сам Листозадов внес свой существенный вклад в расшифровку и более верное толкование  значения некоторых теорий, высказанных ученым о пользе парения в общественных банях России.

.....................................................(вырваны страницы)

«Хорошая книга (баня и парилка) – та, в которых сочинитель говорит то, что должно, не говорит того, что не должно, и говорит так, как должно.» 
Аристотель, доп. Листозадов

....................................................(вырваны страницы)

«Пустота возможна лишь как понятие в сознании человека: природа и баня не терпят пустоты.» 
Аристотель, доп. Листозадов

...............................................(опять вырваны страницы)

«Каждый может разозлиться – это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, – в бане это дано не каждому.»
Аристотель, доп. Листозадов

Во время присутствия Иннокентия появились и гости из столь недалекого зарубежья, что нет смысла и писать, какого именно, но… Гости эти не понимают устоявшихся обычаев русского народного банного парения, входят в помещение одетыми – мы знаем, что у вас не принято раздеваться перед старшими, но вы у нас в гостях и должны придерживаться правил, установленных еще с древних времен нашими пращурами. Не нравится – стройте свои мойки для своих. Он так и сказал кучке молодых визитеров из близлежащей Азии. В ответ из шестерых сходили и разделись только двое.   

«Скромность – середина между бесстыдством и стеснительностью.»
Парение было испорчено. Было заметно, что тамошний народ из местных робок, делать замечания таким посетителям здесь стесняются, помалкивают, хоть и согласны с Кешей. Еще раз приведем пример Лобни, там таких мужики просто выгнали б из парилки.

........................................................ (и здесь вырваны страницы,... наверно нужно приобрести книгу целиком и прочитать все рассказы)

«Ум заключается не только в знании, как правильно подкинуть воды в каменку, но и в умении прилагать знание на деле.»
Аристотель, доп. Листозадов
Иннокентий Павлович ворчит не потому, что ему не нравятся иноземцы, но раз уж приехали, пусть ведут себя, как мы, и так уже все традиции банные испорчены донельзя нашей собственной молодежью.

«Остроумие есть отшлифованное высокомерие.»

Уже зная расположение залов, Кеша поднялся по лестнице на второй этаж, в раздевалку, затем в зал отдыха.
Зал пустовал, а Кеше нужно общение. Увидев отдыхающего одинокого посетителя в отдельно огороженном местечке, он вежливо предложил ему свое соседство. Тот не возражал, а даже вроде как обрадовался вновь пришедшему, и Иннокентий начал располагаться.
Соседом по скамейке оказался седой мужичок слегка странного вида, с багровой после парилки физиономией, в дополнение с белой бородой и лохматой, давно не стриженной головой грушевидной формы.
Листозадову без слов было понятно: человек только что отбанился, охладился в душевой. Груша у него в этот момент была намокшая, пакли висели гроздьями вниз, на что наш герой и предположил, что если их высушить, то он будет как Карл Маркс выглядеть, или его друг Фридрих, что для Кеши одно и то же.

И было непонятно, сколько ему лет, у таких возраст трудно определить. Как-то на Аршане жил столетний дед, многие жители тех мест должны его помнить, так вот, тому шестьдесят годков от силы давали, а ведь тоже был лохмат и необычен на вид.
«Не было еще ни одного великого ума
без примеси безумия.»

Старик с распаренной репой, зыркнув на Листозадова остренькими глазками, не обращая внимания на то, что Палыч еще не разделся, с ходу спросил:
– Что ныне читаешь?
Кеша только хмыкнул в ответ на этот непривычный, на первый взгляд, в наше время вопрос. Нет, он-то, как раз, читает, но почему старичок-мужичок его об этом спросил? Знает ведь, наверно, что в телефонах сидят все. Или очки Кешины сподвигли? Или смышленое Кешино лицо, проще, мордочка начитанная и любопытная? Кто его знает…
Но вот спросил же! «Что сейчас читаю? У меня что, на роже написано?» – как-то не задумываясь особо, что и зачем тому знать об этом, почесывая одной рукой рукояткой веника затылок, другой расстегивая джинсы, мысленно переспросил себя Палыч.
– Юмор люблю, приключения, а вот политика и все остальное меня мало интересуют, надоело хуже горького хрена, того, что в парилке иногда применяют для глаз.

– Ну это, парень, ты зря! Тут ты не прав!
И задал новый вопрос:
– А знаешь ли ты, друг ситный, то есть раздеващийся, что сказал Аристотель три тысячи лет назад?

«Мудрость – это самая точная из наук.»
 
Этим вопросом загадочный мужик поставил пришедшего в тупик в такой степени, что Кеша, прекратив раздеваться, так и сел в трусах на диван; от того, что штанины уже были приспущены до пола, физиономия его приняла совсем глупый и одновременно задумчивый вид. Он наморщил лоб, силясь припомнить что-либо этакое, экстраординарное. Что же он сказал, этот Аристотель? Да и вообще, кто он такой? Может, он в баню ходил и что-то наговорил про пар, а Кеша не курсе?
Дураком выглядеть не хотелось, а ответ на вопрос не приходил в его, как он считал, довольно умненькую, хоть и мультяшную, голову.

«Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела.»
               
Он на мгновение застыл, соображая, что бы такого сказать, чтобы старик отстал он него, что, мол, он мыться да париться пришел, а тут ты со своим Аристотелем... Откуда мне знать, что он там сказал про баню? Хотя, почему про баню? Ведь вопрос был, что он вообще сказал. С тех пор прошло-то немало, несколько тыщ лет, позабыли уже все.
Дед неопределенного возраста, в свою очередь, с любопытством наблюдал за только что появившимся у него соседом с какой-то хитрой ухмылкой (явно скрытый коммунист), и тоже молчал, по всей видимости, ждал от Палыча философского ответа.
С одной стороны, Иннокентию хотелось побыстрее попасть в парилку, с другой, надо было как-то отвечать. Хоть и не обязан незнакомцу, но некая воспитанность не позволяла отшить деда, явно с прибабахом, ради очерка, за которым он и пришел.

«Остроумен тот, кто шутит в бане со вкусом.»

Гадать не было смысла, и Палыч принял смелое решение, запальчиво выложив такую словесную тираду:
– Я не знаю, что сказал тот тип, иными словами, не помню, так как не жил в то время, но есть подозрение, что он сказал: «Иди ты в баню! Вон тем (он показал рукой на окно - Авт.) зеленым лесом…»
– А вот и не так, а вот и неправильно мыслишь, товарищ! Он по-другому выразился, а именно: «Человек, не читающий про политику – мертвый человек!»

«Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.»

Палыч встряхнул веником вверх-вниз, вправо и влево, буркнул что-то – мол, ну ты, дед, загнул, более старика  слушать не стал, а побежал в душевые, затем в парилку.
«Вот ведь! Мыслитель очередной, политик диванный, доморощенный выискался, мало я их в банях страны наслушался…», – бухтел  себе под нос, недовольно кряхтя, Кеша, карабкаясь по высоким ступеням парилки на самую верхнюю полку. Дед с бородой вновь оказался рядом, тоже, мол, замерз, посижу с тобой тут рядышком, но пробыл недолго, а уходя, напоследок внимательно посмотрел на Кешу, поднял кверху палец и сказал:
 – Наслаждение общением — главный признак удовлетворения… 
Далее слова старикана Палыч не разобрал. Дверь за ним захлопнулась, а продолжение цитаты Кеша добавил уже от себя: «…после качественного парения опахалом или веником». Не иначе, этакое имелось в виду? Или по-другому как-то? Ну, а кому не лень, предлагаем заглянуть в его цитаты в оригинале!

Вернувшись с прогрева, он не обнаружил ни старика, ни вообще каких-либо следов его пребывания, кроме лежащей на столе старой книжки «Этика. Политика. Риторика. Афоризмы».
Тогда до него и дошло, кого на самом деле он встретил!
А если бы «Капитал» лежал?
Так ведь, возможно, именно Аристотель своим присутствием и облагородил это замечательное заведение, заодно и попарился, как когда-то в старину на купальнях, попутно передав эстафету здравых размышлений нашему банному герою-повествователю Иннокентию Листозадову. Хорошо хоть не Карл Маркс, тот бы враз охмурил идеей сделать бани коммунами… Парились бы все одним веником по очереди, а сейчас вот, при текущем строе, у каждого свой имеется.

«Толерантность и апатия, эти две последних добродетели умирающего общества.»

Приехав домой, Палыч открыл книгу цитат, как он понял, оставленную ему для изучения побывавшим в бане магом: высказываний про мертвого, аполитично настроенного читателя-банщика там не оказалось. Факт, что старичок приврал или придумал это на месте. Хотя как раз политика-то и стоит в банях на первом месте при обсуждении в кулуарах между парениями среди мужиков .
Все перерыл Кеша, все шестьсот двадцать пять цитат прочел. Читал с интересом, понравившиеся умные мысли мотал на ус, записывал, все ждал, когда про бани попадется, но так ничего и не нашел.
Некоторые умные мысли очень подходили к его теме, и он решил переиначить их немного, на свой, типично банный лад. Вы уже прочитали кое-какие из них.
Вот, допустим:
«Наслаждение парением – главный признак здоровья!» 

Правда, сам мудрец в этой цитате высказался несколько иначе и вряд ли одобрил бы Иннокентия за  самоуправство и лиходумство его изречений и измышлений.
Листозадов, хотя пока и не является философом, все же решил внести сюда капельку своего чисто банного мировоззрения.
К ночи, когда уже пора было спать, он прочел и переварил порядка половины изречений древнего мыслителя. Из глубины веков на него повеяли, а затем и потекли различные добропорядочные и просветленные мысли для рассуждений. Не заметил, как и сам немножко начал мудрить.
И тогда Кеша взял да и вырвал у самого большого интеллектуала того периода еще одно из понравившихся ему высказываний, затем переделал его на свой лад и выложил на страницах этого рассказа.
Что, тот в суд, что ли, подаст на Кешу за вольнодумство? Или, того гляди, родственнички объявятся из враждебной ныне нам Греции, затаскают с разбирательствами по поводу переделок цитат, высказанных ученым мужем?
А так как и те две (про толерантность и апатию), которые ему впаривал в парной странный старик, скорее всего, уже почили в забвении по прошествии тысячелетий, по-Листозадовски теперь будет звучать так:
«Бани и парилка, это две последние добродетели умирающего общества!»
Или, к примеру, еще вот такая реплика, предназначенная банщику-мыльщику: «Каждый может попариться – это легко; но попарить того, кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно – это дано не каждому.»

«Человек с чувством юмора – это и тот, кто умеет отпустить меткую шутку, и тот, кто переносит банные насмешки.»
 Аристотель, доп. Листозадов

Прав был дедок, заявившись неведомо откуда, или нет (по поводу политики), Кеше знать не дано. Но если так дело пойдет, то и остальные мудреные парни из прошлого повадятся по баням шастать! Мало ли таких набралось за прошедшие века, наболтавших в свое время толковых вещей!?
Кеша ведет повествования про бани, все остальное – не его поприще, и он крайне не согласен ни с Аристотелем, ни с Карлом Марксом, ни с этим неизвестным гражданином, встретившимся ему в зале отдыха.

Сюжет основан на реальных событиях и только разбавлен высказываниями мудрецов. В данном подтексте Кеша не заметил, как ненароком в их число добавил и себя.
Стоит заметить, умники эти встречаются ему постоянно, в каждой бане, и несут такое… что пером не описать.
Для окончания сказа об этом теплом месте подмосковного городка Реутово он выбрал еще один древний трактат философа-мудреца и выложил на странице его мысль без изменений:

 «Счастье, по-видимому, заключается в досуге.»

И напоследок:
«Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечных целей (банных печей) и отыскания соответствующих средств (видов топлива), ведущих к конечной цели (пару).» 
               
Аристотель, Листозадов

Аннотация

Однажды Иннокентий Листозадов взял, да и… пошел в баню! Да так и путешествует с тех пор по банным заведениям нашей необъятной родины. Парится, отдыхает, порой попадает в смешные, неловкие и даже драматичные ситуации, знакомится с интересными людьми и с юмором рассказывает о том, что видел, слышал и ощущал во время банного отдыха.
События в книгах причудливо переплетаются, соединяя воспоминания героя о былом, реальность настоящего и шуточный вымысел. В иных местах Иннокентий, бывает, немного чудит.

Дорогие друзья!

Мы размещаем краткие отрывки из очерков-путеводителей по общественным баням нашей столицы и ее окрестностей под названием “Идите в баню!” (части первая и вторая)  на сайте proza.ru .
Первая книга вышла в декабре 2023 года. Вторая - в августе 2024 года.
Тираж каждой книги - 1000 экземпляров. Стоимость одного экземпляра от автора - 900 рублей.
Оба издания выпущены в подарочном варианте. Они на мелованной бумаге, в каждом по 250 рисунков и фотографий, обложка твердая и покрыта уф-лаком.
Огромное количество экземпляров уже подарено друзьям, знакомым, кассирам, банщикам и массажистам бань страны, а порой просто попавшимся на пути нашего героя совершенно незнакомым  людям.
Внимание! Никаких дополнительных тиражей не будет! В дальнейшем уже выпущенные части серии можно будет только скачать в электронном виде.

От автора:
К моему глубокому сожалению, условия выставления произведений на такие торговые площадки, как Ридеро, Вайлдберриз, Озон и др.,  подразумевают их самостоятельное печатание в черно-белом исполнении на газетной бумаге с разделением каждой книги на три части (по 4 рассказа в каждой) и продажу по баснословной цене, которая ко мне как автору отношения не имеет. Поэтому пришлось ограничиться электронным форматом (роялти автору составляет 30 рублей с каждого скачивания).
Также мы размещаем на странице  http://proza.ru/avtor/888yyy  отрывки из готовящегося к печати третьего тома серии, посвященного баням различных городов нашей страны, начиная с востока до самых западных ее окраин.  В настоящее время книга находится на стадии верстки, выход намечен на декабрь 2024-го или январь-февраль 2025 года.
Приобрести первые две книги в бумажном виде можно только из авторских рук, сделав покупку на следующих торговых площадках:
 https://www.avito.ru/profile/items/active/all?s=4 (АВИТО)
(auction.ru )
https://sharrol.ru/search?search=идите+в+баню  (сайт https://sharrol.ru)
https://novoe-staroe.ru/search/?search=книгИдитевбаню  (сайт novoe-staroe.ru )

Повторяем! Ни в каких магазинах в печатном виде книга не продается!
Вы можете ее приобрести только непосредственно у автора и с автографом.
Удачного вам дня!

Приглашаю вас присоединиться к общероссийской группе «Идите в баню!» по ссылке
https://t.me/iditevbany2024   

Купить третью книгу в трех частях можно здесь https://ridero.ru/my

Купить недорого две первые книги в бумажном исполнении по новогодней акции можно здесь https://auction.ru


Рецензии