Олег Стриженов звезда на все времена

Советский кинематограф знал много звёзд среди актеров. Все они были любимы народом. Но их популярность, как это обычно бывает, держалась пару лет и затем исчезала, уступая место новым дарованиям, на которые богата земля русская. Эти актеры, как правило, играли в каком то одном амплуа, не выбиваясь из обоймы героев-любовников, комсомольцев, смазливых красавцев, иностранцев, деревенских простаков.

Лишь одному советскому актеру удалось остаться звездой на все времена, блистательно воплотив на экране и театральной сцене героев разных социальных слоев и эпох. Этот актер при жизни получил от восторженной его игрой публики все возможные комплименты. Немудрено, что на Западе кинокритики называли его "советским Жераром Филиппом". Так ярко и самобытно, гораздо ярче своего западного коллеги, с которым его сравнивали, он существовал на киноэкране и на сцене.

Имя этой звезды: Олег Стриженов.

Олегу Стриженову в августе 2024 года исполнилось 95 лет. Он отметил юбилей в добром здравии со своей семьёй, главные в которой его жена Лионелла (ее Олег Александрович называет Ли) и сын Александр, известный телеведущий, а ещё внуки и правнуки.

Мог ли окончивший в конце сороковых годов школу-студию МХАТ и начинающий творческий путь в таллиннском русском драмтеатре Олег Стриженов догадываться, что станет главной звездой советского и российского кино? Скорее всего: да. Талант с рождения знает о своем предназначении, даже когда в годы войны подростком работает механиком в Научно-исследовательском кинофотоинституте. Затем, поступив учиться на  киномеханика в Театрально-художественно-техническое училище, увлекаясь живописью,Олег Александрович понимает, что его стезя - мир искусства. Он становится студентом Щукинского театрального училища.

Сыграв Овода Олег Стриженов проснулся знаменитым. Режиссеры оценили его талант перевоплощения: при блистательной внешности актер менял психологизм игры в зависимости от характера своих героев. После роли Лаевского в чеховской "Дуэли" Стриженова назвали продолжателем театральной школы Михаила Чехова.

В творческой биографии Стриженова более трёх десятков киноролей. К числу его лучших, кроме "Овода" (1955), относятся фильмы "Сорок первый" (1956), который был удостоен специальной награды X Каннского кинофестиваля (1957), "Белые ночи" (1959), признанного одним из лучших фильмов 1960 года по решению Британского киноинститута, "Звезда пленительного счастья" (1975) и "Приступить к ликвидации" (1983).

Уже будучи зрелым актером, мегазвездой советского кино, Олег Александрович исполняет главную роль в фильме "Неподсуден" (1969), показав личную драму летчика Сергея Егорова, из-за клеветы потерявшего любимую и сына. Фильм стал одним из лидеров советского кинопроката 1970 года (4 место — 43,3 млн зрителей). По итогам опроса читателей журнала "Советский экран" Олег Стриженов был признан лучшим актёром 1969 года за главную роль в этом фильме.

Психологизм присущ каждой работе Олега Александровича. Он умеет взглядом передать энергетику мизансцены, дать зрителю понять сверхзадачу фильма. Жаль, театральные постановки в годы творчества Олега Александровича снимали нечасто. Но даже по крохотным черно-белым отрывкам, оставшимся в архивах телестудий, можно оценить степень таланта Стриженова-театрального актера. Он был ярчайшей звездой труппы МХАТа шестидесятых, куда играть русскую классику его пригласили легендарные старики Художественного театра. Увы, когда во МХАТ назначили худруком не менее амбициозного и талантливого Олега Ефремова, ужиться двум ярким индивидуальностям в одном театре не удалось.

Стриженов всегда играет драму характеров, пытается разобраться в характере и эмоциональном мире своего героя. Очень многие его персонажи заканчивали трагически, погибали, как Овод, Герман, Фелипе Ривера, или сходили с ума, как знаменитый летчик Сергей Уточкин. Актер тонкого психологизма, Стриженов блистательно показывал личную драму героев, оказавшихся в непростых обстоятельствах, драму человеческой личности. Как настоящему большому художнику, интуиция подсказывала Олегу Александровичу всегда выбирать героев разных профессий, чтобы не заштамповаться в одном амплуа. При этом чиновники министерства культуры предлагали ему в основном роли дворян и офицеров царской армии. Стриженов был самолюбив, отличался перфекционизмом в работе. На киностудиях знали его фразу: "не снимаюсь у режиссеров, которые не знают, как меня снимать".

У Олега Стриженова нет проходных ролей. Он всегда играл тех, кто ему интересен. Его герои всегда личности с сильной харизмой, способные на настоящие поступки. Как точно Стриженов показал психологию знаменитого советского разведчика-нелегала Льва Маневича в фильме мастера детективно-приключенческого жанра Вениамина Дормана "Земля, до востребования"! Как объемно  отобразил характер зачищающего советскую землю от фашистского отребья начальника отдела по борьбе с бандитизмом МУРа Ивана Данилова в боевике "Приступить к ликвидации".

Сыну кадрового офицера-кавалериста и выпускницы Смольного института, человеку с офицерской выправкой, Олегу Стриженову часто предлагали роли дворян, белогвардейских офицеров. Петр Гринёв, Сергей Волконский. Возможно, именно поэтому звание народного артиста СССР Стриженов получил лишь к шестидесятилетию. Играй он секретарей парткомов, комсомольцев-добровольцев и прочие актуальные для советской партпропаганды роли, народным артистом стал бы гораздо раньше. Киночиновникам в эпоху СССР и в голову не приходило, что каждый герой Стриженова несет в себе патриотизм личности. Патриотизм благородства, чести, высокого человеческого достоинства: дворянские категории, утраченные в современном погрязшем в плебействе мире. Всем героям Стриженова хочется верить, всех их, благодаря таланту Олега Александровича, ощущаешь в контексте художественного произведения.

Благородный взгляд у каждого героя Стриженова, вне зависимости от исторической эпохи, в которой происходит действие фильма. Увы, в современном искусстве, где царят пошлость и жажда денег, порядочность главного героя стала ненужным рудиментом.

Одной из крайних работ Стриженова стала роль живущего в Лондоне миллионера, русского эмигранта Александра Гагарина в фильме Владимира Басова-младшего "Вместо меня". В этой роли Стриженов вновь продемонстрировал богатую палитру актерского мастерства, переиграв своего молодого партнера, тогда - начинающего актера Сергея Безрукова. Стриженов показал зрителю характер старика-миллионера, не потерявшего стать и благородство даже несмотря на преклонный возраст, остающегося авантюристом и обучающего жизни молодого жиголо.

Кроме ролей в кино и театре, Олег Стриженов играл в  радиоспектаклях, а также известен как великолепный мелодекламатор: ни одна из творческих встреч артиста не проходила без чтения стихов Есенина, Пушкина, Лермонтова.

Слава Стриженова была столь высока, как высока была зависть и неприятие его коллегами. Личная слава и ненависть коллег к таланту Олега Стриженова шли рука об руку. Отсюда слухи о его высокомерии и непростом характере, которые много лет смакует "жёлтая пресса". Кто тиражирующие эти слухи шавки по сравнению с бриллиантом отечественного кино и театра Олегом Стриженовым?

Олег Стриженов однажды принял решение больше не сниматься в кино. Как мегазвезда, он имел на это право. Зная, что другие никогда не повторят его достижений, ведь гениальность - удел избранных.


Рецензии
Добрый вечер!

Статья "Олег Стриженов: звезда на все времена" — это яркий и глубокий анализ творческого пути одного из выдающихся актеров советского и российского кино. Автор умело подчеркивает уникальность Стриженова, который, обладая завидным талантом, воплощал персонажей разных эпох и социального статуса с психологической глубиной и харизмой. Отмечая то, как актеру удавалось избегать стереотипов и штампованных ролей, автор акцентирует внимание на его значимости как культурной личности, чьи работы стали классикой. Статья не только восхваляет мастерство Стриженова, но и ставит его в контекст времени, подчеркивая влияние на зрительские умы и сердца.

Марк Тарлава   08.10.2024 19:36     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.