Судьбы авиаконструкторов

            
                « Не  беспокойся  о  том,  что  тебя  не знают.   Беспокойся  о  том,  достоин  ли  ты  того,  что  тебя  знали».                Учитель  Кун.       
          Вечером  Михаил  сидел,  смотрел  телевизор,  сводка  с  фронтов,  расстроился.  Почему?  Война  в любом  столетие,  в  разных  точках  земли  лишает  жизни  людей, как  мирных,  так  и   воинов  на поле  боя.   Это  трагедия  всего  человечества. 
         Посидел,  успокоился.   Ему  в  голову  пришло  высказывание  Эйнштейна: « Я  рождён -  это  всё,  что  бы  быть   счастливым».  Спорить  нет  смысла,  личное  мнение.   Хочется  от  себя  добавить: «  Но  не  в  эпоху  перемен!»
    В  такую  тревожную  минуту  ему  захотелось рассказать  читателям,  спросите  о  ком  и о чём?    Не  спешите.  Конечно  о  людях.  Эпоха   перемен,  тема  огромная.  А  человек,  его  роль  в  каждом  событие  велика!   Как  в  положительном,  так  и  в  отрицательном  смысле.
       Подумал,  решил  подсветить   огоньком  своей  души,  жизнь  двух  авиаконструкторов.  Две  маленькие  истории  в  эпоху  перемен,  на  фоне   огромной страны.
      В  глазах  появился  огонёк.  Начнём!  Александр  Сергеевич  Яковлев -    19  марта,  1906  год.  Родился  в  Москве.  Отец Сергей  Васильевич  Яковлев,  окончил  Академическое  коммерческое  училище,  работал  в « Товариществе  братьев  Нобеля».  На  разных  должностях.  Мать  Нина  Владимировна  воспитывала  троих  детей.  Всё  мирно,  по-семейному.
       Александр  -  учился  в  гимназии.  И  вот!    Эпоха  перемен  грянула  -  Октябрьская  революция.  Гимназию   соединили  с  женской  школой,  создав  « Единую  трудовую  школу  второй  -  ступени № 50». 
      Шла  гражданская  война,  жить  стало  трудно.  Родители  решили  Александра  устроить  на  работу  курьером в  «Главтоп».  Он  был  энергичным    человеком.  В 1922  году,  учащейся  школы,  дослужился  до  должности  секретаря  начальника  отдела.   За  свою  работу  получал  паёк,  помогал  семье  выжить.  В  школу  ходил  во  вторую  смену.  На  последнем  годе  учёбы  в  школе,  уволился  с  работы. Учась,   проявил  инициативу,  в  1923  году  организовал  в  школе  ячейку  «Общество друзей воздушного  флота», она  насчитывала  около  60  человек.   Получил  аттестат  зрелости.  Начался  самый  сложный  этап  жизни -  поиски  себя.
      На  пути сразу  возникло  первое  препятствие « Буржуазное  происхождение»,  оно  закрыло    перед  ним  дорогу  в  вуз. 
     Михаил  задумался,  вот  тебе  и  эпоха!  В  голове  замелькали  события  из  прошлого 1861  года.  Их  прадеды,    Яковлевы,  были крестьянами  Ярославской  губернии.  Крепостное  право  отменили  и!  Его  дед,  Василий  Афанасьевич  Яковлев  переехал  в  Москву,  видимо  ловкий   был  человек,  стал  владельцем  свечной  лавки.  А его  сын  окончил   Академическое  училище!  Вот  тебе  и  буржуазия.  Это хорошие  перемены!    
      Время  бежит,  а  мечта  рядом  летит!   Александр  отправился  на  центральный   аэродром,  в  Академию   Воздушного  Флота,  пытался  найти  работу, его   туда  так  и  подталкивала  судьба.  Ему  повезло:  лётчик  Николай  Дмитриевич  Анощенко ,  строивший  планер  собственной  конструкции,  взял  Александра  к  себе  в  помощником. 
      Лётчик  постоянно  был  занят  организацией  планерных   соревнований,  у  него  было  мало  личного  времени,  а  поэтому,  убедившись,  что  помощник  у  него  толковый -  просто  давал  ему  свои  указания.  Александр  работал  почти  самостоятельно.
    В  ноябре  1923  года  они,  вместе  с  другими   авиаторами,  погрузились  на  поезд  и  поехали  в  Коктебель,  на  соревнование.  К сожалению,  их  планер  так  и  не  взлетел.  Зато  Александр  общался  с  молодыми -  энтузиастами  авиации.  Слушал,  наблюдал,  сравнивал  и  решил  построить  собственный  планер.   
     С  этого  и  началась  его  самостоятельная  жизнь  в  авиации.  Зимой  1924  году  силами   руководимого  им  школьного  кружка  принялся  за  работу, по  созданию  собственного  планера. Ему  опять  повезло! Коктебель -  знакомство  со  слушателем  Академии  Воздушного  Флота   Сергеем  Владимировичем    Ильюшиным.  В Москве  они продолжали  общаться.  Ильюшин  давал  Александру  читать  конспекты  лекций.  Дал  список  необходимой литературы,  а  затем  и  консультировал  на  всех  этапах  создания  рабочих  чертежей.  Друзья  по  школе  ему  помогали  даже  материально.
      Наконец  в  школу  пришли  представители  специальной  комиссии  Академии  Воздушного  Флота.  Осмотрела  планер,  допустила  его к  участию  во  Второй  всесоюзных  планерных   состязаниях  в  Коктебели.
         На  соревновании,  15  октября  1924  года,  планер  Яковлева,  названный  «АВФ – 10»,                (Академия  Воздушного  Флота)  показал  хорошие  результаты.  Сам  конструктор, получивший  почётную  грамоту  и  200  рублей премии,  был  горд   своим  успехом.  Через  год  он  снова  участвовал  в  соревновании  с  планером «АВФ -  20».  АВФ  был признан  лучшим  планером.
        Яковлев  мечтал  поступить  в  Академию  Воздушного  Флота   имени  Н. Е.  Жуковского.  Ему  исполнилось  18  лет.  И  опять  судьба  благоволила.  С  помощью  Ильюшина  устроился  подсобным рабочим  в  мастерские  Академии: это  приравнивалось  к  военной  службе.
        Постепенно  от  работы «подай -  принеси»  Яковлев  перешёл  на  должность   помощника  моториста   лётного  состава. Что  позволила  ему  во  всех  подробностях  ознакомиться  с  этапами  создания  и  эксплуатации  самолетов.  Всё  свободное  время  он  отдавал  конструированию.  Первый  самолёт  был  удачный.  Его  работу  заметили! 
       И  осенью 1927  года  Александр  Яковлев  стал,  наконец,  слушателем  инженерного  факультета  Военно - Воздушной  академии  имени  Жуковского.  Мечта  сбылась!  В  марте  1931 года  он  в  числе  лучших  выпускников  получил  диплом  военного   инженера -  механика. Через  месяц  на  московском  заводе № 39  занял  должность   начальника  группы  лёгкой  авиации.  На  то  время  ему  было  25  лет.
        Он  ушёл  с головой  в  работу. Годы  шли. 12  июля  1935  года  на  Тушинском   аэродроме  состоялся  большой  авиационный  праздник,  на  котором  Яковлев  представил  свой   новый   АИР – 10.  Туда  явился  Сталин.  После  выступления  авиаторов  Сталин  пожелал  осмотреть  машины  и  познакомиться  с  их  создателями.  Когда  дошли  до  Яковлева,  вождь  сослался  на  знающих  людей,  считавших,   что  он  большое  внимание   уделяет  внешней  отделке  самолёта. Яковлев ответил: « Знающих  людей  много -  специалистов  мало».  Сталин  отвёл  его  в  сторону  летного  поля.  О  чём  разговаривали  неизвестно.   
     Зато,  при  финальном  фотографировании  с  лётчиками,   Сталин  подозвал  к  себе  Яковлева.   На  фотографии:  в  нижнем  ряду  Ю.  И.  Пионтковский -  лётчик,  рядом  А. С.  Яковлев.  За  ними  руководители  партии,  слева А. А.  Андреев.  Посередине  И. В.  Сталин -  и  мы  видим  рука  Сталина,  лежит  на  плече  Яковлева.   Справа  К. Е.  Ворошилов.
    А  потом война и  в  бой  вступили  Як – 1, 3,  7, 9  и  того  35086.  Работа,  работа. …  Смотрим  на его  портрет  генерал  полковник  авиации,  дважды  герой!  Я  так  скажу: «Он  ушёл,  для нас  он  живёт  в  своих  делах!»
     Просматривая  материал,  прочитал   -  Поликарпов,  авиаконструктор.  Михаил  не  захотел   их  сравнивать,  хотя  кто - то  скажет,  они  были  конкуренты.  Стал  читать,  в  голове  чётко  прорисовывался  жизненный  путь   Николая  Николаевича  Поликарпова.  Николай   родился  28  мая  1892  году.  В  Орловской  губернии,  Ливенский  уезд,  село  Георгиевское.  Отец   священник  Николай  Петрович  Поликарпов. 
      До  эпохи  перемен  окончил  механическое  отделение  Петроградского  политехнического   института.  Был  учеником  знаменитого  авиаконструктора  Игоря  Сикорского. Никогда  не  скрывал,  что  он  верующий.  С  этим  приходилось  власти  считаться.  Талант!!!    
     Основу  истребительной  авиации  страны  1920  - 1930  годов  составляли  именно  созданные  Николаем  Николаевичем  Поликарповым (конечно  он  работал  не  один)  самолёты  И-1, И- 2,…  И- 16, И – 153 ( Чайка).  В  результате  премии,  награды.
       В  те  годы,  часто   повторялось  выражение  «знающие  люди!  Говорили?»   Оно  в  жизни  Поликарпова  сыграло  существенную  роль.  Из-за  них  он всегда  существовал  на  «грани  фола».   В 1929  году был  арестован,  все   его  заслуги  были,  перечёркнуты.  Он  был приговорён   к  расстрелу. Приговор  в  исполнение  не  привели,  но  долгое  время  и  не  отменяли.  Под  таким  прессом  авиаконструктор   работал  два  года,  на  том  же  заводе   № 39,  где  начал   работать  Яковлев.  Тогда  они  встретится,  не  могли, потому  что   Поликарпова  и  его  помощников  содержали  отдельно  от  прочих  заводчан.       
     Получив  в  1931  году  условно -  досрочное  освобождение,  Поликарпов  продолжал  работать  на  том  же  заводе  под  руководством  Сергея  Ильюшина.
     Судьба!  Люди,  были,  где  то  рядом,  но  не  помогали  ему.  18  декабря  1938  года во   время  испытаний  истребителя  И – 180  погиб  знаменитый  лётчик Валерий  Чкалов. 
     Это  стало  поводом  для  уничтожения  КБ  Поликарпова.  Лучших  сотрудников  передали  под  начало   Артёма  Микояна.  Брата  члена  политбюро.   Микоян  получил  и  разработки  КБ  Поликарпова.  На  их  основе  и  был  спроектирован  истребитель  Миг  - 1.
    Поликарпов  в  очередной  раз  оказался  у  разбитого  корыта. Но  не  сдавался.  Сумел  встать   на  ноги.  Создать  новый  истребитель.   И -  185.  В  декабре  1941  года  замнаркома  Яковлев  выступил  за  скорый  запуск  самолёта  в серийное  производство,  но  его  не  услышали.  Лишь  в  декабре  1942  года  истребители,  И – 185  успешно  прошли  боевое  испытание,  но  дальше  дело  не  пошло?   
    Тяжела  судьба  авиаконструктора  Поликарпова,   отразилась  на  его  здоровье.  30  июля  1944  года,  от  тяжёлой  болезни  скончался Николай  Николаевич  Поликарпов.    
      Михаил  не  решался   ставить  материал,  но  понял,   он то  сам  его  считает  героем,  значит,   имя  Николая  Николаевича  Поликарпова   должно  остаться  в  истории  авиастроения.


Рецензии
Добрый день, Алексей! Спасибо большое за очерк о выдающихся авиаконструкторах. Жалко. что судьба Н.Н.Поликарпова сложилась так печально.
С уважением,

Людмила Каштанова   08.10.2024 08:29     Заявить о нарушении
Благодарю за прочтение, за ваше внимание.

Алексей Решетняк   08.10.2024 12:01   Заявить о нарушении