Её день учителя

  Сегодня пятого октября День учителя. Никто из  родных и друзей не поздравляют  её с этим днём, забывают, что она тоже шесть лет была педагогом дополнительного образования, вела «Поэтическую мастерскую» при Дворце творчества детей и молодёжи, где учила детей писать стихи и прозу.
  Она считает, что это самый главный праздник в её жизни, её подвиг, её сбывшаяся мечта.
  Лидия Ивановна Невская, в замужестве Фатхулина, с малый лет мечтала стать учителем.
   Дочь репрессированной финки. Её мама Екатерина Ивановна родилась в Ленинградской области, потом жила в Ленинграде на Лиговском проспекте, переулок Ульяны Громовой, пережила блокаду Ленинграда и была сослана в Сибирь по национальному признаку, только за то, что была финкой — ингерманладкой.   
  Ингерманландия — историческая область на северо-западе современной России. Располагается по берегам Невы, ограничивается Финским заливом, рекой Нарвой и Чудским озером на западе, Ладожским озером с прилегающими к нему равнинами и рекой Лавой — на востоке.
К России Ингрию в XVIII веке присоединил Пётр I после победы над Швецией в Северной войне, которая длилась 21 год.  Коренные народы Ингрии — ижора, водь и ингерманландские финны.
  Язык ингерманландцев (фин. inkerin murre) относится к восточным диалектам финского языка.
   Екатерина Ивановна провела в ссылке одиннадцать лет. Она была ещё ребёнком, когда попала туда. Там родилась её дочь Лидия.
   После смерти Сталина, ссыльных реабилитировали с пометкой не жить в крупных городах. Так  Катя с дочкой оказалась в небольшом городе на Волге Сызрань.
   Не смотря на то, что Катя закончила школу с отличием, в комендатуре ей не дали разрешения учиться дальше, поэтому не имея никакого образования в городе Сызрань она едва устроилась в железнодорожную столовую буфетчицей.
   Лиде не пришлось стесняться своей необразованной матери потому что они жили в бараке в районе бараков, где образованных было меньше, чем пальцев на одной руке. В основном в бараках жили обычные ряботяги.
  Мать Лидиной подруги Тони Мерзляковой была крановщицей в заводском цеху, её бабушка была уборщицей в местной бане, мать другой её подруги работала подсобной рабочей в литейном цехе близлежащего завода.
    До двадцати двух лет Лида с мамой жила в бараке, даже замуж вышла в бараке. Если раньше она спала с мамой на единственной кровати, а когда подросла, стала спать на раскладушке, мама - на кровати, то, когда Лида вышла замуж, они с мамой поменялись. Тогда Лида с мужем стали спать на кровати, а мама - на раскладушке.
  Когда бараки снесли, они получили две комнаты в коммуналке.
Но до этого Лида радовалась жизни в бараке. Она росла талантливой девочкой, хорошо рисовала, сочиняла стихи. Только у неё во всём районе бараков было пианино.
  Стать учительницей Лида мечтала с самого детства. Ещё с бараков.
   В бараке было двадцать комнат и в каждой комнате в одиннадцать квадратных метров жили семьи с детьми. В её бараке было шестьдесят детей разного возраста.
  Лида собирала их в коридоре барака и устраивала школьный класс.
   Дети приносили свои табуретки и маленькие детские стульчики, раскладывали на табуретках тетрадки, брали карандаши.
   Лида была учительницей. Школьной доской служила большая  коричневая входная дверь в барак.
   Те же табуретки и те же детские стульчики использовали и мужики. Они играли в домино и в лото в коридоре барака.
   Много лет спустя Лида нашла в своих бумагах самодельный журнал учеников коридорной школы.
   Всё, как в самом настоящем журнале. Каждая страничка разлинована, слева фамилии, далее предметы и оценки.
   Приятные воспоминания, но тут же вспоминалось и то, что в педагогическое училище её не взяли сразу же на приёме документов. Дело в том, что Лида с детства картавила, не чётко выговаривала букву «р».   В детстве она не знала, что это станет её бичом в жизни.
  В педагогический её не взяли и она с горя поступила в машиностроительный техникум на литейное отделение. А куда ещё может поступить школьница из бараков.
  Тридцать два года она проработала на заводе Тяжмаш инженером-технологом, но мечта стать учителем её не покинула и, когда она, выступая в школах, в детских садах со своими стихами,  вдруг заметила, что есть в школах дети, которые так же , как и она, уже с восьми лет пишут стихи.
   Она подумала, что можно открыть поэтический кружок и учить детей основам стихосложения и прозы.
  Она сама была самоучкой, покупала специализированную литературу. Много читала, ходила в литературное объединения с четырнадцати лет, где у неё был литературный консультант Бухаров Евгений Васильевич,  военный по профессии и поэт.
   Она пришла во дворец творчества детей и молодёжи и предложила им открыть кружок поэзии.
   Директор Людмила Долбилова идею поддержала. Руководитель  литературного объединения написал ей рекомендацию и вот она стала педагогом дополнительного образования Лидией Ивановной. В большом здании Дворца творчества у неё теперь был свой класс и настоящий учительский журнал.
  Шесть лет отданы были «Поэтической мастерской».
  Мечта её стать учителем сбылась. «Это были  наши лучшие годы в жизни!»  - пишут её ученики, которые теперь стали большими, разъехались по всему миру, издают свои книги.
«Благодаря вам, мы выбрали профессии, связанные с литературой!» - пишут ей ученики.
 Действительно, они стали журналистами, филологами, юристами, учителями.


Рецензии