Новый год и шляпка
Евреи, хоть они и относятся к одному из семи древнейших народов мира, очень маленький народ, всего каких то 14 миллионов во всем мире, на фоне миллиардных Китая и Индии, это какая-то песчинка в океане. Неудивительно, что об их праздниках и традициях почти никто ничего не знает.
Мой самодеятельный опрос весьма образованных и продвинутых знакомых, показал, что про еврейский Новый Год они вообще ничего не слышали. Тем не менее он случается уже 5785 раз и в этом году пришелся на 2 октября, когда в Берлине еще достаточно тепло и весь город утопает в пышной зелени и ярких осенних цветах — белых и розовых астрах, темно красных и лиловых георгинах, желтых осенних ромашках.
На Новый год собираются в синагоге даже те евреи, которые ни разу за год здесь не были и появляются только на большие праздники.
Дети миллионеров выглядят иначе, чем их обычные сверстники. Уверенный взгляд светлых глаз, красивая посадка головы на длинной шее, широко расправленные плечи, прямая спина -
заслуга личного трененра по фитнесу и регулярного плавания в приватном бассейне (а не в том, где в предельно хлорированной воде резвятся подростки из семей мигрантов). Генетика и правильное питание, отсутствие мелких забот о хлебе насущном — все создает эти экземпляры молодой еврейской элиты Германии. Одеты они в легкие неброские пальто от Versache. Им незачем стараться привлечь к себе чье то внимание, его им хватает от рождения.
А рядом блондинка, может даже настоящая. Длинные волосы, высокий круп, длинные ноги, дорогие туфли теперь уже редко на высоком коблуке — портить ноги вышло из моды, это для бедных. Одежда тоже довольно скромная с виду, все же в синагогу пришли. А в глазах страх -
ведь это его, а не ее деньги, а вдруг она надоест и ее на другую поменяют?
Впрочем, девушки из богатых семей тоже встречаются, но их почему то меньше заметно.
Женщины приветствуют друг друга, обнимаются и целуются строго с теми, кто соответствует их кругу, а это закрытое общество и просто так, даже имея деньги, вы в него не попадете.
Мужчины между собой не целуются, это же не мусульмане. Обмениваются рукопожатиями, в лучшем случае могут похлопать друг друга по плечу, сдержанно улыбаясь.
Тем временем на бимере, возвышении в центре синагоги, куда вынсят Тору и где кантор читает и поет молитвы, происходит собственная жизнь. Отцы наших стройных молодых людей подходят к Ребе и понизив голос произносят: Восемь тысяч, пять тысяч, двенадцать тыяч, Ребе это огвучивает: Мустермнн 1 жертвует столько то. Потом обнимает дарителя, тот
гордый отходит и действие продолжается.
Однако, кроме богатых евреев, есть еще и бедные, которым не достались в наследство дома и фабрики. Их жизнь идет совсем по другом сценарию. Они рады, что могут подняться в зал кидуша — послеобеденной молитвы — на вечернюю трапезу за 40-50 евро.
Все здание нашей синагоги, согласно легенде, принадлежало раньше масонской ложе.
В зале самой синагоги огромные окна смотрят в темноватый двор а под шестиметровым потолком парят крылатые грифы, символ силы и вечности. Они рассматривают мужчин в белых полосатых талесах и слушают их разговоры.
По широкой лестнице надо подняться на высокий второй этаж. Допотопный лифт за резной решеткой обманчиво манит к себе, особенно старых и больных людей, которых здесь предостаточно. Все попытки его починить кончаются ничем. Не потому что это невозможно.
Просто нет денег, нет персонала, нет такой необходимости. Не можете сами подняться, сидите дома. Везде нужны молодые и здоровые, а не какие то инвалиды. А то что эти молодые работать не хотят, это уже совсем другая тема.
Уж какой там лифт, если даже миквы — ванны для ритуального купания — уже десять лет нет. То есть она конечно есть в подвале этого монументального дома, но там все разрушено и заброшено. Как и серый фасад, занянутый сеткой уже много лет. Таково состояние не только Синагоги, но и всего Берлина двадцатых годов двадцать первого века.
Но вернемся в наш Новый год — второе октября 2024 от рождения Христа и 5785 по нашему календарю. Народ после молитвы поднимается в высокий зал, с двумя большими рустованными окнами, в которые заглядывает старый развесистый каштан. С каштанами в Берлине случилось несчастье — их поразила какая то болезнь, жучки поедают зеленые листья, они становятся коричневыми в разгар лета, как глубокой осенью. С этим пытаются бороться, но пока ничего не выходит. Это сигнал всему немецком обществу — оно больно.
Итак, поднимаемся в зал для кидушей. В нем всем хватает места.Тут все рассаживаются за столами строго по иерархии приближенности к Ребе.
Но те, кто сидят подальше, тоже ничуть не страдают. Они чувствуют себя в безопасности подальше от начальства, болтают между собой и радуются жизни.
Наш Ребе очень либеральный и крайне редко кому то делает замечания. Мужчины и женщины сидят вперемешку и довольно часто немного флиртуют. Дамы демонстрируют друг другу наряды. Всем хочется быть красивыми, и тем, кто отпразднует Новый год в отеле Interkontinental, и тем, кто скромно сидит в нашей столовой.
Георг относится к моим нарядам слишком чувствительно, он хочет показать, что его дама шикарная, если и не очень молодая, то с большим вкусом. А что? Тщеславие не самый худший из пороков и может быть стимулом улучшить свою жизнь.
В последнее время я решила, что наше принебрежение к российской одежде это всего лишь предрассудок, вынесенный из опыта бывшего СССР. Этой страны давно уже нет, хотя есть желающие оживить ее с помощью розовых воспоминаний об эскимо на палочке за одиннадцать копеек. Они уже забыли, какой проблемой была тогда одежда. С ужасом вспоминаю мрачные ряды темносерых уродливых пальто, которые никто и не покупал.
Интересно, куда все это потом девалось?
Теперь ситуация изменилась, русские дизайнеры оказались ничуть не хуже европейских и американских, тем более в Питере, у которого всегда есть свой особенный стиль. А сшито в самом Питере или в Выборге, какая разница. Но не в Бангладеш, у нас стиль другой.
В берлинских магазинах цены на одежду сильно выросли, но народ все скупает, как будто боится, что станет еще дороже. С виду красивая вещь из дорогого магазина, на ней стоит вполне приличнаяя марка, например, S,Oliver, но тут же читаешь внизу откровенную поправку made in china, bangladesh, vietnam.
Нет, совершенно не хочеся думать, что девушка. Сидящая за швейной машинкой в Китае или Индии, хуже русской или немецкой. Но только зарплату ей платят мизерную, а главную прибыль вы платите немецому магазину. Да и не в этом дело, если вещь нравится, покупаешь, и все. Главное — вещи стали продавать уродливые, из плохих материалов. Да еще выйдешь на улицу, втретишь такое же пальто — вот уже настроение на весь день испорчено.
А вот когда твое пальто и шляпка задуманы и в Санкт Петербурге и там же исполнены, это гарантия, что ты выступаешь на улице одна
- Как ты красиво одета, просто королева!
приветствовала меня в наш Новый год одна милая дама. А была я в Питерском пальто цвета «лаванда» , с такими особенными острыми лацканами и шлицей и серо голубой шляпке-корзиночке, по последней моде.
То есть мы — бедные евреи, но стараемся держать марку и выглядеть не хуже богатых.
В таком приподнятом настроении я вошла в зал столовой кидушной, где толпился праздничный народ и все уже рассаживались за столами, шумно приветствуя друг друга.
Я повесила пальто на вешалку, а мою новую серо синюю шлапку горшочек пока не снимала,
размышляя, пристало еврейской женщине, которая почти замужем, сидеть в шляпке или все таки нет?
Склоняясь к тому, что распущенные вымытые волосы выглядят лучше шляпки, к тому же замужем я все таки «почти», шляпку я сняла и повесила на край стула. Это ниминуемо должно было привести к ее падению на пол, но было так много вкусных салатов — разноцветный оливье, желто оранжевый капустный, серебристый хумус, ароматные рыбные котлетки, кусочки яблока и свеклы, оранжевая морковка и маленький пакетик с золотистым медом.
Сначала макаем яблоко в мед, чтобы следующий год был медовым, - не спеша рассказывает Ребе. А я невольно задумалась о том, что евреи — большие любители поесть и даже немного выпить вина или чего покрепче. А еще евреи в штеттлах никогда не умирали с голоду — всегда соседи накормят. И еще у нас не бывает ничьих детей — если родители погибают, всегда найдется семья, которая примет с радостью ребенка и будет заботиться о нем, как о родном. Как в фильме «Комиссар» с Ролланом Быковым и Нонной Мордюковой показано.
За что Александра Аскольдова долго преследовали и фильм не показывали массовому зрителю. Ведь было принято считать евреев жадными, хитрыми, опасными и нечестными людьми. Клише для удобства правителей во все времена.
Тем временем праздничный ужин подошел к концу, как всегда закончившись фруктами — спелым розовым виноградом, из которого как раз и делают кошерное вино — считается, что в нем спрятано солнце, сливами и грушами. Принесли сдобный пирог, ребецин его разрезала и все вместе мы стали читать Благословение после еды — Беркат Амазон.
Мы подошли к Рэбе и Ребецин:
- Счастливого сладкого года, - пожелали мы друг другу.
Немного осоловевшие от еды и общения, мы вышли на лестницу, Георг подал мне мое новое пальто. Тут я спохватилась:
А где шляпка?
Мы вернулись в столовую и стали искать шляпку. Мой добрый друг наш коэн Рувен, моя соседка Лена — все взялись за поиски. Георг залез под стол. Стал шарить под стульями — шляпка исчезла.
Тогда Рувен, самый сообразительный из нас, подошел к соседнему столу и доволно громко спросил:
Вы тут не видели шляпку?
За столом произошло легкое замешательтсво. Потом одна из дам, сидевшая прямо за моей спиной, худощавая брюнетка в белой кофточке, обратилась к полной блондинке лет 65 с шестимесячной завивкой на неровно подкрашенных кудряшках , с круглым нееврейским лицом, которую я у нас в синагоге никогда не видела.
Зоя, давай шляпку!
Зоя явно огорчилась и со смущенной улыбкой полезла в свою сумку, откуда извлекла мою новую любимую шляпку.
Спасибо, - сказала я спокойно и вышла на лестницу
Давай пойдем в зал и всем расскажем, что у тебя украли шляпку, - возбужденно заговорил Георг, любитель острых ощущений
Ты что хочешь всем новогоднее настроение испортить? - спросила я мрачно
Но все будут на нашей стороне, - не унимался Георг
Успокойся и пошли домой, - твердо сказала я, - все таки забавно представить, что они подумали. Может, решили, что некто много выпил и забыл о шляпке.
А скорее всего виной вся та же легенда о богатых евреях — у них столько денег и вообще всего, что шляпки растут на полу в столовых, как грибы после дождя.
На следующий день дама, пожелавшая мою шляпку, опять явилась и даже приветливо махала нам рукой. Я злиться уже перестала и махнула в ответ. В конце концов, это была только шляпка, а не портмане с деньгами или кольцо с бриллинтом. И вообще сама виновата
Будь осторожен, следи за собой, - как сказал один классик советского рока, вроде Наутилус Пампилус
04.10.2024 - 5875
Берлин
Свидетельство о публикации №224100501751