Религия древних египтян

Материалы XXX молодёжной научно-практической конференции (Иркутск, 16 декабря 2023 года). Страницы: 108 - 114

УДК 003.322

Ю.А. Туктаров, Н.С. Коноплёв

РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

До наших дней сохранились заброшенные величественные храмы,
поражающие масштабами строительных технологий древних египтян и
привлекающие туристов своей красотой и изысканностью. Сохранились
уникальные культовые сооружения, гробницы царей и вельмож того периода.

108

В качестве информационного источника о религии древних египтян можно
использовать сохранившиеся фрески, рисунки и папирусы, которыми
пользовались образованные жители долины реки Нила.

Ключевые слова: образование, культура, методика изучения
древнеегипетского языка, мифология, религия, знание.

Yu.A. Tuktarov, N.S. Konoplyov

RELIGION OF THE ANCIENT EGYPTIANS

To this day, abandoned majestic temples have been preserved, striking with
the scale of the construction technologies of the ancient Egyptians and attracting
tourists with their beauty and sophistication. Unique religious buildings, tombs of
kings and nobles of that period have been preserved. As an information source
about the religion of the ancient Egyptians, you can use the preserved frescoes,
drawings and papyri used by educated residents of the Nile River valley.

Keywords: Education, culture, methods of studying the ancient Egyptian
language, mythology, religion, knowledge.


    Прежде чем начать тему о религии, нужно отметить, что необходимо с
уважением относиться к людям, которые сохраняют свои традиции, обычаи,
вероисповедание. В нашем государстве множество разных народов и
религий. Благодаря светской форме правления в нём разные религии
спокойно уживаются, и любой человек может открыто говорить о своей вере,
не опасаясь за себя.
Древний Египет очень интересен с точки зрения изучения традиций,
обычаев и религий, которые там существовали. До наших дней сохранились
величественные храмы, поражающие масштабами строительных технологий
древних египтян, храмы привлекают своей красотой и изысканностью.
Сохранились уникальные культовые сооружения, гробницы царей и
вельмож. В качестве информационного источника о религии древних египтян
можно использовать фрески, рисунки и папирусы, которыми пользовались
образованные жители долины Нила.
Что же представляет собою религия в собственном смысле этого слова,
носителями которой предстали древние египтяне? Исторически она
складывается при переходе социума из сферы его традиционного (т. е.
первобытно-общинного) жизненного уклада на цивилизационный уровень
обустройства. При этом коллективистски репрезентируемый социум
(обустраиваемый мифом как способом его — социума — преддуховного
самовыражения) оборачивается общественно воспроизводимой
индивидуализацией. В складывающейся новой жизненной обстановке миф —
и это вполне естественно — уступает место личностно продуцируемой
духовности: лишь теперь она полноправно заявляет о себе. По сути своей
религия воплощает иллюзорно-компенсаторный срез нашего «Я», опираясь
на который индивид обретает «вечную жизнь» — опять-таки в иллюзорнокомпенсаторном преломлении. Опираясь на духовные иллюзии, можно легче

109

справиться с фактом «земной обречённости». Но так хочется заглянуть в
будущее, и это позволяет каждому разумному существу на время предаваться
сладостным иллюзиям — воображать реальность того, что не обусловлено
разумом. Религиозной ситуацией одними из первых «разрешились» древние
египтяне. Их «религиозное упоение» можно классифицировать разными
периодами. Примерно 10 000 лет до н. э. на территории Египта процветал
шаманизм и поклонение духам, но примерно в четвёртом тысячелетии до н.
э. там появляется письменность, и как социальный скачок в культурном
развитии складывается язычество. Оно вытесняет шаманизм, и
тысячелетиями в Египте процветает культ поклонения языческим богам с их
огромным пантеоном и разнообразными сложными обычаями. Несмотря на
стабильность и хорошо продуманные организованные религиозные
традиции, в египетской истории есть очень занимательные случаи, когда они
по разным причинам были нарушены и не соблюдались. Это приводило к
различным неожиданным последствиям.
Самый первый известный случай произошёл во времена правления
Четвёртой династии, в 2589-2566 гг. до н.э., во время правления фараона
Хуфу (Хеопс). Этот фараон решил построить для себя самую большую
пирамиду — усыпальницу, и для осуществления этого грандиозного плана
ему пришлось задействовать практически всех жителей Египта. Были
созданы строительные бригады, которые занимались добычей камня, другие
доставляли их на строительную площадку, много людей было сосредоточено
на самом объекте, где укладывались в ряды каменные глыбы. Кроме
строительных работ, требовались продукты питания, и множество людей
должны были добывать пищу. На любой стройке никак не обойтись без
инструментов, поэтому немало мастеров изготавливали молотки, зубила,
пилы, а также канаты и прочее.
Чтобы выполнить свой замысел, Хеопсу пришлось закрыть все храмы,
а жрецов, жриц и прочих служителей культа отправить на тяжелые
строительные работы. Впоследствии, через много лет, Хеопса стали называть
богохульником, богоборцем и ужасным человеком, атеистом и тираном. В
память о тех ужасных событиях жрецы старались уничтожить память о
Хеопсе, его памятники разрушали, стирали его имя из истории. Среди
языческих жрецов было принято называть эти сооружения «пирамидами
демонов». За 4 000 лет шли попытки по ликвидации отмечаемых усыпальниц,
являвшихся символами атеизма.
Но пирамиды устояли, и сейчас толпы туристов желают видеть воочию
необычные грандиозные сооружения. ...Экскурсии приносят современному
Египту огромный доход. Пирамиды же, обретя статус значимых памятников,
охраняются ЮНЕСКО; на них проводятся различные археологические,
реставрационные работы.

110

Продолжая тему, нельзя не вспомнить о необычной религиозной
реформе, которая оставила масштабный след в истории человечества. В
период Восемнадцатой династии фараон по имени Аменхотеп IV (правивший
в 1352-1336 гг. до н.э.) решил провести религиозную реформу, суть которой
заключалось в революционном и радикальном по тем временам подходе к
проблемам религии. Аменхотеп решил отказаться от язычества и внедрить
монотеизм в культурную и религиозную жизнь своих подданных. Аменхотеп
поменял своё имя на Эхнатон и построил новый город с нуля, где и начался
расцвет монотеизма. Город Ахетатон (горизонт Атона) стал колыбелью
монотеизма. Новая реформа, конечно, не понравилась жрецам, которые
поклонялись языческим богам, и многие жители Египта тоже не поддержали
Эхнатона.
...Результатом неудачной религиозной реформы стала смута. Многие
вассальные области решили отделиться от централизованной власти и
организовать свои независимые государства с традиционной для тех мест
религией. ...Жрецы культа Амон-Ра были недовольны случившимся
поворотом событии и решили отомстить Эхнатону. В город фараона
Ахетатон были подосланы агенты из жрецов культа Амон-Ра. Диверсанты
отравили колодцы с водой в этом городе, накидав туда испорченное гниющее
мясо. ...Началась эпидемия чумы. В столице Эхнатона произошёл
апокалипсис: люди падали на улицах, улицы были завалены трупами.
Многие горожане, чтобы не заразиться, бросили свои дома, имущество и
покинули обреченный город. Жители города, которые остались в живых и не
заразились чумой, пошли в дельту Нила в поисках нового дома или места для

111

проживания. Молва об эпидемии разнеслась по всему Египту, и жрецы
подливали масла в огонь, рассказывая неграмотным и доверчивым
обывателям, что то, что случилось в Ахетатоне,– это кара языческих богов на
голову фараона Эхнатона и его последователей.
Эхнатон стал для египтян преступником, еретиком,
богохульником, который разгневал языческих богов. Имя Эхнатона
старательно уничтожалась из истории Египта, и такая же участь была у
последователей этой религиозной реформы. Есть версия, что всех
оставшихся в живых жителей Ахетатона изгнали из Египта.
Для историков, египтологов и людей, интересующихся данной темой,
существует богатый материал. Для более подробного изучения самой
культуры, религии, обычаев древних египтян необходимо знать сам язык
древних египтян. В папирусах, во фресках и рисунках той эпохи находятся
подлинные шедевры, открывающие тайны событий, которым несколько
тысяч лет.
Один из таких папирусов находится в Британском музее. Он
принадлежал человеку, который называл себя царский писарь Ани (выше
приведён фрагмент данного папируса на древнеегипетском языке). Ани жил
во времена Эхнатона, поэтому, возможно, был знаком с этим необычным
правителем Египта. В его папирусе подробно описывается религия египтян с
её различными языческими богами.

112

Для примера переведем небольшой фрагмент из этого довольно
объёмного папируса. ...Ани на суде, его сердце было взвешено на больших
весах, он был признан языческими богами невиновным (на приводимом
выше рисунке оправданного судом писаря Ани бог Гор ведёт к владыке звёзд
Осирису). Теперь у египтянина Ани появляется возможность обратиться с
речью к владыке звезд Осирису. Осирисом египтяне называли созвездие
Ориона.
СЛОВО ПРИЗРАКА АНИ!
Сказать позволь тебе перед тобою,
господин мой запад!
Не сквернословил я,
Не говорил я вранья очевидного.
Никого не осуждая, буду я подобием прославленным твоим,
повсюду тобою, Осирис славный, поднимусь;
действительно любимый правителем царский писарь
справедливость любящий сам Ани учитель
правдивый голос у призрака моего!
...Мы познакомились с религиозностью древнейшего народа,
преисполненной земных и космических реалий. Это свидетельствует о том,
что египтяне воспринимали себя в качестве фокуса, объединяющего
посюсторонний и «запредельный» уровни обживаемого человечеством
ближнего Космоса. Для них он был средоточием того совершенства,
благодаря которому человек надеется на приобщение к вечности. Последняя
осуществима, коль скоро индивид готов освоить (выражаясь современным
языком) этапы эволюционного обустройства реальной действительности.
Отсюда реформу Эхнатона, которая пресекала сложившееся тысячелетиями
— пусть в достаточно иллюзорном духовном воспроизведении —
ментальное самовыражение жителей Нила за счёт противостояния
единичного тому общему, что отдаляет простого человека от бытового
окружения,– такое, с позволения сказать, новаторство совершенно не
устраивало ни жречество, ни простой люд. Духовный мир Египта застыл в
саморавновесном претворении, когда вряд ли что-то может его изменить.
Древнеегипетская религия не оперирует трансцендентной —
потусторонней — данностью. Это ей не нужно ввиду сопряжённости с
водной гладью божественного Нила: рай — здесь: в любой сельской округе.
А что касается пирамид — в них всегда присутствует мумии фараонов в их
вечной приверженности сложившимся религиозным ценностям. Что нужно
— возмущались оппоненты – этому пресловутому Эхнатону,
вознамерившемуся перешерстить нашу веру? Он разве не осознаёт, что
переиначивание сложившихся традиций ведёт страну к гибели? Нечто
подобное случилось свыше тысячи лет назад, когда под влиянием
засушливых катаклизмов вода покинула гордый Нил, и столетиями на земле
царили голод и погибель.

113

…Взяв на себя возможные рассуждения противников религиозных
исканий Эхнатона, хотелось бы оперировать ими — отмечаемыми исканиями
– в качестве нарождающихся Авраамических религий. Сам Эхнатон об этом,
конечно, не думал. Тем не менее, он вписал своё имя в грядущие
тысячелетия.

Информация об авторах: Туктаров Юрий Алексеевич – египтолог, г.
Иркутск, e-mail: tuktarov.yura@mail.ru; Коноплёв Николай Сергеевич – доктор
философских наук, профессор кафедры философии и методологии
исторического факультета, Иркутский государственный университет.
Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, г. Иркутск,
email: Konoplev@home.isu.ru.

Authors: Tuktarov Yury A. – Egyptologist, Irkutsk: e-mail:
tuktarov.yura@mail.ru; Konoplev Nikolay Sergeevich – Doctor of Philosophy,
Professor of the Department of Philosophy and Methodology of the History
Department, Irkutsk State University. Honored Worker of the Higher School of the
Russian Federation, Irkutsk; e-mail: Konoplev@home.isu.ru.


Рецензии