Мысли о пользе очерка
Почему мне нравится очерк? Предмет очерка трудно ввести в четкие рамки. Он отличается разнообразием и гибкостью, а границы жанров порой неясны и меняются. Спорить о том, где проходит линия между литературными жанрами, бесполезно и даже вредно. Когда говорю об очерке, мне важно понять, к какой группе печатного слова он относится и какие задачи выполняет. Это может быть как художественное произведение, так и статья, которая заимствует некоторые элементы из литературы. Например, в газетных редакциях шутят, что автор приносит «материал», который может быть оформлен как «художественный очерк».
В последние годы очерки заполнили книжные полки, но не всегда удачно. Это приводит к путанице даже у продавцов книг. Понять, что такое очерк, до сих пор сложно. Откровенно говоря, большинство литературных авторов и энциклопедий считают его частью художественной литературы. Например, на недавнем слете очеркистов в Челябинске все согласились с этим мнением.
Союз журналистов тоже считает очерк частью художественной литературы. В материалах этого союза четко говорится, что очерк занимает свое место на страницах газет. Я сам встречался с журналистами из разных городов, и их мнение совпадает с мнением писателей и литературоведов.
Тем не менее, в университетах студентов учат, что очерк – это гибридный жанр, не совсем художественный. Эти идеи переполняют учебники. Однако в некоторых вузах, например, в Уфе, преподаватели утверждают, что очерк является частью художественной литературы, что радует. Есть даже издания, которые оспаривают привычные представления о жанре.
В этом не вижу ничего плохого. Я считаю, что такие произведения, как эссе, должны быть частью искусства. Однако публицистичность не является отличительным признаком только для очерка — это черта многих жанров. Некоторые теории журналистики ограничивают очерк. Говорят, что это всего лишь набросок, а не полноценное произведение. Проводятся параллели между очерком и обычной газетной статьей, что не всегда обоснованно.
Существуют устоявшиеся мнения, что очерк является «разведкой боем». Но разве великие авторы, такие как Успенский или Овечкин, были лишь разведчиками? Литература всегда взаимодействовала. Очерк не является только наброском, он может быть полноценным произведением искусства. Литература требует вымысла и творчества, а очерк может сосуществовать с другими жанрами. Горький говорил, что очерк – это широкая и неопределенная форма. Я согласен с этим взглядом.
Очерк не следует рассматривать как нечто обособленное. В нем нет четкого разделения на факты и вымысел. Каждое произведение включает элемент вымысла, что делает его более интересным и многослойным. Очерк похож на рассказ. Например, в портретном очерке соединены известные типы речи: повествование о жизни человека, описание его внешности и рассуждение о принципах и позициях того, кто занимается какой-либо профессиональной деятельностью. В портретном очерке автор не только передает информацию о человеке, но и создает его образ, показывая, как окружающая среда повлияла на его поступки и характер. Это позволяет читателям глубже понять личность, ее внутренний мир.
Предлагаю читателям пример художественного очерка - портретный очерк дедушки:
"Его имя — Григорий Александрович Гуковский. Он был известным учёным, на его лекции сбегались толпы. Но я пишу не об учёном, которого лучше, чем я, знают друзья и ученики, я пишу о своем отце и о той культуре отцовства, которой он обладал.
Такова была наша семейная традиция: воспитанием детей руководил мужчина. Правильно это или нет — не знаю. Но так сложилось. И для меня главным лицом всегда был отец. Он много работал, всю жизнь посвящал своему делу. Зимой, когда я вставала впотьмах, у него уже горел свет — он сидел за столом или уходил в университет. Я чувствовала себя обязанной также заниматься своим делом, ведь школа — тоже работа.
Отец всегда сам заботился о своих книгах. У него было много старых книг на полках, и он бережно их чистил, ведь книги — это святое. Мы жили в старом доме с красивыми печами, и отец часто топил их сам, даже чистил дымоходы. Я восхищалась им — он знал, как всё делать!
Отец чтил семью. В нашем доме всегда царила атмосфера праздника, и он с радостью подчинялся той роли, которую играла мама. Я любила его как отца и как мужчину-идела. Отец умел сделать каждую женщину особенной. Он всегда пропускал меня вперед, дарил цветы, и каждый разговор с ним для меня был важным.
Он никогда не воспитывал меня с помощью нотаций. Он сердился, как на равного, и своим примером показывал путь. Отец был самым умным и мужественным мужчиной! Взглянув на его письма, я понимаю, сколько трудностей ему пришлось пережить, чтобы мы с мамой ни в чем не нуждались.
Как сочиняю текст художественного очерка? Прежде чем писать очерк, стоит определить тему. Найдите увлекательную историю, которая вас вдохновляет. Исследуйте её, узнайте дополнительные факты. Важно понять, к какому типу очерка она относится: портретному, историческому или образовательному. Также определитесь с целевой аудиторией. Это поможет выбрать слова и стиль написания. Далее следует выбрать формат текста: можно начать с сильного момента или использовать несколько точек зрения. Очерк не имеет жестких рамок, это даёт свободу авторам.Важно привлечь внимание читателя. Делайте повествование эмоциональным и образным, «покажите», а не «расскажите». Избегайте слишком многого цитирования и пишите на языке читателя.
Существуют разные виды очерков: Портретные. Проблемные. Путевые. Социологические
Публицистические. Художественные. Каждый вид предполагает своеобразный подход и стиль, но общая цель остаётся одинаковой — донести до читателя глубокие мысли и эмоции. Предлагаю погрузиться в мир очерков перемен картины мира человека
Свидетельство о публикации №224100500460