О госрегулировании цен в Республике Беларусь
В Беларуси осуществляется государственное регулирование цен, точнее, не цен, а процент % «торговых надбавок». Это означает, что чиновники фиксируют «потолок» допустимой процентной надбавки, мало дифференцируя % от вида бизнеса и товара.
В начале этого последнего всплеска "регулирования" цены действительно снизились, но спустя некоторое время снова начали расти, причем довольно существенно.
Например, цены на лекарства могут различаться в разных аптеках до 100%! И это при существующем «госрегулировании"!
(Я не стану вдаваться в детали этого регулирования, поскольку в данном контексте это не так важно, важно другое).
Возникает вопрос: нужно ли государственное регулирование цен? Спор об этом ведется уже с 90-х годов. С одной стороны, контроль надбавок государством может показаться логичным решением, особенно в условиях инфляции. С другой стороны, сторонники «рыночной экономики», утверждают, что «рынок сам все выровняет, а государство только мешает».
Что ж, эффективность того или иного метода зависит от многих факторов, и "дьявол кроется в деталях".
Контроль надбавок без контроля конечных цен имеет ряд недостатков:
* Возможность необоснованного повышения конечных цен, при снижении маржинальной прибыли и налогооблагаемой базы в РБ: продавцы имеют мотив оставлять свою «доп» маржинальную прибыль за пределами страны, через различные механизмы, завышающие ввозные цены (на продукцию или сырье и материалы)
Таким образом, конечные цены растут, а налогооблагаемаемая в РБ прибыль падает.
( При этом, примечательно то, что таможня и минфин в купе министерством по налогам и сборам работают каждый в противоположном направлении, подобно «лебедю, раку и щуке» из басни Крылова… то есть, таможня стремится пресечь «занижение таможенной стоимости», через «тарифное регулирование» и контроль прецедентных поставок (если кто-то завез по более высокой цене какой-то товар, тех, кто завозит дешевле, будут принуждать платить таможенные платежи по более высоким «тарифам», засвеченным кем-то ранее и обвиняться в «занижении таможенной стоимости»). Минфин, в свою очередь, через контроль надбавок, наоборот, вынуждает многих завышать ввозные цены, и ограничивает прибыль директивно и, наконец, Министерство по налогам и сборам, задается целью выявить тех, кто виновен в завышении себестоимости (таможенной стоимости), и занижении налогооблагаемой базы. Ответ здесь прост: эти оба , что выше…, через несовершенство системы госрегулирования, отсутствия в министерствах общего государственного подхода к вопросу и межведомственное перетягивание «одеяла на себя»… )
* Потеря смысла оптимизации расходов: При контролируемых надбавках у продавцов нет мотивации оптимизировать расходы на логистику или закупать товары по более выгодным ценам, тем самым занижая себестоимость.
Ведь 30% надбавки, например, к 100 руб.= 30 руб дохода,
А те же 30% к 70 руб. = всего 21 руб.
То есть трудиться нужно больше, чтобы заработать меньше…
* Неучет специфики разных видов бизнеса: "Норма" надбавки в разных секторах бизнеса принципиально разная. Для сырьевых компаний она может составлять 2-3%, а для розничной продажи одежды и аксессуаров - 100% и более.
И пусть вас не пугает огромный % прибыли, ведь важнее здесь абсолютная величина, которая, при высоком % может быть крайне мала. Так 100% от 1 рубля- это всего лишь 1 рубль. А вот 1% от 1 млн. = 10 000 руб.
* Ограничение свободы предпринимательства: Жесткие ограничения не позволяют продавцам продавать товары со скидкой, с минимальной маржей, или даже в убыток, что свойственно ценообразованию при рыночной системе, чтобы компенсировать потери за счет других, более востребованных товаров, себестоимость которых такова, что позволяет их продать в большей маржей.
Вместо этого, важно комплекс мер:
- создать условия для стимулирования снижения себестоимости продукции,
- Ввести систему контроля необоснованно завышенных цен, то есть целесообразнее контролировать сами цены, помимо механизма их образования.
- Вместо контроля «надбавок» (% надбавки к себестоимости) лучше контролировать « маржинальную прибыль» (% маржи к обороту).
- При этом контролировать целесообразнее не столько по каждой товарной позиции, сколько в «среднем по больнице».
- Излишне извлеченная маржа на конкретный товар может привлечь внимание, но не должна криминализироваться сама по себе, без дополнительных на то оснований.
В конечном счете, эффективное государственное регулирование цен должно основываться на комплексных мерах, а не на простом контроле процентных надбавок. Важна не только борьба с надбавками, но и создание условий для развития бизнеса, повышения здоровой конкурентной среды и улучшения качества товаров и услуг.
А, поскольку бизнес, сам по себе, в существующей системе экономики, хоть и является инструментом для удовлетворения человеческих потребностей, его главной целью, при этом, остается неуклонный рост непрерывно извлекаемой прибыли, а не социальная ответственность и благотворительность. И даже те компании, что об этом заявляют, лицемерят, пиарятся на этом, опять же с целью привлечения большего числа клиентов, и роста продаж и прибыли. Поэтому, особенно с сложных экономических условиях, государству все же необходимо регулировать экономику. Но регулирование это должно быть не для галочки и не просто грамотным, но мотивирующим и стимулирующим развитие и экономки и общества и страны в целом!
Свидетельство о публикации №224100500083