О госрегулировании цен в Республике Беларусь
В Беларуси осуществляется государственное регулирование цен, точнее, не цен, а процент % «торговых надбавок». Это означает, что чиновники фиксируют «потолок» допустимой процентной надбавки, мало дифференцируя % от вида бизнеса и товара.
В начале этого последнего всплеска "регулирования" цены действительно снизились, но спустя некоторое время бизнес «алаптировался» и цены снова начали расти, причем довольно существенно.
Например, цены на лекарства могут различаться в разных аптеках до 100%! И это при существующем «госрегулировании"!
(Я не стану вдаваться в детали этого регулирования, поскольку в данном контексте это не так важно, важно другое).
Возникает вопрос: нужно ли государственное регулирование цен? Спор об этом ведется уже с 90-х годов. С одной стороны, контроль надбавок государством может показаться логичным решением, особенно в условиях инфляции. С другой стороны, сторонники «рыночной экономики», утверждают, что «рынок сам все выровняет, а государство только мешает».
Что ж, эффективность того или иного метода зависит от многих факторов, и "дьявол кроется в деталях".
Контроль надбавок без контроля конечных цен имеет ряд недостатков:
* Возможность необоснованного повышения конечных цен, при снижении маржинальной прибыли и налогооблагаемой базы в РБ: продавцы имеют мотив оставлять свою «доп» маржинальную прибыль за пределами страны, через различные механизмы, завышающие ввозные цены (на продукцию или сырье и материалы)
Таким образом, конечные цены растут, а налогооблагаемаемая в РБ прибыль падает.
( При этом, примечательно то, что таможня и минфин в купе министерством по налогам и сборам работают каждый в противоположном направлении, подобно «лебедю, раку и щуке» из басни Крылова… то есть, таможня стремится пресечь «занижение таможенной стоимости», через «тарифное регулирование» и контроль прецедентных поставок (если кто-то завез по более высокой цене какой-то товар, тех, кто завозит дешевле, будут принуждать платить таможенные платежи по более высоким «тарифам», засвеченным кем-то ранее и обвиняться в «занижении таможенной стоимости»). Минфин, в свою очередь, через контроль надбавок, наоборот, вынуждает многих завышать ввозные цены, и ограничивает прибыль директивно и, наконец, Министерство по налогам и сборам, задается целью выявить тех, кто виновен в завышении себестоимости (таможенной стоимости), и занижении налогооблагаемой базы. Ответ здесь прост: эти оба , что выше…, через несовершенство системы госрегулирования, отсутствия в министерствах общего государственного подхода к вопросу и межведомственное перетягивание «одеяла на себя»… )
* Потеря смысла оптимизации расходов: При контролируемых надбавках у продавцов нет мотивации оптимизировать расходы на логистику или закупать товары по более выгодным ценам, тем самым занижая себестоимость.
Ведь 30% надбавки, например, к 100 руб.= 30 руб дохода,
А те же 30% к 70 руб. = всего 21 руб.
То есть трудиться нужно больше, чтобы заработать меньше…
* Неучет специфики разных видов бизнеса: "Норма" надбавки в разных секторах бизнеса принципиально разная. Для сырьевых компаний она может составлять 2-3%, а для розничной продажи одежды и аксессуаров - 100% и более.
И пусть вас не пугает огромный % прибыли, ведь важнее здесь абсолютная величина, которая, при высоком % может быть крайне мала. Так 100% от 1 рубля- это всего лишь 1 рубль. А вот 1% от 1 млн. = 10 000 руб.
* Ограничение свободы предпринимательства: Жесткие ограничения не позволяют продавцам продавать товары со скидкой, с минимальной маржей, или даже в убыток, что свойственно ценообразованию при рыночной системе, чтобы компенсировать потери за счет других, более востребованных товаров, себестоимость которых такова, что позволяет их продать с большей маржей.
Вместо этого, важно иметь комплекс мер:
- создать условия для стимулирования снижения себестоимости продукции,
- Ввести систему контроля необоснованно завышенных цен, то есть целесообразнее контролировать сами цены, помимо механизма их образования.
- Вместо контроля «надбавок» (% надбавки к себестоимости) лучше контролировать « маржинальную прибыль» (% маржи к обороту).
- При этом контролировать целесообразнее не столько по каждой товарной позиции, сколько в «среднем по больнице». Помня отраслевые «маржинальные нормы» ( обычно это 30%, редко ниже).
- Излишне извлеченная маржа на конкретный товар может привлечь внимание, но не должна криминализироваться сама по себе, без дополнительных на то оснований.
В конечном счете, эффективное государственное регулирование цен должно основываться на комплексных мерах, а не на простом контроле процента надбавок. Важна не только борьба с надбавками, но и создание условий для развития бизнеса, повышения здоровой конкурентной среды и улучшения качества товаров и услуг.
А, поскольку бизнес, сам по себе, в существующей системе экономики, хоть и является инструментом для удовлетворения человеческих потребностей, его главной целью, при этом, остается неуклонный рост непрерывно извлекаемой прибыли, а не социальная ответственность и благотворительность. И даже те компании, что об этом заявляют, лицемерят, пиарятся на этом, опять же с целью привлечения большего числа клиентов, и роста продаж и прибыли. Поэтому, особенно в сложных экономических условиях, государству все же необходимо регулировать экономику. Но регулирование это должно быть не для галочки и не просто грамотным, но мотивирующим и стимулирующим развитие и экономки и общества и страны в целом!
ПС
Можно и Нужно регулировать сами, собственно, цены, а не только лишь инструмент ценообразования. Иначе такое регулирование приводит к:
1. Росту цен,
2. Уменьшению доходности нв территории страны,
3. Отказу от оптимизации ввозных / производственных цен (себестоимости)
4. Уменьшению налогооблагаемой базы…
зато надбавку отконтролировали и отчитались… ;)
ПС
Размер маржинальной прибыли, необходимый для нормального функционирования бизнеса зависит не только от вида этого бизнеса, но и от товарооборота предприятия, от его масштабов.
Дело в том, что OPEX (операционные расходы), в среднем, для небольшого предприятия, варьируются на уровне 20-25%.
Для крупного (масштабированного) бизнеса, «OPEX-сы» или, как в народе шутливо их называют «орехи», могут опускаться до 15%, что дает крупному бизнесу существенные преимущества на рынке.
Главным образом это происходит по следующим причинам:
- Постоянные расходы (не имеющие прямой зависимости от объема продаж и производства,) соответственно, по отношении к большему объему продаж в % отношении уменьшаются.
- Переменные расходы (напрямую зависимые от объемов продаж, так же имеют тенденцию к более «оптимальным» значениям.
Кроме того, себестоимость входящей продукции, сырья и материалов, обычно существенно ниже, из-за больших объемов, соответственно и маржинальная составляющая такого бизнеса существенно выше, « орехи» ниже, соответственно и EBIT (прибыль до налогов) выше.
Маленьким предприятиям сложнее выживать в этих условиях и расти.
И ограничивать их в 30% надбавки (23% маржи) при 20-25% операционных расходах - просто их убивать.
- надбавка 30% = 23% маржинальной прибыли
- Маржа 30% = 43% торговой надбавки
Так 70 р.(себестоимость) +30р.(43%надбавки) = 100р. (Цена продажи)
Свидетельство о публикации №224100500084
Постановление №713, регулирующее цены, отменят
Его редактировали уже пять раз: так, две недели назад от регулирования освободили товары премиум-класса. Но теперь власти решили, что документ больше не нужен и пришло время для новых правил, передает БЕЛТА.
Пока точно неизвестно, какой будет новая система. Например, рассматривается идея установить единые цены на социально значимые товары, но пока не решено, какой будет их перечень и как регулировать цены на сырье для этих товаров. Также обсуждают квотирование поставок на внутренний рынок.
Правительство предложило бизнесу собрать все предложения и представить их в виде единого документа.
Минск Первый
Владимир Минский 05.11.2024 17:20 Заявить о нарушении