Пояснение Андрею к его рецензии...

Я получил рецензию на «След в памяти...» (Марк Тарлава) такого содержания:
"Марк, читал с интересом про Поганкина, много раз бывал в Пскове, городе скобарей, где есть чему восхищаться. Одно название реки "Великая" только чего стоит! На ней и город Великий! (Марк, поясните пжл, какое отношение Ваше произведение имеет к жанру "новеллы"?). С теплом! новеллист Андрей Д.Б."

Чтобы определить, является ли "След памяти" новеллой, в ответ на вопрос Андрея, проанализировал признаки и особенности произведения в сопоставлении с определением жанра новеллы. Мне открылась довольно интересная картина, над которой ранее не задумывался. Я ведь начинающий графоман, а посему с тонкостями литературного творчества совершено не знаком. В результате анализа выяснил:

Объём и структура: Новелла, как правило, представляет собой относительно небольшое произведение с высоким уровнем концентрации событий. В представленном тексте мы видим достаточно сложную структуру, охватывающую множество аспектов жизни Сергея Поганкина и его время. Этот объём может превышать типичный для новеллы, которая, как правило, фокусируется на одном значимом событии или моменте.

Сюжет: В новелле важна динамичность сюжета и неожиданная развязка. "След памяти" содержит исторические факты, описания и исследования, но не фокусируется на одном конкретном событии с неожиданным поворотом, что является характерным для новеллы. Здесь мы видим скорее широкий исторический и культурный контекст.

Персонажи и акцент: В новелле акцент делается на одном или нескольких персонажах и их действиях. В "Следе памяти" упоминается множество фактов и событий о Сергее Поганкине, однако внимание на его внутреннем мире и эмоциональном состоянии не акцентируется. Это скорее историко-документальный нарратив, чем глубокое психологическое исследование.

Тематика: Новеллы часто имеют элементы мистики или неожиданный элемент, который шокирует или удивляет. В рассматриваемом произведении больше внимания уделяется историческим фактам и описаниям, чем обострению каких-либо конфликтов или неожиданным поворотам.

В целом, "След памяти" представляет собой сложный текст с элементами исторического рассказа, который больше можно отнести к жанру исторической прозы или очерка, чем к новелле. Он освещает разные аспекты жизни Поганкина и его наследия, не сосредотачиваясь на динамичном сюжете с неожиданной развязкой. Поэтому я соглашусь с Андреем, что "След памяти" не является новеллой в классическом понимании этого жанра.

Новелла – это небольшое произведение с захватывающим сюжетом и неожиданной развязкой. Это не просто красиво написанный рассказ "ни о чем", как иногда думают. Ист Orig;n этого жанра можно проследить до Средневековья, когда новеллы были небольшими развлекательными рассказами. Они отличались от философских притч и нравоучительных романов.

Развлекательный характер – важный признак новеллы. В эпоху Средневековья и Возрождения новеллы часто напоминали анекдоты с неожиданной развязкой. Примером может служить "Декамерон" Дж. Боккаччо. Позже, в XVIII веке, появились новеллы с элементами мистики и любовные истории. Несмотря на изменения, у них сохранились общие черты, которые выделяют новеллы как самостоятельный жанр.

У новелл есть свои особенности. Они относятся к эпическому жанру, хотя изначально не все новеллы были эпичными. Но в XIX веке даже незначительные события становились возвышенными. Примером может служить новелла Ги де Мопассана "Пышка". Динамичность - еще одна характерная черта новелл. Сюжет развивается быстро и захватывающе. Эдгар Алан По мастерски использует эту динамику, добавляя к своим историям элементы мистики.

Новеллы почти не содержат описаний пейзажей или философских размышлений. В них присутствует "изюминка" – объект или вещь, вокруг которых разворачивается сюжет. Это может быть, например, ворон или золотой жук в новеллах По. В новелле главное – событие, а не герой или автор. Чаще всего в новелле один главный герой, и акцент не делается на его внутреннем мире. Важна необычность события и неожиданная развязка. Рассказчик в новелле обычно не описывает эмоции персонажей. Читатель понимает переживания героев из их поступков и ситуации. Классические новеллы – это яркие картины без избыточной описательности. Они показывают, а не рассказывают.

Что касается русской новеллы, здесь ситуация отличается. Литературоведы считают, что новелла не прижилась в русской литературе. Русские писатели часто выбирают психологизм и нравоучения вместо остросюжетности. Некоторые произведения, близкие к новеллам, можно найти у Чехова и Гоголя.

Среди писателей Серебряного века новелл больше, но многие из них ныне забыты. Однако есть также известные авторы, такие как А. Грин, А. Куприн и М. Бунин, которые писали новеллы. Тем не менее, удержаться от психологизма и философствования для российских авторов бывает сложно. Поэтому новелла на русской почве не прижилась.

Сейчас, на мой взгляд, наступило время возродить этот жанр. Современные читатели могут быть заинтересованы в небольших рассказах с ярким сюжетом и неожиданной развязкой. Главное – избегать скучных и шаблонных историй.


Рецензии