Мыльные пузыри на фоне Хора

    Я ждал этот телесериал. Само название указывало на то, о чём в нём пойдёт речь. Речь должна была пойти о знаменитом БДХ советских времен. Лучшем детском хоре страны. Ничего лучшего ни до, ни после у нас не было.  Да и вряд ли будет. Появился хор благодаря Виктору Попову, вложившего в создание и формирование детского ансамбля всю свою душу не бедную талантом.
 
     Мы помним и звонких солистов хора. Прежде всего Серёжу Парамонова. На мой взгляд не самый лучший голос среди прочих. Но у него было помимо голоса и другие достоинства. Он притягивал неповторимой детской харизмой и неподражаемой простотой своей природы. Да, он стал звездой, но именно это его и сгубило впоследствии. Рано пришёл к нему звёздный час. Медные трубы,  даже и  взрослым  не всегда удаётся пройти это тяжкое испытание. Что ж вы хотите от ребёнка. Звездный час пробил и привёл его к трагическому концу. Жалко.

   Я ждал этот телесериал. Я видел документальные фильмы, посвященные славному детскому ансамблю. Серьёзные документальные фильмы, показывающие непредвзято, каким образом происходил отбор из многих детей в хор. И репетиции, внутреннюю работу по совершенствованию хорового звучания, удачи и неудачи на этом пути, мы тоже видели. Мы проникались творческой коллективной атмосферой этого специфического детского коллектива.

   И я наивно думал, что именно этому и будет посвящено всё то, о чем было только что сказанное. Но только в художественном исполнении. А сказать было что. Благодатный материал. Но материал использовали совсем в других целях. Мыльные пузыри с бесконечными семейными  адюльтерами и надуманными страстями в атмосфере крутой антисоветчины. А хор, только так, послужил главному действию  фоном. Тогда становится непонятным, почему сериал назвали «Хор».

   А заявка ко всему действию начинается с самого начала. Стоит длинная очередь с полотенцами на плече. Эта очередь к утреннему туалету в коммунальной квартире. Подается картинка, как характерная черта того времени. Времени послевоенному. А что, кроме как этой очередью никак иначе нельзя было охарактеризовать это время. Коммуналка. А режиссеры и создатели сценария не забыли, что страна не так давно пережила самую гибельную войну в своей истории. Жилой фонд едва не весь был разрушен. И люди вынуждены были жить в коммуналках и бараках. Даже в столицах. Я и сам жил в одной из таких коммуналок. Правда, никогда подобных очередей не видел. Так сценаристы захотели изобретательно лягнуть то время.

    Через несколько минут нам показывают другую терпеливую очередь. Стоят, не знаю за чем. И у каждого в руке номерок, указующий на место в очереди. Стоят за дефицитом. Та же обвинительная деталь  тому советскому времени. При этом не называют причину этих номерков. А она проста. США, недавние союзники, обложили нашу страну со всех сторон своими военными базами и готовили реальные планы по уничтожению нас.  И вот в разорённой стране мы были вынуждены создавать ракетно-ядерную триаду, чтобы не умереть в пламени новой войны. Даже и сегодня не все понимают этого трагического обстоятельства. И противостоять приходилось стране, над которой не пролетел ни один фашисткий самолет. Которая только богатела благодаря мировой беде. Спасаться нужно было, а потом думать о разрешении проблемы с дефицитными сапогами.
 
  А потом нам показывают жизнь нескольких семей. И ни одной благополучной. Везде одни дрязги, измены, пьянки. И дети втянуты во все эти семейные неурядицы в семьях,  в  которых всё смешалось и перемешалось. В хор детишки приходят за высоким и духовным, а на улице и дома и даже в школе – одни хулиганы, безобразники и семейные раздоры.
 
   И при этом коллизии просто высосанные из пальца со всей убогой изобретательностью. Дочка по настоянию сожителя – беглого мужа – засунула отца-инвалида и ветерана в дом престарелых, больше похожего на тюрьму с соответствующим обслуживающим медперсоналом, грубым и хамским. И убежать из этой тюрьмы нет никакой возможности. Однако несколько стариков все-таки  убегают и прячутся в далекой деревне.

     И другая не менее замечательная история. Группа физиков решила оторваться на лоне природы. Ну выпить и закусить и спеть что-нибудь из бардовского репертуара. Но не только. Сначала мы видим как эти физики, сгрудившись у приёмника , слушают вражьи голоса. Потом кто-то предлагает почитать «Жить не по лжи». Имя беглого автора не произносится. А потом  они идут поплясать вокруг костра.  Костёр тоже очень занятный. Из веток соорудили странную фигуру с плакатом на красном полотнище «Слава КПСС». Всё  это должно сгореть в очистительном огне. Такой протест у физиков. Сравним эту тусню со встречей тоже физиков в ресторане в фильме «9 дней одного года». Небо и земля. Какие , однако, разные физики.
 
    Но это ещё не все. Потому как в этом момент к группе в легком подпитии  физиков подходят милиционеры. Они в поисках сбежавшего солиста хора Грачёва. А заодно поинтересовались, что это за физики тут собрались у костра. Непорядок. А заодно приказали убрать костер из мусора. «Какого мусора! - восклицает главный  физик. – Здесь тут у нас только один мусор» - Это он так сострил и пошутил. Надо сказать , в то время мусорами называли милиционеров. А это уже серьёзно, потому как речь шла об оскорблении представителя власти, да ещё и при исполнении. Он потребовал документы. Физик документы давать не хотел. Он сорвал фуражку с головы милиционера и стремительно убежал.

   Пошлый цирк.  Хотели уморинку насмешливую устроить над туповатой властью. И было бы смешно, если бы сами авторы не отнеслись к тому, что нам силились  показать, со всей серьёзностью. И нас убедить в этой серьёзности.

     А у бедного Юры несчастье. У него началась мутация голоса. Это приговор. Конец всему. Бельше не будет аплодисментов и цветов. Не будет и всесоюзной славы. Не будет к нему внимания, надо полагать и девочек тоже, в виде мешков писем. Ничего не будет. Пропасть. Конец жизни. Он больше не нужен. И с этими отчаянными мыслями он бежит к руководителю хора, к Грачёву. А что тот может сделать. И он отвечает плачущему подростку на вопрос, как жить дальше. Надо учиться, книжки читать, жить. Путей в жизни много. У Робертино Лоретти тоже голос пропал, а вместе с ним и слава.
 
      Да и у самого Грачёва начались проблемы. Пришла номенклатурная чиновница  и заявила , что  на него накопилось много компромата. Ему не позволяется ехать с детьми в Рим на гастроли. И  ещё его отстраняют от руководства детским хором. Его место займёт  тут же вошедший в зал  дядька строевым шагом. Ать-два. Не похоже, что он имеет какое-то отношение к музыке.  И бодрым повелительным голосом, в котором есть и угроза, говорит, что у него теперь  не забалуешь. И пионеры немедлено начинают разучивать новую песню «Идет солдат по городу». Приступить.  Позже Юра Соловьёв встретил Грачёва ( то есть, Попова) на улице. Тот  стоял в очереди для сдачи бутылок. Пьяного. Опустился.

     Только всё это вранье. С прототипом, то есть с настоящим Поповым, такого по определению не могло случиться. Он с хором ездил беспрепятственно довольно часто за границу. Даже в далёкую Японию. И руководил детским хором, и не только детским, до конца дней своих. И оставил по себе очень добрую память. Зачем было выдумывать и врать.

   Наверное в этом состояла главная установка фильма. Показать всю пагубность режима. То есть, глухую, тупую антисоветчину.  А все враги, строившему Грачёву  всяческие козни, какие-то дурилки картонные. Самодовольные  идиоты в упоении  своей власти. Такие типичные чиновничьи персонажи для популярного журнала «Крокодил» тех времён. Тут у режиссёров никакой фантазии.
               
      Но есть справедливость. Зло наказывается. Примитивно и пошло. Это мы видим по заключительной сцене. На ступеньках лестницы, ведущей к знаменитому театру Советской армии, выступает сводный большой хор. Мажорная восхитительная коацовка. Чудный  хеппи энд ( «Happy End»).  Хор состоит из дедов, сбежавших из дома престарелых, Бурановских бабушек, одноклассников Юры и всего хора Грачева.

    Во время исполнения приходят два милиционера,  чтобы арестовать хореографа – педофила. Другого места и времени не нашли. Номенклатурная чиновница тоже уходит вся в возмущении. Но к хору присоединятся прежний руководитель Грачёв. На груди у него светятся две медали «За отвагу». А песня, которую исполняет хор, написал Юра Соловьёв (Сережа Парамонов). Все довольны и счастливы.

     Сериал показали через пять лет, после его создания. Даже и там понимали, какую тягомотную, пошлую, примитивную  туфту нам состряпали. А деньги надо же было отбить.


Рецензии
Добрый день, Геннадий! Спасибо за интересный кинообзор! Отлично показали бездарный фильм, на который потрачено немало народных денег, который надеялись посмотреть не антисоветчину, а нормальный фильм про БДХ. Интересно, кто же из минкультуры такие фильмы заказывает? Ужас дикий! Сейчас, значит, всё замечательно, а в СССР было плохо? - и солнце при СССР светило вполнакала и тьма была непробиваемая? Именно так - тускло и мрачно - показывают сейчас сериалы о советском времени. И люди бедные и несчастные? Да именно в СССР жили счастливо и народ был единым.
С уважением,

Людмила Каштанова   25.03.2025 15:51     Заявить о нарушении
Добрый вечер. Трудно понять. Зачем эту халтуру выпустили. Её сняли несколлько лет назад, а показали сейчас. Идея была правильной и интересной, но всё переврали. грубо и нагло. Хотели хоть шерсти клок содрать с паршивой овцы. А то, что это было прямым оскорблением всему детскому хору вместе с его организатором и руководитенлем Поповым, никакой мысли. Видимо перед ними стоялдии другие задачи. Спасибо за отклик.

Геннадий Мартынов   26.03.2025 21:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.