Чувство селфи

Приятно посидеть за столом с друзьями, поболтать о том о сем.  Просто так. Как у Сергея Михалкова. «Дело было вечером, делать было нечего.» Менее приятны сборы, посвященные торжественным датам. Конечно эти сборы зависят от уровня забюрокрачивания мероприятия и собравшихся отмечать дату людей.

Приятно было посмотреть концерт, посвященный юбилею известного актера, режиссера, писателя. Пусть там юбиляра хвалят, но в меру и так, что и мне, как зрителю, интересно.  И похвалы не льются как из рога изобилия. Но другое дело, если это торжественное заседаний партии и правительства, я такие помню во множестве, хвалят себя же. Превозносят не в меру, самозабвенно, с изощренностью. И самое главное, слушаешь и подозреваешь, что у людей сдвиг по фазе.   Раздаются помпезные речи о великих достижениях, словно страна в фазе изобилия. А в магазинах другая фаза, там шаром покати. Когда по телевизору показывали, как Брежневу вручают очередной орден, хоть и были славословия горы, а как-то меня не трогало.  Может быть, кого-то трогало. Брежнева?
 
 Примерно так же повергали меня в смущение мои собственные дни рождения.  Орденов мне не дарили.  Но речами мой день рождения становился копией торжественного заседания в миниатюре. Тосты, здравицы и неуемные похвалы. Печальнее всего, что они не соответствовали действительности. Мне было неприятно слушать. Но увы моему желанию этот день не отмечать противостояло желание моих родных его отметить.  А попробуй не отметь.  Кто потом поверит, что сам герой торжества отменил, был против? Что скажут те, кто планировал отметить? Тост заготовил.  Скажут – зажал.

 А зачем им, планировавшим спланировать ко мне за стол, мой день рождения? Что он им дает?  Угощенье? Собраться просто так, без повода никто не мешает. А они готовятся, подарок выбирают, иногда складываются на подарок. Кто-то мучится рифмами, собираясь блеснуть стишком собственного сочинения. Если мне эти, не соответствующие действительности тосты абсолютно не нужны, зачем они им? Не знаю. Можно ответить: так заведено. Обычай деспот средь людей.  Не нам менять. Такой обычай собираться и петь панегирики заведен издревле.  Потому что это в душах людских. Нужно отметить. Нужен такой день, минимум раз в году, на котором тебя будут хвалить. И день рождения для этого – самое подходящее.

Но это для отдельного человека. А для общества, для страны? Тут можно завести и сразу несколько дней в году. Например, в СССР это и ноябрьские праздники, и майские праздники, и день Конституции, и день Победы. Ну, сюда можно еще прицепом добавить день Советской Армии, Международный Женский день. И в эти дни провести торжественные заседания с битьем в литавры. И во дворце съездов, и в рабочих коллективах. А битие в литавры – это профессия, древняя, со времен фараонов, и неплохо оплачивающаяся.

В других странах имеются свои дни национальной гордости. Например, в Британии. король Эдуард VII в начале ХХ века установил такую традицию: он родился поздней осенью, но очень хотел праздновать свой день рождения летом, в хорошую погоду и при большом стечении народа. И установил себе два дня рождения. Последующие монархи продолжили данный обычай, отсюда и два дня рождения - личный и государственный. Очень удобно.
Есть такой анекдот: разговаривают две подруги. Одна другой говорит: я вижу, что твой муж не внимателен по отношению к тебе. Он хоть помнит, когда у тебя день рождения? Подруга отвечает: не помнит. Но мне даже лучше. Благодаря этому я получаю подарки несколько раз в год. 

Чем же славен день рождения? Какие твои достижения отмечаются? Это ведь не день побития спортивного рекорда, не день взятия вершины, не день защиты диссертации, не день вручения ордена, не день присуждения премии. Это всего лишь констатация, что ты постарел на год. Но почему-то празднуют.  Не думаю, что, дни рождения отмечаются ради подарков. Скорее потому, что человек в принципе любит, чтобы его уважали, отмечали его заслуги, хвалили. Или просто не забывали о его существовании. И день рождения - основание. Имениннику застолье с тостами должно быть приятно.

 Если есть тяга чтобы было приятно чаще, можно сделать и чаще. И не обязательно быть английским королем.  Вспомните такой популярный сюжет: без особого повода скинулись три мужика, сообразили в укромном уголке, добавили. Но дальше начнется выяснение, кто кого уважает. Потому что людям требуется уважение, и самое время выяснить, кто кого уважает.

Я немало бывал на днях рождения и своих друзей, родственников.  И как-то никогда не задумывался, а что чувствует виновник торжества, когда его непомерно в глаза хвалят. Это не смущает? Наверное, реакция на неуемную похвалу зависит от человека. у одного вызывает аллергию, а у другого нет.  но даже если аллергия. Куда ты денешься с подводной лодки. Вот, произносят в честь именинника тост, и хвалят так, что может стать тошно. И все собравшиеся за столом знают, что это уже полный перебор. А виновник торжества молчит и поправить тостующего невозможно. Если поправишь, тот кто говорил тост, может обидеться. 

Но отставим праздники и окунемся в суету буден. И будни нам иллюстрируют, насколько по- разному человек относится к похвалам в свой адрес. Подчас он не ждет, чтобы похвала пришла к нему, а сам себя несет к похвале. Бывает, видишь в автобусе девушку, просматривающую мобильник. Просматривает на глазах у всех. В мобильнике селфи. На экране она и в профиль, и в анфас, и с улыбкой, и без.  И она времени не теряет, кому-то она свои селфи пересылает. Есть такая тяга у человека - снимать себя и рассылать.

  Я могу понять желание запечатлеть себя на фоне какой-нибудь достопримечательности, где главное не ты любимый, а достопримечательность. Типа: я тут был. В компании, где важна компания. Но очень много селфи - чистое тиражирование себя любимого в разных ракурсах и одеждах.  Слава богу, в одеждах.  Обычно те, кто снимаются без одежд, свои фото в людных местах не пересылают. А скорее всего, ездят не в автобусах, а в собственных авто.

Но человечество идет вперед. Появились социальные сети. И родился человек социальных сетей. Люди не только пересылают свои селфи друзьям, но и выставляют себя в соцсетях. Следовательно, появилось желание - показывать себя кому ни лень. Ладно бы выставлять в социальный сетях свои произведения, свои мысли, наконец, свое сформулированное как догма отсутствие мысли. Но нет, выставляют селфи. Это такое особое чувство селфи. И таких людей немало. Может быть у кинозвезды такая тяга обоснована. Все тебя узнают – пришла популярность.  А если это не кинодива? Было бы это безобидной женской слабостью – желанием покрасоваться. Но нет.  Потому что есть среди охотников покрасоваться есть мужчины. Причем, какие тут женские слабости, если они красуются именно тем, что считают мужскими достоинствами: не обязательно мышцами на голом торсе, а просто внешними показателями респектабельности.

И есть среди этой группы мужчин, особая группа, серьезных мужчин, чьи портреты даже не их забота, а государственная. Это созвездие тех, кто освещает (или освещал) политический небосклон.  Интересно было бы понять, как они, уже ушедшие с небосклона, относились, к тому, что их портреты везде и всюду? Как ныне живущие, те чьи портреты на каждом перекрестке, относятся к тому, что видят себя везде и всюду. В глазах не рябит?

Наверное, эти серьезные граждане дадут серьезное объяснение – такова неизбежная доля публичного человека, политика. Узнаваемость – это как галера, к который ты прикован, точно раб. Обычай такой, никуда не денешься. Куда эта галера ни поплывет, там твои портреты и будут пестреть. Национальная традиция.

Я сделаю небольшое отступление, заметив, что в таком утверждении нет логики. Именно те политики, чьи портреты кругом и всюду, именно они выступают с заявлениями о существовании некоего теневого правительства. Мол, именно это невидимое правительство крутит миром. Именно оно владеет всеми деньгами. Именно оно отвечает за все беды. И за войны, и за эпидемии.  Это то ли масоны, то ли международный сионизм, то ли международные фармацевтические компании.  Но поразительно, как это теневое правительство обходится без голосования с всенародной поддержкой, без рейтингов. Оно невидимое - и обходится без растяжек со своими лицами. Крутят миром, но ни имен, ни лиц этих тайных деятелей никто не видел. Но если правитель, вокруг которого, куда бы он ни пошел, рой корреспондентов, который красуется то на одной трибуне, то на другой, то в дзюдоги, то в хоккейном костюме, если такой политик с высоким рейтингом плачется, что миром правит мешающая ему тайная закулиса, тогда рейтинг, народное обожание и портреты повсюду просто напрасны. Если тайная закулиса и богаче, и обладает большей властью, и работает эффективнее.

Когда политик умер, его изображения остаются в воле живущих. В СССР где я только не видел портретов Ленина. И на улицах, и в кинотеатрах, и в метро, и в кабинетах, на значках и на открытках, на этикетках спичек, на посуде, и на деньгах. Такова была воля тех, которые заветам Ленина верны, Ленин тут ничего уже не мог изменить. А были ли у Ленина такие заветы? Разве он завещал себя забальзамировать?  Но как-то попался на глаза снимок: Ленин на демонстрации, наверное, первомайской, сфотографирован на фоне большого собственного же портрета.  И его не смущало, что на демонстрации несут его же портреты?  Как он при этом себя чувствовал? Он был в силах этого не до пускать? В силах. Но, как видно, это его не смущало. Считал, что так и положено. Начальство нужно знать в лицо.

И не только в лицо. При развитом социализме, когда в магазинах было шаром покати, партия и правительство поощряла в людях стремление делать что-либо полезное своими руками. Женщины вязали и шили, делали закатки. Мужчины занимались поделками по дому. Например, выжигали картинки, делали чеканку, резали по дереву. И вот мне перепал, как материал для будущих поделок, лист латуни размером со стандартный альбомный лист. У нас в здании заводоуправления проходил ремонт, и была демонтирована и выброшена в мусор чеканка на латуни с профилем Ленина. Выброшенное в мусор панно состояло из четырех составленных прямоугольником латунных листов. Мне перепал лист с задней верхней четвертью профиля вождя. На листе латуни была одной линией выдавлена верхняя часть ленинского затылка. Ничем не примечательный лист долго лежал у меня дома. А примечательно, что из знакомых и друзей, приходивших в гости, ни один не ошибся. Все по единственной линии узнавали затылок Ленина.

Но если бы государственный деятель ограничивался обычным портретом ладно было бы.  Технологии производства наглядной агитации со времен парадных портретов монархов усовершенствовались. А тенденция не угасла. Причем, именно в тех странах, где стиль правления ближе к монархическому. Смотришь новости. Аэропорт Каира весь в больших торжественных портретах египетского президента. Аэропорт Дамаска – весть в портретах сирийского президента. Аэропорт Тегерана весь в портретах верховного правителя. Эту линейку можно продолжить. Традиционные ценности сильны. Хотя не всякая современная монархия такова. В аэропорту Мадрида не припомню портретов, ни короля, ни премьера. В Лондонском аэропорту не найти портрета английского премьера. И портретов короля не видать.

Это там, где правитель обожествляется, обожествляется даже изображение. Превращается в своего рода икону. В России это традиция?  Вот цитата из интернета.

«Когда императору Николаю I: доложили о деле некоего мещанина, который в трактире в пьяном виде плевал на его портрет, царь распорядился мещанина помиловать, наложив резолюцию: «Передайте ему, что я сам на него плюю". И просто велел впредь своих портретов в трактирах и прочих неподобающих местах не вешать.»

Понятно, что хотела полиция завести дело. Но царь был в благодушном настроении. И стало с тех пор традицией: в трактирах и подобных им заведениях портреты первого лица не вешают. Потому там народ пьяный.  Мерзкий народишка. А что у трезвого в голове, то у пьяного на языке. А вот у урн для голосования, этот народ преображается.  В залах торжеств народ трезвый.  знает, что можно говорить, а что нельзя.
 
А вот эпизод из моей памяти. Наверное, года два прошло после смерти Сталина. Мой папа работал в морском торговом порту.  Город лежал подковой по берегу бухты. Из одного конца бухты в другой, то есть из гражданской застройки в порт, курсировали катера. Поскольку мой отец служил в командном составе порта, он носил форму с шевронами. А в те годы к обязательности ношения формы подходили строже. А раз начальник, то будь любезен ходи на работу и по воскресеньям. А меня куда девать? И вот папа взял меня с собой. Зашли мы на катерок, чтобы пересечь бухту. Катер еще не отошел.  Все строго по расписанию.  Катер маленький. Экипаж – два человека. На катере крохотный салон для пассажиров. Кают –компания. И излазил ее всю. И нашел за диваном портрет Сталина.   Папа стоял на палубе, разговаривал капитаном катера.  Я вышел с портретом и похвастал, что нашел его за диваном. Капитан испугался и, я помню, как она стал оправдываться. Он говорил, что катер, случается ходит по сильной волне. Вот портрет во время качки и соскочил. Он немедленно повесит на место. И надеется, что папа про это никому не скажет. папины шевроны капитана очень пугали.

А вот цитаты времени социалистической реальности. Из судебных протоколов.
«Вестениус Г.В., рабочий из Рязанской области, 4 октября 1952 года в нетрезвом состоянии в общежитии бранился, бросил огурец в портрет "одного из руководителей", предлагал выбросить портрет».

«Голуб В.А., рабочий тракторного завода из Минска, осенью 1952 года, в художественной мастерской замазал краской макеты Московского Кремля, гербов СССР и Белорусской ССР, которые предназначались для оформления доски почета, а в Ленинской комнате изрезал подшивку газеты «Звезда», и пытался изрезать портреты двух руководителей».

«Кулиев Ч.А. 19 февраля 1953 года на Казанском вокзале в Москве был задержан за кражу чемодана. В милиции стал ругать советскую власть, нецензурно ругался в адрес бюста Ленина».

«Петченко В.Д., прежде судимый, рабочий лесокомбината из города Белореченска Краснодарского края, 15 января 1953 года в дежурной комнате лесокомбината замахнулся топором на портрет Сталина, сказав: "А что, если бы ударить? На сколько кусков разлетится?".

«Калганов Н.А., участник войны, награжден орденом и медалями, счетовод школы из Ульяновской области, 2 сентября 1953 года был задержан работниками милиции за хулиганство в станционном буфете, при задержании "он по-прежнему ругался матом, а потом стал восхвалять врага народа Берия и изливать матерщину по адресу руководителей партии и Советского правительства. После этого схватил со стола бюст Ленина и, с силой ударил его о стол, разбив его на две части.»

 Известно, что даже случайная порча портрета Сталина могла привести виновного к серьезным последствиям. Но разве только Сталина? Жил я на рубеже шестидесятых семидесятых в студенческой общаге в Москве. Случайно попался нам в комнату журнал «Огонек». С портретом Брежнева на обложке. Брежнев тогда маршалом не был. Но протрет, естественно, парадный. Во время чаепития что-то размером с чайник поставили на журнал. И остался на портрете круг. А наша учеба большей частью связана с чертежами. И вот, мой сосед по комнате Вовка крутил в руках циркуль и стукнуло ему в башку наделать концентрических кругов.  Пририсовал две оси. И получилась мишень с портретом Брежнева. Но когда кто-то из соседей по общаге это произведение увидел, испугался и посоветовал убрать, чтобы не было неприятностей. Мы и убрали.

  Спустя много лет, примерно в конце семидесятых, я приходил в читальный зал центральной городской библиотеки и просматривал подшивки разных журналов. Журнал «Корея» издания КНДР вызывал особое чувство. Социальная фантастика.  Я запомнил одну статью, связанную с портретом. В одной из больниц в операционной висел портрет Ким Ир Сена. Пришел новый зав отделением хирургии и приказал портрет убрать. Потому что портрет на холсте. И мешает проводить дезинфекцию.  Как ни упрашивал заведующего медперсонал, прямо плакали люди, тот оставался непреклонен. И что же?  Сняли портрет вождя и сразу выздоровление прооперированных резко упало.  И так падало, что заведующего отделением сняли и арестовали, как вредителя.  А портрет повесили обратно. И снова все пошло прекрасно.

Но иногда поэт может меткой фразой стереть лоск с портрета. Александр Первый обрел популярность в народе, как победитель Наполеона.  Да и внешне он был не плох. Высок, не слишком тучен. Правда, лысоват. Но вот Пушкин о нем написал,

 Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда

И  этими словами стер весь лоск
 
В середине 1990-х годов, когда   появились ростки гражданских свобод в России, и она открыла свои двери иностранным туристам, появилась следующая ситуация.  культ личности Сталина  развенчали еще при Хрущеве. А в середине 1990-х уже перепробовали и попытку реванша ГКЧП, и уже увидели, что собой представляют коммунисты с Зюгановым, и Горбачев ушел в отставку, увидели уже что собой представляет Ельцин. В стране появились различные ультра-патриоты, националистические партии, обвинявшие Ленина в том, что он продался евреям.  все это привело к тому, что отношение к бывшим вождям как к святым, исчезло. Исчезло и отношение к изображениям усопших лидеров, как к чему-то неприкосновенному. Зато пробивались ростки рыночных взаимоотношений.   Стали появляться на Красной площади двойники Ленина, Сталина, Маркса, с которыми туристы за определенную сумму могли сфотографироваться. Вот только не знаю, были ли там двойники Путина. Или двойниками Путина занимается другое ведомство?

Вернемся к вопросу, как смотрели сильные мира сего, когда из каждого утюга их портреты видны.  Как относился Брежнев к тому, чтобы позировать перед камерами со всеми своими орденами? Этот портрет потом красовался на каждом перекрестке. Кто был инициатором такого? Если не сам Брежнев, то во всяком случае он на это шел. Для чего? Что это давало Брежневу как человеку?  Или к тому времени в нем человека полностью заменил государственный деятель? Вот это для меня загадка.

Откуда такое пошло?  Почему так? Может быть, в силу наших национальных традиций? Что же нам говорят традиции?
 
Национальные традиции нам говорят, что все плохое для страны устроили евреи. Недородов и травли колодцев им было мало.  Социалистическую революцию в России устроили. Чтобы было социальное равенство. И в результате этого равенства кругом появились портреты Ленина, Сталина и прочих деятелей. Но в этом объяснении таится противоречие. Еврейская религиозная традиция гласит о противоположном. О том, что бог невидим. Что попытка изобразить бога – грех. Что нельзя творить себе кумира в виде идола. Хоть нарисованного, хоть из гранита изваянного, хоть в бронзе отлитого. Тем боле грех делать идолом человека. Так что большевики оседлали скорее языческую традицию. В языческой и традиции идолы, и изваяния богов - норма.  Или христианскую традицию. В христианской   иконы и изображения, Христа и его политбюро на стене каждой церкви.
И еще одна традиция: портреты живых политиков исполняются в фас, а усопших - в профиль. Ни разу не видел парадного портрета российского президента в профиль.  Подобно портретам основоположников. Возможно, существуют структуры, определяющие допустимый угол попорота на портретах.  Потому что превысишь угол, и народ может своего вождя в профиль просто не узнать. 

  Я понимаю, что никто не ответит, каково нашему президенту ездить по городам, украшенным портретами его же самого? На пресс-конференциях ему такого вопроса не задают.  Каково ему видеть себя не только на трибунах или за рабочим столом, но и на коне с голым торсом, или на татами, или на горных лыжах, или в хоккейных доспехах. Какое у него от того, что он постоянно видит себя, возникает ощущение? Головокружения от успехов?  Смущения? Ряби в глазах? А может быть удовлетворение?  Это останется великой тайной.


Рецензии