Загадочная судьба Кощея Бессмертного...
Но с Кощеем ни дружба, ни переговоры невозможны. Его не берут ни стрелы, ни пули. Он воплощение абсолютного зла. Подумайте: мы смертны, а он — БЕССМЕРТЕН! И никому не приносит добра. Кощей Бессмертный – могущественный маг и лиходей, смерть которого была отделена от его тела.
Мы до сих пор не знаем точного происхождения имени «Кощей». Самая распространенная версия – что это имя происходит от слова «кость» и означает худосочного человека. Но сегодня она не в моде в среде лингвистов. Современные исследователи русского фольклора больше склоняются видеть корни злодея в древнерусском «касть», то есть мерзость и гадость.
Откуда же взялся этот злодей в наших сказках? Ведь в ней, как говорится, всегда есть намек. Но про Кощея это не просто сказка, а концентрированный исторический опыт столкновения наших предков с враждебной, более развитой силой.
Одна из самых интересных версий происхождения сказок о Кощее связана с брачными обрядами славян. Чтобы посвятить девушку в замужнюю жизнь, ее символически похищали (обычай сохранился до сих пор). Это породило некий обобщенный образ похитителя девиц, который забирал их в свое царство, что расценивалось как временная смерть, а потом возвращал в мир живых. По этой версии он также не является злым героем - только с приходом христианства, когда изменились представления славян о мире, Кощей также меняется.
Как ни странно, по этому вопросу до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие – русскую версию германского бога Одина, третьи – просто несколько отмороженного волхва с большими магическими способностями.
Что и говорить, в русских сказках Кощей весьма изощрен в своих магических способностях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «одевает» в кожу бесхвостого земноводного, а в сказке «Иван Соснович» он расправляется с целым царством, превращая его в камень. Однако, сам злодей тоже может превращаться в громадного монстра, но делает это не часто, ему больше нравится "порхать" в небесах вороном.
Кстати, если увидите в лесу огромного черного ворона, то, возможно, это Кощей Бессмертный перевоплотился в гордую птицу из стихотворения Эдгара По.
Владея колдовской магией, Кощею не составляет труда поднимать из могил мертвецов и править ими, делая их своего рода личами, то бичь нежитями. Владеет наш персонаж и искусством некромантии, что позволяет ему вытягивать жизненные силы, либо забирать души своих жертв. Кощея можно назвать и счастливчиком, ведь свою силу он черпает из обыкновенной воды: когда выпил три ведра воды, поднесенные Иваном-царевичем, без труда разорвал двенадцать цепей и освободился из подземелья.
Однако практически все сказки о Кощее начинаются с того, что он похищает славянскую девушку прямо из-под венца. Причем не просто какую-то обычную девушку, а самую лучшую из лучших. Это может быть победительница конкурса красоты Василиса Прекрасная, или умница из умниц со званием как минимум кандидата наук Василиса Премудрая. Как только наша Василиса зазевается, он ее, по выражению Высоцкого, "хвать и тикать".
И использует этот «любитель молодого тела» в завоевании одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.
Что ж, этот сюжет своим существованием перекидывает для нас мостик к идее, которая появилась уже не у первобытных, а у земледельческих народов: похитителю можно отдать девушку с тем, чтобы эта жертва повлияла на плодородие земли в ближайший сезон. Отсюда и ежегодность похищения, а не хаотичность, какой она была в начале.
В русских народных сказках Кощей Бессмертный — это персонаж, который вызывает наибольший интерес. Он профессиональный похититель чужих красавиц. А что такое девушка? Это символ весны, юности и продолжения жизни. Именно это позволило одному из первых собирателей народных сказок Александру Афанасьеву в XIX веке выдвинуть "погодно-климатическую" гипотезу. Он утверждал, что сказка о Кощее — это наш вариант древнегреческого мифа о боге подземного царства Аиде и Персефоне, дочери богини плодородия, которую он похитил и утащил в свою преисподнюю.
Персефона была дочерью богини плодородия Деметры. Бог смерти Аид увидел ее, когда она собирала с подругами ирисы, розы, фиалки и гиацинты на лугу. Он влюбился в нее и увез на колеснице в подземное царство, где сделал своей женой. Но так как на земле наступила вечная зима, остальные боги упросили Аида отпускать Персефону на весну, лето из преисподней. С тех пор полгода она проводит в царстве живых, а остальные полгода — в царстве мертвых, символизируя вечно возвращающуюся весну.
Конечно, Афанасьев был светилом фольклористики, собрав целых семь томов сказок! И один дополнительный секретный том, называемый "Заветные сказки", куда включил сюжеты неприличного и эротического содержания. Но как аналитик он оставался на уровне своего XIX века и во всем видел аналогии с античностью. Сходство Кощея и Аида лишь в том, что оба крадут девушек. Однако Аид женился на Персефоне и потом отпускал ее на землю, таким образом их история закончилась хеппи-эндом. А Кощей жаждет забрать девушку в полную собственность и никому не отдавать!
Кроме того, Аид — бог, и убить его невозможно. А бессмертие Кощея — ненастоящее. Его смерть спрятана в засекреченном месте, и не под землей, а за морем! Выходит, это две совершенно разные истории, похожие только началом.
Кстати, у наших предков-славян, в отличие от древних греков, было слабо разработано представление о загробном подземном мире. Для греков Аид — мрачная преисподняя, где души бесконечно тоскуют о земной жизни. А славяне видели в смерти всего лишь переход в другой мир. Греки своих мертвых хоронили, а славяне — сжигали. Они верили, что души пращуров отправляются вместе с дымом погребального костра прямо на небо — в Ирий, откуда когда-то и пришли. Похороны для них были одним из самых веселых событий. Прямо на могиле они устраивали игрища, так называемую тризну. И даже занимались при этом сексом. Одного похоронили — и сразу других наделали взамен.
Это, между прочим, легко объяснимо. Древние греки жили как на курорте — в стране с мягким климатом, теплым морем и обилием фруктов. А славянам досталась прародина скудная и суровая — лесистая пойма реки Припять на границе современных Украины и Беларуси. Холодная зима, болотистая почва. Ни моря, ни маслин с оливками под легкое виноградное винцо. Вся жизнь — мука, а отмучился — радость. По крайней мере, близким, что избавились от старика или лишнего рта.
Таким образом, предположение, что сказка о Кощее Бессмертном — это вариант древнегреческого мифа, по моему мнению, не соответствует действительности. В мифе о Персефоне и Аиде, на мой взгляд, отразились смутные воспоминания человечества о последнем ледниковом периоде. Он закончился примерно десять тысяч лет назад, захватив период почти в три тысячи лет.
Тогда внезапно наступившая вечная зима особенно поразила жителей теплого Средиземноморья. Она породила миф о похищении потусторонними силами дочери богини плодородия. А когда ледник отступил, у этого мифа появился счастливый конец — о прекрасной Персефоне, которую подобревший муж отпустил в отпуск к родственникам на Олимп. Вечная зима снова заняла свою положенную четверть года.
Так что оставим погоду с климатом синоптикам и продолжим поиски Кощея в другом месте. Увы, наш Кощеюшка не был древнегреческим богом, и нет его мраморных статуй в музеях. Но кто-то же его Кощеем назвал? И слово это откуда-то взялось в нашем языке?
Возможно, ответ кроется в глубинах нашей культуры и истории. Славяне, жившие в суровых условиях, создавали мифы и легенды, которые отражали их реальность. Кощей Бессмертный мог быть символом непреодолимых трудностей и испытаний, с которыми сталкивались наши предки. Его бессмертие и злобность могли символизировать вечную борьбу с природой и враждебными силами.
Таким образом, Кощей — это не просто персонаж сказки, а воплощение страхов и вызовов, с которыми сталкивались славяне. Его образ мог возникнуть из древних верований и обрядов, связанных с переходом в загробный мир и вечным циклом жизни и смерти. В отличие от греков, славяне видели в смерти не конец, а переход в другой мир, где души предков продолжали свое существование.
Поэтому, ища корни Кощея, мы должны обратиться к нашим собственным истокам, к тем мифам и легендам, которые формировали нашу культуру и идентичность. В них мы найдем ответы на вопросы о происхождении этого зловещего персонажа и его значении для нашего народа.
Впервые на Руси слово "Кощей" упоминается в поэме "Слово о полку Игореве" в конце XII века. Так автор обозвал половецкого хана Кончака, к которому в плен попал князь Игорь. В половецком языке "кощей" обозначало "раба", "пленного". Но почему так назвали хана Кончака? Ведь в плен попал не он, а к нему? Возможно, это было оскорбление, намекающее на его профессию?
Из школьного учебника мы знаем, что нашими зазевавшимися предками любили торговать крымские татары. Но система работорговли через крымские порты сложилась за многие века до их появления в этих краях. Татары были всего лишь наследниками половцев. Но и половцы не являлись создателями этого экономического механизма. Они только поставляли живой товар, захваченный на Руси. Саму же систему работорговли придумали итальянские купцы, чьи колонии были на побережье Крыма. Крепости генуэзцев — Судак, Феодосия, Балаклава, Гурзуф — были перевалочными пунктами работорговли. Из Крыма русских рабынь везли дальше — к клиентам.
В ноябрьском номере журнала Киевского университета Святого Владимира за 1886 год можно отыскать статью профессора Лучицкого "Русские рабы и рабство в Руссильоне в XIV и XV веках". Знаете, где этот Руссильон? Аж на границе нынешней Франции и Испании!
Вот что писал профессор Лучицкий: "Русские рабыни в Руссильоне, как и во Флоренции, покупались охотнее всего, их искали особенно усердно на рынке… Покупали обыкновенно русских рабынь в возрасте от 18 до 30 лет"…
В 1261 году, растолкав всех конкурентов, генуэзцы добились у византийского императора монопольного права беспошлинно торговать во всех портах Черного моря. И пошло-поехало! Кочевники за гроши ловили под Киевом красивых девок и волокли к генуэзцам в Крым. Оттуда через руки итальянских посредников-сутенеров живой товар расходился похотливым европейским Кощеям.
Таким образом, слово "Кощей" имеет глубокие исторические корни, связанные с работорговлей и пленением. Оно отражает не только жестокость и бесчеловечность тех времен, но и сложные экономические и социальные процессы, которые формировали жизнь наших предков. В этом контексте Кощей Бессмертный становится символом непреодолимых трудностей и испытаний, с которыми сталкивались славяне, и их вечной борьбы за свободу и справедливость.
Место Киева в европейской торговле заняла Кафа — современная Феодосия. И не просто заняла, а превзошла! В XII веке, в эпоху расцвета княжеского Киева, там проживало около 50 тысяч человек. К XV столетию население Киева сократилось в десять раз — всего до пяти тысяч. В то же время в Кафе проживало 70 тысяч горожан!
Хищнический союз генуэзского купечества и половцев, а затем татар, принес ужасающие плоды. Кочевники захватывали пленников, а генуэзцы их продавали. Эта "милая" экономическая деятельность продолжалась целых 400 лет!
Генуэзцы и татары создали настоящий кровавый насос, который перекачивал славянскую красоту и молодость из Руси в Европу. Крымское ханство лишь унаследовало этот ужасный механизм. Вот что может произойти с телом, из которого постоянно высасывают кровь! Этот хищнический симбиоз оставил глубокий след в истории и культуре наших предков, превратив некогда процветающий Киев в тень былого величия.
Надеюсь, теперь всем ясно, откуда на полотнах итальянских художников эпохи Возрождения так много светловолосых моделей. Ведь среди уроженок Италии такие были редкостью. В те годы Италия была раем для местных богачей. Каждый из них мог приобрести на рынке симпатичную блондинку и делать с ней все, что захочет, пока позволяли возраст и здоровье.
Для простых людей, живших в нашей стране в то далекое время, все это оставалось за кадром. Они не знали, где находится Италия. Они вообще не знали, что Земля круглая. Для них мир заканчивался у высоких стен генуэзских крепостей в Крыму. Там жило старое чудовище, требовавшее все новых Аленушек и Василис. Поэтому в народных сказках резиденция Кощея — это непременно каменный замок, а его смерть — за морем.
Но добраться до места, где скрыта смерть Кощея, непросто. Он появляется в сказках как представитель куда более технически развитой цивилизации, чем та, в которой живут русские персонажи.
Большинство приспособлений, которые используют наши Емели и Иваны, честно говоря, вообще не имеют отношения к технике. Это просто фантастические аппараты, чтобы потворствовать лени. Скатерть-самобранка. Ковер-самолет. Кстати, не очень русский, а позаимствованный из арабских сказок, герои которых тоже не отличались трудолюбием, видя высший смысл жизни в восточном кайфе, настоянном на гашише. И наконец, вершина нашей сказочной технической мысли — самоходная печь на дровяной тяге! Ни одно проектное бюро так и не смогло создать нечто подобное в реальной жизни.
И только в руках Кощея — абсолютно реальная для средневековья вещь — меч. Да не простой. А меч-кладенец. Что это значит, не вполне ясно. Понятно только, что штука великой разрушительной силы. Ежели ее достать, с самим Кощеем сразиться можно.
Словом, Кощей виртуозно владел полутораручным мечом и в искусстве фехтования мало кто мог сравниться с ним. Кроме того, доспехи Кощея были заговорены самой Марой еще в те далекие времена, когда богиня зимы и смерти была его женой. Еще одной отличительной особенностью Кощея является его конь, являющийся, как не трудно догадаться, наполовину живым, а наполовину мертвым созданием, результатом одного из магических экспериментов темного властелина.
В этом сюжете отразилась историческая реальность. Долгое время славяне не умели делать мечи — они не располагали секретом высококачественной стали. Поэтому большинство найденных на Руси мечей — это импорт из Западной Европы. Они произведены в германских мастерских на Рейне.
Почти через тысячу лет пересказывания этой сказки в руках Кощея появилась еще одна вполне реальная вещь — гусли-самогуды. Попросту говоря, шарманка. В XIX веке это западное изобретение отлично подходило для одурманивания девушек. Девушки, как известно, любят танцевать. Берете шарманку и крутите. Сначала шарманку. Потом — девушку.
Потом шарманка трансформировалась в граммофон. Потом — в патефон. Потом — в магнитофон. Сначала обычный. Вскоре — в двухкассетный. Теперь — в целый музыкальный центр. Заметьте: все эти гусли-самогуды изобретены не у нас, а в Западной цивилизации Кощея! Образно говоря, делали их тоже за морем.
Одним словом, отечественным Иванам-царевичам все труднее удержать своих Василис Прекрасных от вездесущих лап глобального Кощея. Старинный фокус — взял яичко, нашел в нем иголочку, где смерть Кощея, и сломал ее, — по-моему, все меньше помогает. Придется самим становиться Кощеями. Иначе неугомонного старика не победить.
О, существует множество разных взглядов на этого сказочного персонажа. Некоторые старцы Северной Руси трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека». В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка — человеческую душу, а Иван Царевич – дух.
Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными. Кто из них прав, наверное, знает только сам Кощей Бессмертный.
Впрочем, немецкий лингвист Фасмер считает, что всё-таки скорее Кощей Бессмертный связан именно с костями, поскольку его потусторонне мертвецкое происхождение намекает именно на это, ведь кости и скелет - это явный атрибут мертвеца. Даже не атрибут, а суть.
Ну и несколько мыслей о жизненной силе Кощея, которая была сосредоточена в некоем Яйце, созданном по легенде неким Родом в начале сотворения мира. Очевидно, это то самое Яйцо, о котором говорят многие эзотерические тексты ранних агностиков, алхимиков, каббалистов и теософов. Это Яйцо – символ первозданной творящей энергии, аллегория изначального импульса, исторгнутого, как говорят масоны, Великим Архитектором Вселенной. И если сила Кощея заключена в этом яйце, то логично предположить, что именно в этом персонаже наши далекие предки заключили образ темной стороны человеческой натуры – изначальной, бессмертной и непобедимой. Ведь Кощея Бессмертного никто так и не смог одолеть именно потому, что для этого нужно было бы уничтожить Яйцо, являющееся сутью мироздания.
Лишь в поздних сказках Кощей несколько раз погибает. Это, по всей видимости, происходит потому, что ко времени появления этих сказок наши предки уже утратили истинный смысл этого непростого и многопланового мифологического образа.
И последнее. Важно понимать, что к акту гибели человека или любого другого живого существа сам Кощей не имел никакого отношения. Он повелевал силами тьмы и овладел этим искусством в совершенстве, что позволяло ему управлять душами и телами мертвых.
Что бы об этом сказочном персонаже не писали, но Кощей Бессмертный играет основополагающую роль в русских народных сказках, причем описание этого персонажа варьировалось в зависимости от истории. В основном любители кино и литературы привыкли представлять Кощея в образе худого старика в темном костюме, из которого торчат кости. Его кожа настолько бледна и натянута, что видны очертания черепа и глазные впадины. Лицо чародея украшают хмурые брови и крючковатый нос. Порой и вовсе Бессмертного рисовали как скелета. В любом случае, его внешний вид связан с темнотой и смертью, недаром говорится: «Кощей на что ни взглянет – все вянет. Кощей на скот – скот дохнет, Кощей на траву – трава сохнет».
Книги автора – историческим романом «Анна-королева франков», детективами «Бандероль с секретом» и «Судьба на острие ножа», мистическими триллерами «Проклятие древних Теней» и «Таинственные сны», фантастическими романами «Битва за кристаллы Любви», «Хроно-Хранители Вечности» и «Последний дракон», любовно-детективным триллером «Танцующие под дождем» и «Ложь в красках правды», любовно-психологическими романами «Под маской любви» и «Не могу без тебя», художественно-изотерическим романом «Тайны воплощения души» и научно-популярным изданием «За вратами загадочной Вселенной» - вы можете приобрести на интернет площадках ЛитРес, Ридеро, Амазон, Озон и других. Аннотации к ним можно прочитать на авторской странице Ларисы Печенежской литературного портала «Проза.ру».
Свидетельство о публикации №224100600014