Конфликт культурных поколений

«Вот раньше было лучше», или «Сейчас всё плохо». Вполне себе обычные заявления от людей старшего поколения. Их замечания касаются всего: политики, моды, культуры, качества продукции. А нам, молодым, только и остаётся, что пожимать плечами. Действительно, конфликт поколений был всегда, старшие люди всегда ворчали на молодёжь, что те живут неправильно. В некотором смысле их можно понять. Но давайте затронем одну из граней этого конфликта, углубимся в суть, выясним, было ли «раньшее время» лучше. Поговорить хочется о музыке, в частности, об отечественной, а также о представителях нашей эстрады.
Вторая половина десятых и нынешние, двадцатые годы, открыли дорогу множеству молодых исполнителей: рэперам Фейс, Моргенштерн, Элджей, Инстасамка. И даже исполнители старой закваски примерили на себя молодёжную личину. Чего только стоит Филипп Киркоров, который в свои 57 лет в душе себя чувствует на 30, а ведёт, будто ему 20.  Что у нас есть? Ну, к примеру, Фейс, который, так сказать, влетел в культуру с двумя нашумевшими хитами «Я роняю запад» и «Бургер». Посмотрим.

«Я роняю Запад, у! Я роняю Запад, у!
Я роняю Запад, у! Я роняю Запад, а!
Я роняю Запад, у! Я роняю Запад, а!
На моём (XXX) вся индустрия США, я (Ха-ха!)
Я роняю Запад, у! Я роняю Запад, эй!
Я роняю Запад! (Эщкере!) Я роняю Запад, эй!
Я роняю Запад, у! Я роняю Запад, а! (Вау, вау)
На моём (XXX) вся индустрия США, я (Вау, вау)»
  Когда я впервые услышал это, долго не мог понять, кому такое творчество вообще может нравиться. Повторяющиеся по десять раз одни и те же слова с непонятными междометиями, сама песня наполнена матом ради мата. Не подумайте, что я ханжа. Я в целом не против ненормативной лексики, но одно дело, когда матерок в песне употреблён пару раз и к месту, и совсем другое, когда вся песня строится на мате. За хорошими примерами мата в песнях далеко ходить не надо – возьмите какую-нибудь песню Егора Летова (Гражданской обороны).  Вторая песня Фейса строится по такому же принципу, непонятных междометий, мат ради мата. Да, у этого товарища есть и вполне хорошая песня «Baby». Да, она наполнена одинаковыми и глупыми рифмами, слова в ней повторяются, но хотя бы исполнитель здесь не пытается эпатировать.
Теперь давайте разъясним, что из себя представляет Инстасамка.
«Pussy juicy на тусе, coochie mommy на Juicy
Juicy, juicy, деньги, деньги, money, money, туси, juicy
Моя жопа на тусе, мои доллары в плюсе
Мне караты на уши, на мне дорого бусы
Pussy juicy на тусе, coochie mommy на Juicy
Juicy, juicy, деньги, деньги, money, money, туси, juicy
Моя жопа на тусе, мои доллары в плюсе
Мне караты на уши, на мне дорого бусы»
Текст этой композиции и вовсе не поддаётся адекватному восприятию. Без того, чтобы у меня начал дёргаться глаз, слушать такое я не могу. Общий смысл этой песни сводится к тому, что богатая девочка тусуется. Всё ещё интереснее. Мой старый друг сказал, что пятилетняя дочь его коллеги знает, что такое «Pussy juicy». И батя маленькой дочери разрешает это слушать.
Плохая современная культура? Безусловно, это лишь пара примеров того, во что превратилось музыкальное творчество в целом, но существует множество примеров хорошей музыки, просто Инстасамку от остальных отличает то, что она звучит в чартах. Конечно, не все её песни настолько ужасные, есть даже те, которые ставят в эфир, но тема-то там всегда одна – деньги и тусовки. Ещё одна проблема современной культуры состоит в том, что между поклонниками и исполнителями огромная социальная пропасть. То есть, какой-нибудь Моргенштерн поёт про то, какой он богатый, как он ездит на дорогущих машинах, а Фейс носит вещи от Гуччи. А поклонники их творчества - люди со средним достатком, или вообще бедные. Достаточно забавно наблюдать то, как какой-нибудь парень едет на разваливающейся приоре, а оттуда орёт всеми своими басами «Кадиллак» Моргенштерна.
Но я увлёкся критикой современности. Вернёмся лет на 30 назад, в 90-е, когда не стало Советского Союза, а вместе с ним и цензуры. Ярчайший пример бескультурья того времени, на мой взгляд – это песня группы «Нана» под названием «Фаина». Там участники группы полуголые танцуют, обмотанные то ли зелёными тряпками, то ли мишурой. Точнее, они не танцуют, они пляшут. Или взять песню Наташи Королёвой «Палочка выручалочка». Я читаю комментарии к статьям, посвящённым этой песне, и все без исключения пишут, что уже тогда в песне находили конкретный пошлый смысл, так что причастные никак не могут обвинять слушателей в испорченности. И это я не говорю о невербальных жестах исполнительницы на концертах, которые куда больше отражают суть, нежели слова. При этом Игорь Николаев удивлялся, а за что же его облили грязью после этой песни. В тех же 90-х была группа «Мальчишник», она пела про секс без перерыва, где весьма озабоченная дама своей ненасытностью вымотала группу мужчин. И эту песню крутили по радио, я сам слышал её в эфире на стыке двухтысячных и десятых годов.
Двухтысячные. «Руки вверх» популярны. И они поют «И целуй меня везде, 18 мне уже». Я прошу прощения, а «Целуй везде» - это что конкретно? Предлагается целовать в разных географических местах, или целовать во все части тела? По этому поводу у нас с мамой как-то даже возник спор, ей в песне видится второй вариант, а я надеюсь, что речь в песне всё-таки шла о географии. И ведь я встречал комментарии поклонников всего этого многообразия о том, что вот это была настоящая музыка, а не всякие ваши Моргенштерны и Инстасамки.
Помимо всего прочего, у нас идёт борьба за традиционные и семейные ценности, а современных исполнителей обвиняют в том, что они эти самые ценности уничтожают. Что же, с этим спорить не буду. Но у меня вопрос к инициаторам и чиновникам: а почему вы обращаете внимание на современную культуру и не замечаете, что было раньше, когда говорите о том, что ваши ценности «шатают»?  Далеко ходить не надо, возьмём Сергея Трофимова и его «Город Сочи».
«У тебя далёко дома семья,
И меня с курорта ждут сыновья».
О чём речь? Двое семейных людей встретились и закрутили курортный роман. Тем, кто эти самые семейные ценности продвигает, должно быть стыдно, что такая песня вообще существует, что в песне поётся об измене. И ведь у Трофимова есть ещё одна, похожая по смыслу песня «Снегири». Да, нигде в этих песнях не поётся о том, что это нормально, нет, так сказать, пропаганды измен. Но и в современных песнях, которые принято осуждать, нет никакой антисоциальной пропаганды.
О чём ещё можно сказать? Например, о «Голой вечеринке» в клубе Мутабор», где поучаствовали известные люди, данное мероприятие вызвало целый шквал возмущений и обещаний отменить всех участников этой вакханалии. Все, кому не лень, осудили Киркорова, Лолиту Милявскую, и других, кто туда пришёл. Но их, сюрприз, не отменили. Ну а зачем? Они же извинились. И опять же, вернёмся назад, к «Нана», которые устраивали полуголые пляски. Почему никто не бьёт себя пяткой в грудь и не говорит, что это плохо? Не предлагают запретить их клипы, не говорят о том, что подобное творчество плохо влияет на нежные подрастающие умы? Что это за лицемерие? И ведь среди поклонников «Нана» точно так же находятся те, кто осудил вечеринку Насти Ивлеевой.
        Иногда доходит до смешного. Ирина Салтыкова, в прошлом популярная певица, недавно осудила Ольгу Бузову, назвав её бездарной выскочкой. Забавно, что многие саму Салтыкову тоже считают бездарностью, и не ей рассуждать о том, кто талантлив, а кто бездарность.
То же самое можно сказать и про кино, раньше был сериал «Бригада» про бандитов, сейчас для новой молодёжи есть «Слово пацана». Я ни то, ни другое не смотрел, поэтому углубляться в эту тему не буду.
Подводя итоги, я хочу сказать, что нельзя однозначно утверждать, что раньше культура была хорошей, а сейчас она плохая, или наоборот. Она, эта самая культура, всегда была разной, и сейчас есть хорошие примеры творчества, и раньше тоже. Вообще, хорошего у нас больше, чем плохого, просто всё плохое бросает тень на остальное. Ну или приходится изрядно покопаться, чтобы среди навоза найти жемчужное зерно. А плохие песни из «Раньшего времени» до сих пор слушают, потому что они вызывают ностальгические чувства.


Рецензии
И вернемся мы на круги своя...
Нужна цензура.

Геннадий Старков   20.01.2025 16:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.