Рецензия к фильму Офелия
Ну, это британо-американская костюмированная драма по мотивом великой пьесы "Гамлет". Только это не совсем стандартная, приближенная к оригиналу постановка классического произведения. Тут главный персонаж не принц датский со своей извечной риторикой про "быть или не быть", а его возлюбленная Офелия. И она как бы рассказывает, как всё было на самом деле. Не ту фигню, которую Шекспир понаписал, а настоящую правду.)) В принципе почти всё то же самое, но с некоторыми поправками и добавками и с колокольни Офелии. Вообще, задумка прикольная. Почему бы и нет? Мне, например, всегда хотелось узнать: утопилась она или просто неудачно искупалась. Я просто не помню, чтобы Шекспир уточнял этот момент. Или я просто читал как-то криво.)) Ну и вживую посмотреть, как она себя вела в состоянии безумия. Но тут прикол в том, что с первых секунд дают понять, что именно Офелия рассказывает эту историю. А в литературе, например, это дурной тон, когда рассказчик говорит: "А потом я умер…" Наверное, поэтому Шекспир и оставил в живых Горацио, потому что больше поведать историю было некому. Но дурной тон – это не священное табу. Так что мне всё равно было любопытно, как она утонула. И как раз здесь всё кардинально не так, как в оригинале. Ещё добавили нового персонажа. Слегка фэнтезийного, но интересного. А Тень отца Гамлета убрали (но не до конца). А что ей там, собственно, делать, если Гамлет – второстепенный персонаж? И если задумка мне понравилась, то исполнение как-то не очень зашло. По идее, получилась довольно обычная любовная мелодрама в средневековых костюмах. Бесспорно, трагедия. Но не шекспировская. У классика всё в мясо жёстко. Все сошли с ума и умерли.)) Здесь это не так проникновенно и будоражуще. Ну и пусть ко мне придёт призрак отца Гамлета и задолбает вопросами, почему он пришёл ко мне и где, чёрт возьми, Гамлет, если не пора перейти к сути.
А вот и нет! Всё началось не с того, что прогнило что-то в Датском королевстве. Сначала там всё было более-менее нормально. И король был жив и здоров, а не бродил привидением по Эльсинору. И принц Гамлет был ещё маленьким мальчишкой. И даже Йорик ещё кривлялся шутом при дворе, а не скалился черепом в руке жаждущего мести молодого человека. И Офелия была ещё совсем юной девчонкой. Весьма своевольной и даже немного хулиганистой. Любопытная, как варвара. Чумазая вся постоянно. Ну, в общем, пацанка такая. В хорошем смысле слова. Девочкам тогда вообще нельзя было учиться. Зачем нужна в Дании умеющая читать женщина? Говорить умеют – и хватит с них. Но у Офелии был замечательный брат, который научил её грамоте. А вот не совать нос в чужие дела не научил. И пронырливая девчушка пробралась в тронный зал. А там празднуют отправку юного Гамлета, принца Дании, в университет. Там и король, и королева, и родной брат короля, который как раз произносил тост. С нотками сарказма. И девочка из-под пиршеского стала выразила некий упрёк. Все удивились. Это что за дерзость такая! И тогда вмешался советник короля. А он отец Офелии. Выковырнул её из убежища и принёс извинения. А королеве понравилась дерзость девчонки. И вместо того, чтобы отрубить хулиганке голову, она сделала её своей приближённой. Не знаю, как эта должность называется. Что-то вроде фрейлины, наверное. В общем, из разгильдяйке сделали леди. И она выросла в прекрасную девушку, которая постоянно находилась в свите королевы. Но ей было сложнее, чем другим фрейлинам. Они её не воспринимали. Так как у неё родословная хреновая. Тут у меня вопрос. Её отец – советник короля. Кто тогда их родители? Графы, лорды и шейхи? И они такие же фрейлины? Но дело не в этом. Девки её за глаза чморят за то, что она цветы в волосы вплетает. За то, что она купается в пруду. А у них там на территории замка есть небольшой пруд с кувшинками. Это не болото, конечно, но там и тина, и водоросли, и запах после купаний в таком месте ощутим. Но королеву это не беспокоит. Наоборот. Она послала прочь всех этих манерных фрейлин и пригласила Офелию в свою опочивальню перед сном. Рассказала о том, что она тоже не из вельмож. А вообще монастырская. И если бы не сестра, её заклевали бы дедовщинистые монашки, как куры зёрнышко. А тут ещё выяснилось, что Офелия умеет читать. Не молитвы на ночь. А прямо буквы! И девушка стала читать королеве перед сном книги. А королева тоже не лыком шита. Она не шекспировские трагедии предпочитает. А эротические романы. В общем, они подружились. Но в один прекрасный день в замок вернулся Гамлет. Уже мужчина. Ну и, естественно, они засимпатизировались. Но, когда Гамлет пришёл с другом на озеро ловить рыбу и увидел там водоплавующую Офелию, у него сразу поднялась симпатия во всю силу. Да и Офелия ответила тем же. Но они не ровня, и в открытую встречаться нельзя. А в закрытую ещё больше нельзя. Потому слухи, хренухи – это провоцирует на скандалы и репутацию королевства. А оно как раз уже и начало гнить. Королева бесится из-за того, что король больше времени уделяет войне с Норвегией, а не ей. И глушит печаль подозрительным питьём. А брат короля, как профессиональный психолог, видит больное место и бьёт в него. Губами. Целует королеву, а ей нравится. И Офелия это видела. Вот тогда в Датском королевстве всё и прогнило…
Ну и получается, что полфильма – это предыстория оригинальных шекспировских событий. И какой-то интригующей интересностью она не блещет. Не знаю, у Шекспира была какая-то социально-политическая психоделия (в хорошем смысле слова) с риторикой бытовых предательств. Гамлет терзался во всей этой "кровь-любовь", "честь-месть". Банально (с высоты нынешнего года), но реально драматично. А тут та же практически ситуация, но взглядом влюблённой женщины. Не спорю, возможно, Офелия видела всё именно так. Но я её не совсем понимаю. Я не понимаю влюблённых девушек, который всё усложняют. Она его постоянно держит на дистанции. И это не похоже на "быть или не быть". Это похоже на Джейн Остин. Мне драма Гертруды понравилась больше, чем драма Офелии. Именно несчастную мать тут прописали интереснее, чем главную героиню. Что касается чокнутости Офелии. В целом, мне понравилось, как это обыграли. Довольно фанфиково, но прикольно. Но всё равно это больше мелодрама, чем трагедия. А костюмированные мелодрамы – это для меня чаще всего унылость. И здесь я, к сожалению, не проникся. Мне больше всего понравилась песня, звучащая во время предфинальной барабумщины.)) Хотя, сама барабумщина тоже не провоцирует на эмоциональные всплески. А должна! Шекспир и этой барабумщиной, в частности, весь мир на колени поставил! Ну что я буду заковыривать, чёрт возьми. Все знают, что Шекспир в "Гамлете" убил всех. Спойлер.)) Здесь всех убили в один миг.)) Красиво, эффектно, но если бы не песня, я бы этой концовкой не проникся. А она важнее всей грёбаной любви, которой посвящён фильм. К сожалению, не моё кино. "Гамлет" – моё. А это кино – нет. Режиссёр, кстати, женщина. Это не говорит о том, что женщины плохо снимают кино!)) Это говорит о том, что кино довольно женское.)) Состав… Я не знаю никого из молодых. Ни Гамлета, ни Офелию. Лаэрта только. Том Фелтон вполне неплох. А так, Наоми Уоттс в роли Гертруды и Клайв Оуэн в роли Клавдия. Прекрасно сыграли оба. Вот по части актёрства мне тут все понравились. Офелия иногда чудная и чёрт знает, зачем так она лицо делает… Но она же чудная.)) Поставлю, пожалуй, шесть. "Какая чудесная рыба обитает в пруду!" "Рыба желает выйти на берег."
Я читаю на ночь книжки королеве королев.
Но влюбилась в её сына. Будто в ратный бой без шлема.
Он милее даже Симбы из мультфильма "Король Лев".
А по статусу я – Пумба. В целом, в этом и проблема.
Короля брат травит ядом, чтоб завоевать престол
И с вдовой потом законно делит сладостное ложе.
А я с принцем не могу быть! Вот тебе под нос "that's all"!
Почему, блин, у монархов пункт "любовь" настолько сложен?
Почему нельзя влюбляться? Почему нельзя любить?
Для чего крестить те грузы зазамоченных портфелей?
Может, взрослым стоит как-то по-гуманней к детям быть?
Может, станет тогда меньше найденных в прудах Офелий?...
Свидетельство о публикации №224100601452