12 слов к Художнице Лидии Тимошенко Одним файлом

 Артём Киракосов

двенадцать слов к
ЛИДИИ ТИМОШЕНКО



01 \ 12
Из последних фотографий \ 1976

Наверное, чтобы понять человека,
Правильнее (будет) смотреть
Его последние фотографии;
Скорбь и нежность, скорее, — вот что
Видится; разве автопортрет художника
Такой могучей кисти, как её, всегда смотрящей
Абсолютно прямо в глаза, способен выразить
То, что в сомкнутых бровях,
Опущенных (мимо куда-то, вскользь)
Веках,
Провожающих в ночь вечную
Ушедшее время, да и жизнь саму, как и обретённое,
Так и потерянное, людей, с кем было хорошо, но
И плохо...


02 \ 12
«Пейзаж с рекой» \ 1923 \ бумага акварель \ 38 х 54

Тимошенко буквально, без преувеличения (что характеризует только
Настоящие таланты) врывается
В искусство
Своим самым (не ошибусь!) вдохновенным за весь творческий период,
Кажется так сейчас мне, шедевром: акварель
«Пейзаж с рекой», 1923; что особенного тут? —
20-летняя красавица, утончённая и трепетная, как луч, пишет следом
Великих французских фовистов, "Диких", `alla prima` (в один присест)
 — Касанием лёгким воздушно, как бег (а, знаем уже [от Юрия Георгиевича Седова,
Гения педагогики]: „Любовь это касание!..“);
Да откуда ж в ней это? А от встречи, учёбы в ГИНХУК-е (Государственном
Институте художественной культуры) в этом же, 1923, у
Paul Mansouroff, вернувшимся в Россию и возглавившим в созданном Детище
"Экспериментальный отдел"! (Наверное, она влюблена в него, а он в неё? <...>
Говорят, потом, вернувшийся на Запад, в
Париж [с 1928] Павел Андреевич до смерти Лидии Яковлевне [в 1976] писал и слал ей письма.)
Лидия — девочка не просто романтическая, но дерзновенная:
Мазки её — без промахов, ударами, хотя и протяжные,
Без отрыва кисти с водою и краскою
От чистоты белизны бумаги, которую она заставляет светиться этими пропусками, работать во след
Высоким образцам `Диких` периода расцвета их 1907: Дерен, Вламинк, Матисс, Манген...


03 \ 12
«На Двине» \ 1930 \ бумага акварель \ 50 х 69

В 1926, как "передвижники", в протест, 18 бывших студентов ВХУТЕИНА-а  объединись в творческое объединение, просуществовавшее очень не долго, до всего лишь 1932, «Круг художников», зафиксировав в манифесте от 1928 отказ от индивидуализма в пользу „тесно сплочённого коллективизма“, "Нового реализма" «Пролетарского искусства». В ядре Объединения  —  блестящие звёзды: Вячеслав Пакулин (председателем), Алексей Пахомов, Александр Самохвалов, Алиса Порет, Александр Русаков, другие видные мастера, создатели "Ленинградской школы" своего несравненного творческого лица. Среди них — Лида, вышедшая замуж в год публикации Манифеста Группы за одного из талантливых живописцев «Круг художников», Давида Загоскина.
Большие листы Тимошенко 1930 — следующая вершина, покорившаяся легко художнице в её виртуозной акварели. Тема? — это (всегда почти, почему?) из жизни людей, трудящихся на реках.
Влияние не только `круговцев`, но всей нарождающейся Школы Социалистического реализма, особенно, выдающегося графика, ксилографа, литографа, книжника, педагога ВХУТЕИНА-а и теоретика, Николая Куприянова, было не избежать; и — слава Богу: чтобы расти и расти быстро, и уметь меняться, надо быть гибкой, "губкой" напитываясь влияниями, как умела она, ученица по жизни, а не „учительница-мучительница“. Одновременно в ней — всё сильнее и крайне мощная в мире и до сию пору волна "сезанизма" берёт неизбежно своё (это уж, уверяю, никого не подпортит). 
«На Двине» 1930-го года письма — это уже лихо, мастерски скрученная музыкальная по ритмике и звучанию, сложная многофигурная сюжетная композиция: Лидия теперь активно вписана \ включена в те задачи, что выполняет весь ей активно дружеский круг художников «Круга художников»!


04 \ 12
«Рыбацкий колхоз» \ 1932 \ бумага акварель \ 48 х 67

1932 год для Лидии Яковлевны — рубежный: она учится (аспирантура) на 'Высших курсах мастерства' Академии художеств у учителя своих бывших коллег по «Круга художников»: Вячеслава Пакулина и Алисы Порет, — саратовца, "боголюбовца", ``умиротворённого Врубеля``, Алексея Ивановича Савинова; напитывается через него творчеством "голуборозовца" Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, с которым Савинов совместно руководит (1927 — 1930) учебной Монументальной мастерской. Естественно, в воздухе всё плотнее (ещё и через «Бубновый валет») дух, мазок, пластика, колористика, созерцание от гения Поля Сезанна; наверное, ещё и от такой притягательности творчества Александра Васильевича Шевченко, мимо кого нельзя пройти, не полюбив горячо!
Акварель «Рыбацкий колхоз» 1932-го года Лидии Тимошенко захватывает своей выстроенной композицией, умиротворённостью прохладного сезанновского колорита, зрелостью художника. Нет тут больше тех стильных темпераментных пропусков летящей кисти. Вся плоскость листа выделана, проработана технологично ровно. Ей 29! Гармонии время в её жизни..


05 \ 12
«Выводок» \ 1934 \ бумага акварель \ 60 х 77

Очередной резкий, крутой поворот в жизни: 1933, — ей 30. Со вторым мужем (первый Алексей Гофман, брак: 1921 — 1923, с 18 до 20 её лет), художником Давидом Загоскиным, они обретают дитя: Николенька! С дня этого её захватывает тема Детства, Материнства, Семьи. Акварель «Выводок», 1934-го, хотя, безусловно, следует не просто тематически "круговцам", важнейшим ленинградским сподвижникам Тимошенко: Пакулину, Самохвалову, Пахомову, другим, — но вот Петров-Водкин проглядывает тут куда уже ярче их, поскольку глубже его корень в любви к срединной Руси, иконописной, мечтательно-счастливой, лирически не защищённой, каков и какой бы век ни шёл по двору! И колористически тут тоже — с Кузьмы Сергеевича: алый с зеленью. Лепка форма, прописи уже используют белила (гуашь ли?), как прописи в русской древней живописи по Петрову-Водкину. Выводок — это шестеро; девочки-мальчики: кто в руках "самострел" держит (арбалет), кто яблоки в подоле платьишка. А какая женщина не мечтает и не по \ завидует такому вот раскладу, детскому саду из собственной утробы, целому выводку?


06 \ 12
«Татьяна» (к «Евгению Онегину» А.С. Пушкина) \ 1960 _ 1967 \ цветная литография \ 27 х 21

В 1960-м Лидия Тимошенко, как ей свойственно, резко меняет творческую ориентация, практически мгновенно по выходу пушкинского «Онегина» с первым, 'монохромной живописи' в исполнении, 'гризалью' по печати, первым вариантом её иллюстраций, оставляя вполне себе утвердившуюся кругом передвижническую стилистику, во что вошло ("штопором") её творческое начало со второй половины 1930-х, не ожив до самого конца 1950-х. Художница разом порывает с духотой того мрачного отрезка времени „вездесущих сталинских соколов“, иллюстрируя Онегина совершенно иначе технически, цветной литографией, композиционно, стилистически: лаконичный всего один чёрный "рисующий камень" (кистевая линия и заливка единой плашкой) с локальной однотонной цветной подкладкой, при этом оставляемая незапечатанной часть белого листа тоже активно "работает" формой, как инструмент конструируемого воображением пространства. Это близко тому, конечно, что рождалось тогда сообща художниками в журнальной графике, киноплакате и в рекламе. Но, тем заслуженней место Лидии Яковлевны в Искусстве Оттепели: она  — у истоков Эпохи! Дыхание совсем уже другое: свобода вырывается на волю: да, хватит того, что было; Страна отходила, старалась учиться дышать, будто б заново, отдышавшись, наконец <...>.


07 \ 12
«Весна» \ 1961 \ холст темпера \ 100 х 75

«Весна» 1961-го года — это уже зримый Символ Нового времени, без убийцы-тирании, расцвет и рассвет! Естественно, что самый подходящий образ к тому — солнечная девушка с бирюзовыми, как майские листья, глазами. В светлом куполе лёгкого платья, ладно сидящем на изящном стволике талии. Романтичнее и веселее Матисса много... Вот же оно, счастье, настоящая Оттепель?


08 \ 12
«Весенние стволы» \ 1962 \ холст масло \ 55 х 45

«Весенние стволы» 1962-го года — гимн нарождению Света! Тимошенко полностью оставляет далеко (внизу) позади все свои техники, приёмы, образы, удачи 20-х, 30-х (40-е и 50-е я просто не беру): в руках её мастихин... Она смела, если не сказать грубее. Колорит — нежнейшего первого свидания не тронутой девы. Палитра её, мазок  — как на исповеди: откровение, признание в любви этой жизни (пришвинское [дневниково] благословение свету, весне, человеку, жизни, любви...)


09 \ 12
«Голубая дорога» \ 1961 \ холст масло

Земля такого же цвето-тона, что и небо над нами всеми, голубая, такова, какая и должна быть — по сути, добрая, щедрая, широкая (как душа), тёплая, отечески-материнская, родительская сущностно! Нам уютно на ней... «Голубая дорога» 1962-го года — икона духовного пути Человека: прямо ввысь! Здесь нет ничего, что бы вставало на пути препятствием. Восхождение, рождение его в небесной своей сути, Человека, начинается с этих шагов вперёд! Отблески неба на всём, что ниже, голубым. Синий, уводящий в даль, контур, как слова в песне... Никакой конкретики, детализации. Будто на Человека надели крылья и сказали: „Ну, лети ж!“


10 \ 12
«Сандро» \ 1962 \ холст масло \  99 х 72

 Мне посчастливилось знать (позже значительно, чем писан портрет его кисти Лидии Тимошенко) известного лингвиста, фонолога, педагога, проводившего каждое лето со своими студентами и аспирантами в отнюдь не безопасных экспедициях, Сандро Васильевича Кодзасова (1938, Москва — 2014, Карлсруэ), человека исключительно мудрого, всегда молодого, весёлого, улыбающегося открыто и поэтически возвышенного изнутри. Гордость Алании по корням своим, не только наша, московской филологической учёности, «Сандро» 1962-го года — думается, он останется в памяти моей именно таким, каким его сложила магически всесильным своим мастихином Лидия Тимошенко. А все фотографии, даже те, которые я делал с Сандро сам своим объективом (в экспедиции мы тоже были с ним вместе; как встречались, говорили сутками о живописи, о Ватто, которого он обожал просто смертельно), померкли. Почему? Потому, что образ, высеченный из Лавины Времени Лидией Яковлевной — обессмертил на холсте в краске его благородную, смелую душу, тихо приемлющую неизведанно встречное. Тимошенко — восхитительный композитор! Выведя (и наточив, вышлифовав острейше, как боевой меч) свой метод, отработав его до безупречного, из поздних, 1960-х своих 'онегинских' литографий, где работают силуэтно музыкой — через изящный трепетно-нервно контур — большие основные цветовые (как правило, сдержанные в атаке на глаз) массы, вступающие в сложные про меж себя соотношения... Тимошенко, достигшей в этом авторском ходе совершенства, в то время, начала 60-х, приписывали титул "Королевы Портрета", а добиться в Москве такого неформального звания среди десятков тысяч образованных, талантливых, опытных, известных её коллег, это, знаете ли, дело исключительное. И ещё — это не просто фовистско-матиссовый декор, а характер, он был у неё самой, и она не прятала его в других! И, чёрт меня дери, вы встречали \ видели \ может ли быть \ творить художник без характера?


11 \ 12
«Обнажённая (День)» \ 1965 \ холст масло \  70 х 120

Если шедевры 20-х и 30-х Лидии Яковлевны Тимошенко укладываются в `образцы`, "время", общие тенденции, стилистику и логику, "общий шаг" по «Кругу» её "круговцев", то новая заря её живописи, с новыми её символами: свободная, лёгкая, пустая *Дорога* (где низкий горизонт, как на взлёт...), *Весна* (пробужающиеся стволы и Солнечная Красавица с бирюзовыми глазами), античные слепки, *Маски* (в прибрежной воде с камнями), узнаваемые в обнажённых девичьих фигурах условные, естественно, автопортреты (?), *День* и *Вечер* — это уже своё, неповторимое в искусстве! Язык символики, куда не приплетёшь (даже моим языком) никого из любимых французов, фовистов: Матисса, Дерена, Вламинка, Мангена, других.
«Обнажённая (День)», 1965-го года рождения холст Художницы, — смелое, дерзновенное (даже и по сегодня, казалось бы, раскрепощённое абсолютно время), вглядывание в Самого Себя, Человека, чем защищённого? — а ничем: голого, как и родившегося только из утробы. Открывающего Себе Самому (с удивлением) Мир касанием пристальным ладони, обнажённой (не заблуждайтесь относительно тела) души...
Мы тут всегда "первые", на Земле, раз родились, чем отличные от Адама и Евы? 


12 \ 12
«День творения» \ 1967 \ холст масло \  150 х 120

Торжественно и естественно, будто б, конец — начало! завершает свой славный, без преувеличения, путь живописца Лидия Яковлевна Тимошенко (18 сентября 1903, Санкт-Петербург, Российская империя — 25 ноября 1976, Москва, РСФСР, СССР) итоговой, но похожей на зачало чего-то грандиозно великого, уводящего в глубокое \ голубое, как ^ Косм ^ , Будущее, самой масштабной своей форматно картиной, полотном «День творения», 1967. Это Завещание Художницы: творить, творить, творить...
...Первозданные, как в начале самом Творения Земли и Жизни, Адам и Ева, юноша прекрасный и дева прекрасная, обнажённые (оба) — на сотворённой вот только что (кажется) Господом Богом голой ещё, как они, земле. Эту землю предстоит возделать, родить всходы, цивилизацию, всё наше многомиллиардное Человечество... Стоят. Ещё пока не касаясь друг друга!
Что будет?


05 10 2024
06 10 2024

фото и репродукция из архива семьи
| в рамках готовящейся экспозиции в Галерее на Чистых прудах (вернисаж 04 11 2024, в 17:30, Москва, Гусятников переулок 10, Деловой центр Торгово-промышленный палаты РФ) выставки «Лидия Тимошенко в семейном кругу художников» |

Двенадцать слов к художнице Лидии Тимошенко:
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_55670
http://proza.ru/2024/10/06/164
ФотоАльбом № 1697:
https://vk.com/album15993373_306926680


Рецензии