Подгрушинский фестиваль..

Есть в Апшеронском районе горный поселок Мезмай. С этим местом у меня многое связано.

Начиная с юности, когда голубой вагончик «Агитбригады» катал нас по всем горным поселкам с концертами художественной самодеятельности.

Потом были походы по пещерам живым и мертвым (сухим), поездки в кузове трактора на матрасах на плато Лаго-Наки.

Все это можно отразить в отдельных рассказах, но сегодня не об этом.

Работая тогда на телевидении, я с главой администрации района, ехала делать репортаж об альпинистах и скалолазах в пос. Гуамка. Там проходили всероссийские соревнования.

Кстати, репортаж так и не был сделан по причине жуткого ливня, прошедшего накануне, и отрезавшего палаточный лагерь спортсменов от поселка. Но..

По дороге туда я случайно узнала, что в этот вечер в поселке Мезмай открывается фестиваль авторской песни!

Примчавшись домой, я начала обзванивать (по городскому телефону, сотовых тогда еще не было) друзей, которые очень любят бардовскую песню.

Дождавшись друга из Краснодара, который бросил все свои дела, сел на первый рейсовый автобус и примчался, мы  тоже воспользовались автобусом, потому что автомобильная дорога до Мезмая была в то время только для  вездеходов.

Мы доехали до Гуамки, а дальше путь лежал через знаменитое Гуамское ущелье по рельсам девять километров с огромной сумкой, гитарой и пешком.

Сумку и гитару несли по-очереди, очень торопились, боялись опоздать.

Дотопав до Мезмая, мы расспросили куда нам держать путь дальше и поползли в гору, потому что там наверху была огромная поляна, на которой и был разбит лагерь.

А я уже говорила, что накануне прошел сильный ливень и путь наверх был очень скользким и трудным.

Но мы легких путей и не искали..) Поднявшись наверх, мы сначала увидели эту поляну, амфитеатром расположившуюся вокруг огромной лесной груши.

К этой груше был приделан купол парашюта, который изображал задник будущей сцены и наверху висел круглый фонарь с надписью: «До третьих петухов».

Так мы поняли, что концерт будет всю ночь.

Организаторами этого фестиваля были ростовчане, бардовский клуб «Планета» под руководством Игоря Козлова.

Так мы впервые все там и познакомились. А еще мы тогда познакомились с удивительнейшим человеком поэтом, альпинистом, планеристом и еще много всего. Это был Геннадий Юрьевич Завада.

Это именно он обосновал эту поляну, построил много сказочных домиков из тонких стволов деревьев. А когда мы стали домиками восхищаться, скромно и тихо промолвил: «Вот построил бардель для бардов..»)

И стала эта удивительная поляна, место силы и притяжения, называться Завадовой. А фестиваль - Подгрушинский, юмора там было у всех не занимать..)

Мы не стали уходить в палаточный лагерь, потому, как никакой палатки у нас и не было. Открыли большой пляжный зонт, на случай дождя, расстелили одеяло, положив рядом остальные вещи и начали ждать концерт.

На тот момент мной, под впечатлением отъезда с острова Сахалин, была написана всего одна песня, но мы очень любили песни Олега Митяева и пели их повсюду: дома, в дороге, на природе, на веселых вечеринках с друзьями.

Зарегистрировавшись у организаторов, мы сели в «зрительный зал» под свой зонтик и начали волноваться..

Фестиваль открыл Игорь Козлов, который представил всех организаторов, рассказал о порядке проведения концерта.

Так мы узнали, что концерт будет поделен на три части, в каждой из которых будут выходить авторы по-несколько раз. И гитара зазвучала..

Мы сидели, как завороженные, слушали и ждали свой выход. И он настал.

Мы спели всего две песни: мою «Под стук колес» и Олега Митяева «С добрым утром, любимая». Это было незабываемо. Дух  бардовского движения прямо захватил нас!

Это было какое-то всеношное счастье! Постоянно к микрофону выходили новые авторы, кто-то пел, кто-то читал свои стихи и продолжалась эта незабываемая эйфория именно «до третьих петухов» (надеюсь, вы знаете, что означают эти слова)))

Но. Концерт, как-то резко закончился, все побрели к своим палаткам, на улице стало так темно, что видно было только огромные звезды, нависающие прямо над головой.

Надо было искать ночлег, и мы начали спускаться вниз. Этот спуск трудно когда-нибудь забыть. Ночь была абсолютно темной, а гора очень-очень скользкой от грязи после дождя.. нужно было как-то найти тропу и спускаться, к тому же ночь в горах, даже летом - это жутко холодно.

В то время, заведовал поселкам, наш краснодарский знакомый, мы называли его «губернатор Мезмая» Вот уж не знаю, каким образом его назначали?) мне видится это так: никто, как обычно, не хотел брать на себя никакую ответственность, поэтому решили, как в детстве, считалочкой и сказали: будешь ты!) во всяком случае, другого объяснения я не нахожу.

На фестивале не только пели, но и кто-то пил пиво, кто-то что-то покрепче и, когда мы, с горем пополам, все же спустились, увидели нашего «губернатора», который мягко сказано, не был совсем трезвым.

Мы попросили его организовать нам, хоть какой-то ночлег, он сказал : «Щас..» и исчез в темноте..

Постояв немного и поняв, что нам его не дождаться, мы увидели, что на железнодорожных путях стоит какой-то старый вагон, с разбитыми стеклами, и тут появился «губернатор»
Мы пытались как-то попасть в этот вагон, а он бегал и кричал: «Вы, что? Вагон никуда не едет! Вагон никуда не едет!»

Не помню уже сколько это продолжалось, но мы все же как-то попали внутрь вагона, там стояли деревянные сиденья, как в старых электричках, на которых мы и стали ждать рассвет. Было очень холодно и спать на них точно было невозможно.

Как только чуть-чуть расцвело, мы выдвинулись в путь, снова через ущелье, в поселок Гуамка, где, в ожидании рейсового автобуса, в полном смысле слова: «на коленке», под впечатлением всего произошедшего, мною была написана песня, которая потом стала гимном фестиваля и открывала каждый новый сезон.

А на следующий год, мы уже стали лауреатами этого фестиваля и песен у нас было много и выходов..
И это не все.. будет продолжение..

Гимн подгрушинского фестиваля
Елена Гладкова 3
Листопады, метели, капели,
А затем, снова солнечный май.
Опаленные души слетелись,
Огоньками встречай нас, Мезмай!
Мы к тебе, на поляну Завадову
Все сердца в рюкзаках принесем.
Говорят ничего не загадывай,
Только все это будет потом.
 
Под купол парашюта вновь -
Придем "до третьих петухов."
Лишь млечный путь над головой,
И в эту ночь не будет снов.

Здесь не строят отелей богатых,
Здесь богаты ребята душой.
По плечу нам любые преграды,
Лишь друзьям свое сердце открой.
Воскресение первое августа
Ты запомни, мой друг, приезжай!
Праздник встреч, воплощение радости
Вновь подарит нам горный Мезмай.

Навек останется в душе
Тот звездопад, вокзал, перрон,
Ночной концерт, веселый спуск,
Неедущий пустой вагон.

А уже после второго фестиваля появилось стихотворение:

Подгрушинский фестиваль
Елена Гладкова 3
"До третьих петухов"
(надпись на фонарике)

Раз в году награда нашим душам -
Приглашает всех к себе "Завадов рай"
Откровения друзей своих послушать
Вновь манит чарующий Мезмай.

Поплывет над лесом песнь гитары,
Отзовется радостно в сердцах.
Попритихнут птицы на чинарах,
Шум реки приглушится в горах.

Только, с солнечным лучом играя,
И, завидуя нам всем слегка,
Мимоходом тихо проплывают
Важные, смешные облака.

Лишь одно засмотрится немножко
На поляну, разрешенья не спрося,
Приземлится осторожно, словно кошка
Невесомую прохладу всем неся.

А под грушей, мотыльком расправив крылья,
Парашют застыл, как у огня..
Так однажды навсегда, но не насильно,
Притянул фонарик и меня.


Рецензии