Приложение 1. Женские монастырские школы
«Преподавание в приютском училище Горнего монастыря (на Вологодчине) осуществлялось на более высоком уровне, чем в училище Холмогорского монастыря (на Архангельщине), и «близко подходило к типу третьеклассных епархиальных училищ». В учебную программу входили следующие предметы: Закон Божий, объяснение богослужения, отечественная история,
В 1888 году по инициативе епископа Вологодского и Тотемского (Тотьменского ? - В.М.) Израиля (Никулицкого) приютское училище было преобразовано в третьеклассное епархиальное женское училище, которое с 1896 года стало шестиклассным. В его учебную программу были введены словесность, физика и педагогика, и стали привлекаться преподаватели Вологодской духовной семинарии.
Приезжие воспитанницы, которые не имели родственников в Вологде, жили при монастыре. Плата за проживание составляла 30 руб. (по-видимому, за год?); если воспитанница была сиротой - вдвое меньше, а самые бедные - примерно половина воспитанниц - жили в монастыре бесплатно».
А вот как описывает тот же автор жизнь другой подобной школы (с. 310 и последующие): «Школа при Сурском монастыре имела характер интерната. В течение года её ученицы проживали при ней и отпускались домой только на праздничные дни. Были три группы учениц - младшие, средние и старшие. Наиболее многочисленной была младшая группа, в 1904 году в ней насчитывалось двадцать одна ученица, тогда как в старшей насчитывалось всего тринадцать. Все ученицы носили особую школьную форму, напоминавшую форму воспитанниц институтов: темно-коричневые платьица с белыми пелеринками. Питанием, одеждой, обувью, а также учебниками они обеспечивались бесплатно.
В школе преподавали следующие предметы: Закон Божий, церковнославянская грамота, письмо полууставом, церковное пение с голоса и по нотам, чистописание, арифметика, различные рукоделия. Распорядок дня выглядел следующим образом. Подъём - в 6 часов утра, с 7 часов читались по Часослову утренние молитвы, в 8 часов начинались учебные занятия, в 12 часов воспитанницы обедали (о завтраке автор не упоминает - В. М.), в 4 пополудни им предлагался полдник, в 8 вечера - ужин, в 9 начиналось получасовое чтение молитв на сон грядущим. (Чем было заполнено время между обедом и полдником , между полдником и ужином, не сказано; по-видимому, рукоделиями. – В. М.)
Учебное время распределялось следующим образом: Закон Божий - 56 часов, церковное пение - 18, церковно-славянская грамота -28, письмо под диктовку - 20, списывание с книг - 15, чистописание - 28, выполнение письменных (самостоятельных ? – В. М.) работ - 13, различные рукоделия - 56 часов».
Если приведённые цифры обозначают время, отведённое на весь учебный год, то (234 часа) это весьма необременительная нагрузка, которая едва ли могла обеспечить высокое качество образования. Поэтому монахиня Евфимия, словно в оправдание такого положения дел, приводит слова святителя Николая Сербского: «Духовно и сущностно образованный человек не тот, кто более или менее начитан, не тот, кто в тщеславии копит знания, а тот, кто образован внутренне, всем сердцем, всем существом, кто сообразен образу Божьему, тот, кто христоподобен, преображён, обновлён». Что ж, по крайне мере изрядная доля истины в этих словах содержится. \КОНЕЦ ПРИЛОЖЕНИЯ № 1\
Свидетельство о публикации №224100601852