Приложение 1. Женские монастырские школы

  №1   ЖЕНСКИЕ   МОНАСТЫРСКИЕ    ШКОЛЫ
           «Преподавание  в  приютском  училище  Горнего  монастыря  (на  Вологодчине)  осуществлялось  на  более  высоком  уровне,  чем   в  училище  Холмогорского  монастыря  (на  Архангельщине),  и  «близко  подходило  к  типу  третьеклассных  епархиальных  училищ».  В  учебную  программу  входили  следующие  предметы:  Закон  Божий,  объяснение  богослужения,   отечественная история, 
         В  1888  году  по  инициативе  епископа  Вологодского  и Тотемского  (Тотьменского ? -  В.М.)  Израиля  (Никулицкого)  приютское  училище  было  преобразовано  в  третьеклассное  епархиальное  женское  училище,  которое  с  1896  года  стало  шестиклассным.  В  его  учебную  программу  были   введены  словесность,  физика  и  педагогика,  и  стали  привлекаться  преподаватели  Вологодской  духовной  семинарии.
        Приезжие  воспитанницы,  которые  не  имели родственников  в  Вологде,  жили  при  монастыре.  Плата  за  проживание  составляла  30  руб.  (по-видимому,  за  год?);  если  воспитанница  была  сиротой   -  вдвое  меньше,  а  самые  бедные  -  примерно  половина  воспитанниц  -  жили  в  монастыре  бесплатно».
       А  вот  как  описывает  тот  же  автор  жизнь  другой  подобной  школы  (с.  310  и  последующие):  «Школа  при  Сурском  монастыре  имела  характер  интерната.  В  течение  года  её  ученицы  проживали  при   ней  и  отпускались  домой  только  на  праздничные  дни.  Были   три   группы  учениц  -  младшие,  средние  и  старшие.  Наиболее  многочисленной  была  младшая  группа,  в  1904  году  в  ней  насчитывалось  двадцать  одна  ученица,  тогда  как  в  старшей  насчитывалось  всего  тринадцать.   Все  ученицы  носили  особую  школьную  форму,  напоминавшую  форму   воспитанниц  институтов:  темно-коричневые  платьица  с  белыми  пелеринками.  Питанием,  одеждой,  обувью,  а   также  учебниками  они  обеспечивались  бесплатно.
          В  школе  преподавали  следующие  предметы:  Закон  Божий,  церковнославянская  грамота,   письмо  полууставом,  церковное  пение  с  голоса  и  по  нотам,  чистописание,  арифметика,  различные  рукоделия.        Распорядок  дня  выглядел  следующим  образом.  Подъём  -  в  6  часов  утра,  с  7  часов  читались  по  Часослову  утренние  молитвы,  в  8  часов  начинались  учебные  занятия,  в  12  часов  воспитанницы  обедали  (о  завтраке  автор  не  упоминает  -  В. М.),  в  4  пополудни  им  предлагался  полдник,  в  8  вечера  -  ужин,  в  9 начиналось  получасовое  чтение  молитв  на  сон  грядущим.  (Чем  было  заполнено  время  между  обедом  и   полдником ,  между  полдником  и  ужином,  не  сказано;  по-видимому,  рукоделиями.  – В. М.)
           Учебное  время  распределялось  следующим  образом:  Закон  Божий  -  56  часов,  церковное  пение  -  18,  церковно-славянская  грамота  -28,  письмо  под  диктовку  -  20,  списывание  с  книг  -  15,  чистописание  -  28,  выполнение  письменных  (самостоятельных ? – В. М.)  работ   -  13,  различные  рукоделия  -  56  часов». 
             Если  приведённые  цифры  обозначают  время,  отведённое  на  весь  учебный  год,  то  (234  часа)  это  весьма   необременительная  нагрузка,  которая  едва  ли   могла  обеспечить  высокое  качество  образования.  Поэтому  монахиня  Евфимия,  словно  в  оправдание  такого  положения  дел,  приводит  слова  святителя  Николая  Сербского:  «Духовно  и  сущностно  образованный  человек  не  тот,  кто  более  или  менее  начитан,  не  тот,  кто  в  тщеславии  копит  знания,  а  тот,  кто  образован  внутренне,  всем   сердцем,  всем   существом,  кто  сообразен  образу  Божьему,  тот,  кто  христоподобен,  преображён,   обновлён».   Что  ж,  по  крайне  мере  изрядная  доля  истины  в  этих  словах  содержится. \КОНЕЦ  ПРИЛОЖЕНИЯ  № 1\


Рецензии