Владимир Жаботинский. Глава 8. Пятеро
В 1936 году вышла в свет в Германии книга Владимира Жаботинского «Пятеро» об Одессе и одесситах, о судьбе своих друзей – двух сестёр и трёх братьев из одной еврейской семьи.
Старшая сестра Маруся была очень общительной, весёлой, любвеобильной. Она сама рассказывала о себе, что во всей Одессе нет ни одного морячка, с которым она не целовалась. Любила она всё же по-настоящему только Владимира, но они никогда не переходили за границы дозволенного. Маруся по воле своих родителей вышла замуж за обеспеченного человека, который её посватал. Стала жить в его доме в городке Овидиополь под Одессой, родила сына. Но чувствовала она себя, как птица в клетке. Однажды её трехлетний сынок пришёл за ней в кухню и нечаянно устроил пожар. Тогда она, спасая ребёнка, вытолкнула его за дверь кухни, а сама погибла в огне.
Вторая сестра Лика была очень красивой и неприступной. Никто никогда не знал, о чем она думает. Когда начались революционные события 1905 года, она сблизилась с революционно настроенной молодёжью, даже попала в тюрьму, но потом уехала за границу, выдавала себя за итальянку, вышла замуж за человека, который её любил и доверял ей. А она доносила на него царской охранке.
Один из братьев Марк был добрейшим и отзывчивым человеком, всем помогал, всегда спешил на помощь. Однажды он гулял зимой со своей невестой вдоль лимана и вдруг ему показалось, что кто-то зовёт на помощь. Он бросился по льду лимана кого-то спасать и сам утонул. Вот такая трагическая судьба.
Второго брата по имени Виктор все называли Ториком. Он единственный в семье отлично учился, был всегда очень дисциплинированным. Семья возлагала на него большие надежды. Но автор относится к Торику отрицательно, так как он в трудные для семьи и для страны времена решил уехать куда-то, перейти в католичество, даже списался с каким-то пастором в Риге.
Больше всего поражает судьба старшего из братьев – Сергея. Это был, как говорится рубаха-парень. Всюду у него были друзья – среди рыбаков и грузчиков, в городе и в порту. Владимир тоже считал его своим другом. Они были ровесниками. Когда Владимир вернулся в Одессу после долгого отсутствия, он первым делом пришёл навестить своих друзей. В доме он застал только больных и охваченных глубоким горем родителей. Тогда он узнал о страшной трагедии всех пятерых. Но понять и принять трагедию Сергея было очень трудно.
Сергей вступил в любовную связь одновременно с матерью и дочерью одной одесской семьи. Узнав об этом, отец семейства подстерёг Сергея и плеснул ему в лицо соляной кислотой. Сергей остался слепым. И Жаботинский, вслед за адвокатом, восклицает : «Нельзя! А ПОЧЕМУ нельзя?»
Если человек переступает черту дозволенного в обществе, когда попирается этика и мораль, и это не пресекается, наступает чувство вседозволенности. Отсюда множество преступлений, вплоть до войны, когда попирается даже международное право.
Свидетельство о публикации №224100600199
Рита Аксельруд 06.10.2024 17:56 Заявить о нарушении