Хорошая работа - ЖИТЬ! 27
ГЛАВА 6.
КОРОЛЬ И КОРОЛИ
После первых ночных побед советских летчиков над Москвой кто-то из журналистов, восхищенных смелостью и мужеством, назвал их королями неба. Тогда во второй отдельной истребительной эскадрильи посмеялись, пошутили над этим, и забыли.
Однако этого не забыл Алексей Гринчик. Вернувшись после фронта к летной работе, в 1943 году он был назначен заместителем начальника летной службы института. В письме сестре он о своей работе напишет так: «Меня назначили старшим летчиком и заместителем начальника летной части института. Теперь ни один серьезный полет не проходит без моего участия или присутствия. Летая самому, руководить летной работой очень тяжело… Я ведь летчик, ты же знаешь.»
Пройдя все этапы - от новичка до высококлассного специалиста, имея за плечами фронтовой опыт, он как никто понимал чего стоят на самом деле его коллеги испытатели и чего они заслуживают. Поэтому серьезно, без шуток он называл их королями. Мог зайти в летную комнату и сказать: «Идея, короли, давайте сделаем наше жилище поуютней. Не худо бы на стены картины хорошие повесить…»
Короли не возражали, скинулись, поехали в антикварный магазин и купили несколько картин, которые одобрили все, и повесили. Теперь голых стен в летной комнате, где они отдыхали после полетов или наоборот ожидали их, больше не было. А заодно заменили старый стол на большой овальный, поставили на него бронзовую пепельницу на львиных лапах, выбросив прежние железки для окурков, и водрузили вазу… Эти симпатичные дополнения к диванам, креслам и шахматному столику сделали ее вполне уютной.
Королями коллег называл только Алексей. И для них он тоже был король, когда к нему обращались так, он не возражал. Такое королевское равенство имело самую высокую степень профессионального достоинства. Ведь эти люди знали все о небе и знали цену не только словам.
Поднимая в воздух экспериментальные, опытные, самые современные машины, они не только учили их летать, они все время учились сами и учили других.
В 1944 году в ЛИИ были организованы курсы усовершенствования летчиков-испытателей. Преподавали на них ведущие научные сотрудники и инженеры института: сам начальник летной части Д.С. Зосим, Н.С. Строев, М. Л. Галлай, зам . начальника летной части ЛИИ А.Н. Гринчик. Возглавлял работу курсов летчик-испытатель И.В. Эйнис.
В числе первых курсантов был, например, человек, имя которого известно было практически всей стране – К.К. Коккинаки - испытатель и мировой рекордсмен.
О роли летчика-испытателя он говорил: «На одноместной машине летчик должен быть семи пядей во лбу: и хороший радист, и опытный электрик, и толковый двигателист, и теоретически подкованный аэродинамик. И бог знает кем еще он должен быть. Ведь он все делает сам.»
Только лучший может быть первым. И только при условии, если будет постоянно учиться.
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №224100600220