Хорошая работа - ЖИТЬ! 27

          (Часть 5. Гл. 6)
               
        ГЛАВА 6.
 
     КОРОЛЬ И КОРОЛИ


   После первых ночных побед советских летчиков над Москвой кто-то из журналистов, восхищенных смелостью и мужеством, назвал их королями неба. Тогда во второй отдельной истребительной эскадрильи посмеялись, пошутили над этим, и забыли.

    Однако этого не забыл Алексей Гринчик. Вернувшись после  фронта к летной работе, в 1943 году он был назначен заместителем начальника летной службы института.    В письме сестре он о своей работе напишет так: «Меня назначили старшим летчиком и заместителем начальника летной части института. Теперь ни один серьезный  полет не проходит без моего участия или присутствия. Летая самому, руководить летной работой очень тяжело… Я ведь летчик, ты же знаешь.»

   Пройдя все этапы - от новичка до высококлассного специалиста, имея за плечами фронтовой опыт, он как никто понимал чего стоят на самом деле его коллеги испытатели и чего они заслуживают. Поэтому серьезно, без шуток он называл их королями.  Мог зайти в летную комнату и сказать: «Идея, короли, давайте сделаем наше жилище поуютней. Не худо бы на стены картины хорошие повесить…»

   Короли не возражали, скинулись, поехали в антикварный магазин и купили несколько картин, которые одобрили все, и повесили. Теперь голых стен в летной комнате, где они отдыхали после полетов или наоборот ожидали их, больше не было.  А заодно заменили старый стол на большой овальный, поставили на него бронзовую пепельницу на львиных лапах, выбросив прежние железки для окурков, и водрузили вазу… Эти симпатичные дополнения к диванам, креслам и шахматному столику сделали ее вполне уютной.

   Королями коллег называл  только  Алексей. И для них он тоже был король, когда к нему обращались так, он не возражал.  Такое королевское равенство имело самую высокую степень профессионального достоинства. Ведь эти люди знали все о небе и знали цену не только словам.

   Поднимая в воздух экспериментальные, опытные, самые современные  машины, они не только учили их летать, они все время учились сами и учили других. 
 
   В 1944 году в ЛИИ были организованы курсы усовершенствования  летчиков-испытателей. Преподавали на них ведущие научные сотрудники и инженеры института: сам начальник летной части Д.С. Зосим, Н.С. Строев, М. Л. Галлай, зам . начальника летной части ЛИИ А.Н. Гринчик. Возглавлял работу курсов летчик-испытатель И.В. Эйнис.
  В числе первых курсантов был, например, человек, имя которого известно было практически всей стране – К.К. Коккинаки - испытатель и мировой рекордсмен.

   О роли летчика-испытателя он говорил: «На одноместной   машине летчик должен быть семи пядей во лбу: и хороший радист, и опытный электрик, и толковый двигателист, и теоретически подкованный аэродинамик. И бог знает кем еще он должен быть. Ведь он все делает сам.»

   Только лучший может быть первым. И только при условии, если будет постоянно учиться.

   (Продолжение следует)


Рецензии