Отшельник. Глава одиннадцатая

Я был даже рад, когда молодые люди покинули остров. Мне бы не хотелось, чтобы кто-то из них повторил мою судьбу. Почему тот старик не поступил тогда так, как и я, почему не сказал нам всей правды, почему не отправил нас, глупых и молодых романтиков, обратно? Думаю, он хотел, чтобы здесь кто-то жил, чтобы похоронить его.

Лодочная команда так и не смогла найти мне большую собаку. Я предлагал им любые деньги, но друга купить нельзя. Наступил июнь, последний месяц перед сезоном дождей. Небо все еще было чистым, светило солнце и ничего не предвещало перемены погоды. Все мои дела были сделаны, я был почти готов к сезону дождей, а точнее сезону тяжелого серого облачного неба без солнца, непрекращающихся ливней, полного бездействия и пьянства. Что я еще могу делать здесь? Наступал первый сезон дождей, который мне предстояло провести одному.

Я вспомнил отца: после смерти матери он не мог прийти в себя целый год. Я не могу прийти в себя после отъезда Эви целых восемнадцать лет.

Смогу ли я один перенести пять или шесть месяцев дождей, не сойду ли с ума? Зачем вообще все это? Только ради того, чтобы когда-нибудь закончился дождь и снова выглянуло солнце? Нет, с меня довольно. Отец вышел из своего добровольного заточения через год, я выхожу через восемнадцать лет. Мне тоже надо поменять обстановку, совершить путешествие, хотя бы по островкам нашего архипелага.

Я проверил свой каяк, готов ли он к такому путешествию? Дно вроде бы целое. Я никогда не выезжал на нем дальше нашей бухты. Какая разница, какое это имеет значение сейчас? Я собрал все самое необходимое, загрузил в лодку и взглянул на остров в последний раз. В путь!


(Июль, 2024)


Copyright © 2024 by Марк Лэйн


Рецензии
Здравствуйте, Марк!
Очень интересная тема и замысел. Многослойное произведение включает несколько уровней: приключенческий,глубокий психологический и философский. Атмосфера описания острова, океана, дождя погружает в незнакомый большинству людей мир. Тонко передана эволюция героя от романтического мечтателя до сломленного отшельника. Он проходит нелёгкий путь от иллюзий к прозрению и приходит к пониманию, что одиночество – не свобода, дождь рано или поздно закончится, даже если ты не готов встретить солнце. Пронзительная история о поиске и понимании себя, утрате и принятии реальности. Через судьбу ГГ встают вечные вопросы: что такое свобода и счастье, где его искать, можно ли убежать от боли в райский уголок и вообще, есть ли он на карте.
Повествование, раскрытое, как исповедь человека, живущего на затерянном острове Тихого океана, подаётся фрагментарно через воспоминания о прошлом и рассуждения о настоящем. Такая композиция создаёт эффект погружения в сознание героя, позволяя прочувствовать его внутреннюю драму. Остров становится метафорой изоляции. Не только географической, но и душевной. Остров оказался и раем, подарившим свободу и…ловушкой. Дожди, нависшие тучи – олицетворение бесконечного уныния и депрессии, именно дожди смывают остатки иллюзий.
Джим – светлый образ, воплощение верности и тепла. Потеря единственного друга окончательно ломает Отшельника.
• Дневник отца — ключ к неразгаданным тайнам прошлого, символ недоговорённости между поколениями. К сожалению, этот ключик так и не открыл завесу загадочности.
• Финал повести остался открытым. Покинув остров многолетнего пребывания, найдёт ли Герой новый смысл или снова убежит? Осталось ощущение недосказанности, хочется хоть частичной развязки, а так решение Героя – символический жест.
• От комплиментарной части разбора полетов перейду к размышлению над тем, что можно улучшить.
• Если сравнивать первые и последние главы, заметен прогресс в технике письма. С середины повести стало больше плавных, развёрнутых предложений, меньше рубленых. И всё же, авторский потенциал не использован. Если сравнивать с ремеслом художника, повесть – отличный набросок, чтобы получилась картина, нужна прорисовка деталей. Марк, вы готовы к повышению планки, и замысел стоит того, чтобы вернуться к доработке(хотя потребуется терпение и время). Если позволите, поделюсь мыслями на этот счёт.
• Для добровольной изоляции должен быть мощный мотив. Успешный хирург решается на отчаянный шаг, полностью изменив образ жизни. Причина? Страстная любовь до самопожертвования. Нет. Конфликты? Ни слова. Также и с мотивацией Эви. Просто «голубая мечта» - повод сбежать от себя? То же и с её бегством с острова. Бегство и принятие реальности остаётся единственным ограниченным конфликтом без развития побочных линий и непрояснённостью мотивации. Хотя бы короткие фрагменты об отношениях с другими островитянами добавят красок, глубины, достоверности. Все участники событий теневые фигуры без истории, характера, философии. Существующий вариант сужает масштаб повести. Отшельничество на острове меняет в человеке многое, обостряется восприятие, возможны(как в повести) и игры разума. Наверное, чтобы понять до конца трансформацию личности в уединении, надо испытать что-то подобное или изучить досконально, чтобы быть в теме.
• Лаконичность в описании природы, сдержанность не в пользу эффекта присутствия. Повторения особенностей сезона дождей не усиливают, а теряют первоначальную выразительность.
• Не хватило прорисовки персонажей. Они все как бы за кадром, лишь дополнение для раскрытия ГГ, немного безликие, не имеют собственной глубины. Даже отец и Эви показаны только через восприятие рассказчика.
• Кульминационные моменты( бегство Эви, смерть Джима) поданы сдержанно, без эмоциональной остроты.
Марк, конечно, мой взгляд субъективный. Принимать его во внимание или нет – дело автора. Надеюсь, он не испортит взаимопонимания и если не в этой повести, то возможно, в будущем пригодится. Такая вот у нас творческая мастерская.
Искренне желаю удачного творческого поиска и находок. Всего доброго!

С уважением,

Светлана Климова   30.11.2025 13:59     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Светлана!

Большое Вам спасибо за такой глубокий, внимательный и честный разбор. Вы единственная на Прозе, кто взглянул на эту повесть не как на готовый текст, а как на материал, требующий проработки. Это для меня очень ценно.

Вы абсолютно правы: мотивы героев, мир острова, второстепенные персонажи — всё это действительно можно и нужно раскрывать подробнее. Я вижу, что с тех пор, как писал эту повесть (лето 2024 года) сильно изменился и сам, и мой способ писать. После «Восхода солнца» (август 2025) мне уже трудно вернуться к прежней лаконичности — хочется большего эмоционального дыхания, более точных деталей, более глубокого психологического слоя.

Ваши замечания - не критика ради критики, а настоящий профессиональный взгляд со стороны.
Огромное спасибо, что потратили время, вчитывались, думали, анализировали. Это редкое качество и настоящий подарок автору.

С уважением и благодарностью,
Марк

Марк Лэйн   30.11.2025 19:02   Заявить о нарушении
Я очень рада пониманию и положительной реакции с вашей стороны.
Не понимаю, когда просят разбора и критики, а потом сразу удаляют. И какой смысл тратить время?
Надеюсь увидеть Отшельника в новой редакции. Он, и вправду, того стоит.

Светлана Климова   30.11.2025 19:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.