Рецепты женского счастья

       Успешно окончив среднюю школу, Таня поступила в политехнический институт на вечернее отделение  строительного факультета. Выбор высших учебных заведений в её провинциальном городке был невелик. Стать инженером строителем она вовсе не мечтала. Не женское это дело. Её мечты были более романтичными. Мечтала Таня о театре и о главных ролях в кино, впрочем, как и большинство её сверстниц.
Родители считали это глупостью, и ставили в пример старшую сестру, которая училась на втором курсе политехнического. Смелости ослушаться и поехать в столицу, где учат на артистку, у Тани не хватило, хотя девочка она была не робкая.
       С отличием сдав вступительные экзамены, Таня стала студенткой.  Вечернее обучение предполагало обязательное трудоустройство по профилю выбранной специальности.
       На соседней улице, недалеко от дома, где жила Таня, находилось строительное управление. Туда и поступила на работу Таня. В этом ей помогла мама.
       Контора располагалась на первом этаже семейного общежития, где жили строители.
 – Прошу принять меня  на должность счетовода, писала Таня в заявлении на имя директора строительного управления, совсем не понимая, кто такой счетовод и какие у него обязанности.
Слово "счетовод" вызывало у девушки улыбку и ассоциировалось с популярной телепередачей "Кабачок 13 стульев", одним из  персонажей которой был счетовод Вотруба. Завсегдатай  Кабачка ходил в смешных нарукавниках и со счётами под мышкой.
       В отделе кадров Тане оформили трудовую книжку. Там появилась первая запись – счетовод. Работать ей предстояло в женском коллективе, в бухгалтерии. Коллектив бухгалтерии насчитывал восемь человек. Таню посадили за отдельный стол, на котором лежали большие деревянные счёты.
      Счетовод – повторяла про себя Таня и невольно косила взгляд на счёты.
       Работницы бухгалтерии охотно взяли над новенькой шефство и принялись обучать премудростям профессии. Таня была девушка способная и ответственная.
К концу своего первого рабочего дня она уже ловко постукивала костяшками счёт, производя на них разные арифметические действия – складывала, вычитала, делила и умножала. На следующий день ей объяснили, что такое «сальдо» и положили на стол  прошитые по сгибу нитками разлинованные листы зелёного цвета. Это было похоже на огромную школьную тетрадь.   
 «Материальный отчёт за июль 1976г.»  –  прочитала Таня на титульном листе и принялась его изучать.
       Отчёт содержал длинный перечень строительных материалов. На левой странице располагалась графа "приход", на правой – "расход". Требовалось посчитать, что из списка материалов осталось в наличии на конец месяца, проставить количество в графу, перемножить на цену и определить общую сумму.   
   Участков в организации было много, и отчётов тоже много. Задачка оказалась простой. Таня легко справлялась с работой к положенному сроку.
       Смекалистую и трудолюбивую девушку приметили, и уже через три месяца Таню повысили, и в трудовой книжке появилась вторая запись – «переведена на должность бухгалтера». Тогда Таня ещё не предполагала, что эта профессия станет основной в её жизни.

       Главного бухгалтера звали Вера Филипповна. Она была женщина в возрасте. Строгая и не многословная.  Детей у неё не было, но был муж, Сёмочка. С мужем ей повезло. Сёмочка выполнял всю домашнюю работу. Он стирал и гладил бельё, готовил еду и мыл полы. Вера Филипповна не была обременена домашними делами и полностью посвящала себя профессии.
       Кабинеты главного бухгалтера и бухгалтерии были смежными. Дверь никогда не закрывали. Исключение составляли три дня в начале каждого месяца, когда Вера Филипповна готовила финансовый отчет организации, баланс. Она сводила дебет с кредитом и подсчитывала налоги для перечисления в бюджет. В это время требовалась особая тишина. Обсуждения семейных проблем и кулинарных рецептов прекращались.
Но если вдруг кто-то забывался и нарушал это правило, то открывалась дверь и в проёме появлялась Вера Филипповна. Сложив руки на высокой груди, глядя поверх очков, она строго произносила – Поёте?
В бухгалтерии вмиг становилось тихо.    
    Когда баланс был готов, Вера Филипповна снова появлялась в дверном проёме и с улыбкой  оповещала – Всё в ажуре!
Это было сигналом, что можно расслабиться, поболтать между делом и даже немного посплетничать.
       Тане доверяли святое – переписать на чистые бланки финансовый отчёт для вышестоящей организации, подписать у директора и шлёпнуть печать. Почерк у Тани был красивый.
       Вера Филипповна никогда вслух не хвалила и не ругала Таню, но всем видом давала понять, что её работой довольна.
       Она охотно входила в положение замужних женщин бухгалтерии имеющих детей,  и раз в месяц по очереди устраивала для них дополнительный входной, отпуская каждую на целый день – постирать, помыть окна или сделать уборку в квартире. Такие мужья как Сёмочка, не достаются каждой, она это понимала.
       В соседнем доме с конторой находилась булочная. Хлеб привозили по расписанию.   В определённое время Вера Филипповна приглашала Таню в свой кабинет, доставала из кошелька 22 копейки и протягивала их Тане с просьбой сходить в булочную и купить  батон.
        – Только обязательно свежусенький, другой не приноси, повторяла каждый раз Вера Филипповна.
       –  Да потрогай его, и не вилочкой, а пальчиком – учила она Таню.
Подойдя к полке с хлебом, Таня брала вилочку, привязанную к деревянному прилавку, и чтобы никто не заметил, пальчиком проверяла батон на свежесть. Всё как учила Вера Филипповна. А сердечко при этом так колотилось от волнения словно, она делала, что-то очень и очень нехорошее.
       Таня не любила ходить в булочную. Свежесть батона никак от неё не зависела, и приходилось иногда возвращаться без хлеба, и, отдавая мелочь видеть недовольство на лице своего начальника.
Но это никак не мешало Тане подниматься по карьерной лестнице.
Спустя год, в трудовой книжке появилась новая запись –  «переведена на должность старшего бухгалтера».

       Раиса Петровна Гоба работала заместителем главного бухгалтера. От первого мужа, с которым она была в разводе, у неё остался сынишка Юра и эта редкая фамилия.
Своими семейными проблемами она никогда не делилась.
Высокая брюнетка, с короткими волосами и крупными чертами лица, всегда хмурая, она предпочитала, молча работать и не принимать участие в женских разговорах.  Даже про сына Юру она мало рассказывала. Про него знали только то, что был определён в детский сад на пятидневку.
       О том, что в жизни Раисы Петровны появлялся мужчина, можно было догадаться по тому, что по окончании рабочего дня она уже не засиживалась на работе.
В подтверждение этих догадок из городского Универмага в бухгалтерию поступало очередное кредитное извещение, для удержаний из её зарплаты. В извещении подробно расписывался приобретённый товар с указанием цены и общей суммы кредита. Костюм мужской, коричневый, размер 58. Ботинки  мужские,  чёрные, размер 42. Сорочка мужская белая, размер 43…
       Никто никогда её не осуждал, скорее, жалели, понимая, что и на этот раз мужчина внезапно исчезнет, а Раиса Петровна ещё год будет выплачивать кредит за его обновы. Где она знакомилась с такими мужчинами, для всех оставалось загадкой.
Видимо, именно неустроенность её семейного счастья и стала причиной того, что она начала выпивать.

       И наступил тот день, когда должность заместителя главного бухгалтера заняла Тамара Пантелеевна.
Молодая миловидная блондинка среднего роста, с голубыми глазами и модной в то время пышной укладкой перманент.
В семье Тамары Пантелеевны подрастали дочь и сын.
Она была хорошей хозяйкой и часто делилась своими кулинарными рецептами, а Таня записывала их в блокнот, мечтая когда-нибудь всё это приготовить для своего мужа и детей.      
Тамара Пантелеевна часто приходила на работу грустная, с припухшими от ночных слёз глазами. Глаза её меняли цвет и в эти дни становились серыми.
Она не скрывала, что подозревает мужа в измене, но продолжала каждый день гладить для него свежую сорочку  и, провожая на работу, чмокать в щёку у двери.
В своё утешение она часто повторяла
 –  Пусть лучше гуляет, чем пьёт.
Таня слушала и в силу малого своего жизненного опыта не могла понять, что же лучше…

В бухгалтерии появилась новая сотрудница.  Совсем не бухгалтер.
Валентина Фёдоровна работала  кладовщиком. Склад располагался на территории тракторного завода. Помещение было сырое и плохо отапливалось. Даже летом приходилось носить телогрейку и валенки.
После очередной болезни случилось осложнение, и врачи настоятельно рекомендовали Валентине Фёдоровне сменить работу.
О профессии бухгалтера она тоже, как и Таня, никогда не мечтала.
Валентина Федоровна была маленького роста и довольно пышных форм, круглолицая и добродушная. Её муж работал электриком в этой же организации. Звали его Аркаша. Было у них два сына, школьника.
Младший сын Серёга часто терял ключи от квартиры. Их безуспешно пытались привязывать к портфелю, даже вешали Серёге на шею, но это не помогало.
После долгих мучений, было решено – ключ Серёге не давать, пусть после уроков заходит на работу к маме. Семья жила недалеко, в новой квартире, на той же улице.
       В середине рабочего дня приоткрывалась дверь в бухгалтерию. В щели появлялась светло-русая макушка, и Серёга тихо, но требовательно произносил всего два слова, смешно растягивая букву «ч»
–  Мамка, ключччч…
Каждый раз у всех это вызывало улыбку.
Валентина Фёдоровна, порывшись в своей дерматиновой сумочке, находила ключ и несла его сыну. Заходить в бухгалтерию Серёга категорически отказывался.
Там же у двери он отчитывался и за оценки, показывая маме свой дневник.

    Но случалось, что в этой же щели появлялась мускулистая мужская рука, сжимающая топор.
Это был муж Нины Государевой. Употребив с дружками-строителями водочки, он приходил грозить своей жене, этой тихой и кроткой женщине . Здесь уже было не до улыбок. Нина, бледнела от страха и теряла дар речи. Потом её лицо вспыхивало пунцовым пожаром. Веснушки пропадали, а рыжие волосы становились ещё ярче.
Все понимали, что сегодня Нина с маленькими детьми будут ночевать у соседей или у родственников. В милицию на мужа хулигана она не заявляла.
Наутро, проспавшись, он снова становился тихим и мирным, до следующей получки.

       Галина Ивановна работала бухгалтером по заработной плате. Работу свою любила, но к карьере была равнодушна.  Её супруг, Лев Валентинович, был начальником строительного участка. Внешностью он удивительно походил на Иосифа Кобзона. В своём городке все привыкли к этому сходству, а на отдыхе случалось, что к нему обращались, как к знаменитому певцу с просьбой дать автограф.
В семье росла дочка Иринка, и они мечтали ещё о сыне. Родилась девочка. Назвали Людмилой, в честь бабушки. В день выписки из роддома Таня торжественно катила детскую коляску, подарок от коллектива бухгалтерии.
Ближе всех Таня сошлась именно с Галиной, и жили они в соседних домах.
Галя, по характеру, была женщина лёгкая, не конфликтная, одевалась ярко и по моде.  Никогда не позволяла себе не накрашенных губ, и красила их ярко-красной помадой. Достав из сумочки помаду, рассматривала её ровный, словно срезанный край, и каждый раз удивлялась этому как какому-то чуду.
       Женщины невольно тянулись к сумочкам за своими помадами, и тоже принимались пристально их разглядывать.
Говорят,  что по губной помаде, можно определить характер её владелицы.
Не удивительно, что у каждой женщины срез помады оказывался совершенно разный.
Таня тогда ещё губы не красила.

       По окончании четвёртого курса, Таня вышла замуж. Свадьба была многолюдная и весёлая.
Через два года родился первенец, сын. После декретного отпуска Таня устроилась на другую работу. Но эту, самую первую, она всегда будет вспоминать с особым теплом, и хранить блокнот с кулинарными рецептами. Это для неё самая дорогая поваренная книга, с пометками на полях – «оладьи с яблоками от Томы», «картофельные котлеты с луковой подливой от Гали», «борщ от Валентины»…
Одна большая дружная семья. Разные, не похожие друг на друга женские судьбы. Всё на виду, и счастье, и несчастье.
Тогда Таня невольно задавались вопросом, а как сложится её собственная судьба?
Много лет спустя в кабинет директора одной транспортной  организации зашёл немолодой уже мужчина и протянул заявление с просьбой принять на работу электриком.
Директор дал добро и подписал заявление. Мужчина топтался на месте и не спешил уходить. Наконец, он, немного смущаясь, спросил
–  А вы меня не помните? Я был у вас на свадьбе.
Директор удивлённо поднял глаза.
Смотрел и не мог понять, кто перед ним стоит.
–  Я Аркадий, сказал мужчина.
Директор улыбнулся, встал и мужчины пожали друг другу руки.



31 августа - 7 октября2024г.

Некоторые имена и фамилии изменены.


Рецензии