024 Речь Петра I перед Полтавской битвой 1709
27 июня (8 июля) 1709 г. русские войска под командованием царя Петра I Алексеевича (1672—1725) одержали победу над шведской армией короля Карла XII в генеральном сражении Северной войны (1700—1721) — Полтавской битве. Разгром шведской армии привёл к перелому и победе в Северной войне, приобретению Россией статуса империи, ее выходу к Балтийскому морю и концу господства Швеции в Европе. На поле боя перед сражением царь обратился к воинам со «словом» — торжественной вдохновляющей речью, позднее реконструированной по опросам современников сподвижником Петра I архиепископом Новгородским Феофаном (Прокоповичем).
В конце XVII в. царь Петр I вознамерился вернуть земли, прежде принадлежавшие русским — Ингерманландию и Карелию, и обеспечить выход России к Балтийскому морю. В 1700 г. Петр I объявил Швеции войну. Началась она с поражения русского войска под Нарвой, что заставило русского царя заняться реформированием армии по европейскому образцу. После взятия крепостей Нотебург (Шлиссельбург) и Ниеншанц, Дерпта и Нарвы, выхода к Балтийскому морю и начала строительства Санкт-Петербурга и крепости Кроншлот (Кронштадт), Россия закрепилась в Восточной Прибалтике, и Пётр I предложил Карлу XII заключить мир, но воинственный шведский король воспротивился и предпринял поход на Россию, двинув свою армию на юг для соединения с воинством малороссийского гетмана И. Мазепы, предавшего Петра I. Конечной целью Карла XII был захват Москвы и раздел России на небольшие государства.
28 сентября (9 октября) 1708 г. в сражении при Лесной корволант (летучий корпус) под командованием русского царя разбил шведский корпус генерала А. Левенгаупта, шедший на соединение с армией Карла XII из Лифляндии. После этой победы, ставшей, по словам Петра I, «матерью Полтавской победы», генеральное сражение со шведами стало неизбежным. Оно состоялось 27 июня (8 июля) 1709 г. в 6 верстах от города Полтавы.
Перед сражением царю как самодержцу и главнокомандующему русской армией — по его статусу и по воззрениям того времени — полагалось обратиться к войскам с кратким вдохновляющим словом, чтобы затем генералы, офицеры и солдаты шли с этим словом в сердце на смертный бой с врагом. Произнеся речь, Петр отдал приказ начать сражение.
Русский церковный деятель, будущий архиепископ Новгородский Феофан (Прокопович) по случаю Полтавской победы сочинил панегирическую проповедь, которая была по приказанию царя переведена на латинский язык самим автором. Опросив многих очевидцев Полтавской битвы, Феофан воссоздал «слово» Петра I. Вот оно.
«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».
Сражение длилось несколько часов. Несмотря на отчаянное сопротивление противника, русские солдаты и российские пушки одержали решительную победу. Шведы были разбиты наголову, в плен попало 23 тыс. человек. «Трофеями… оказались всё оружие, 400 тыс. рублей шведской казны и 4300 рублей, принадлежавших гетману Мазепе. Таким образом, значительная часть награбленного Карлом XII за 9 лет побед в Польше, Курляндии и Саксонии, попала к русским. Шведская армия на Украине перестала существовать». (https://histrf.ru/lichnosti/speeches/). Раненый в ногу еще до сражения Карл XII смог избежать пленения. Петр I участвовал в битве. Одна мушкетная пуля пробила ему шляпу, другая попала в деревянное основание седла, третья (пистолетная) оставила вмятину на медном нагрудном щитке царя.
К вдохновляющей речи Петра I позволительно будет добавить отрывки из проповедей Феофана, посвященных Полтавской битве. «Полтавская победа многих иных побед мати есть. Не она ли виновна, что Рига со всею Ливониею, Выборг и Кексгольм со всею Карелией, Абов с непобедимою (якоже словяше) Финиею, Ревель к тому и Пернав... и иные крепости славные, аки сломленные, власти российской покорилися... Под Полтавою, о россияне, под Полтавою сеяно было все сие, что после благоволи нам Господь пожати...». «Паче всех обращает на себя наши очи Петр... И засвидетельствова страшный случай, мужественное его смерти небрежение, шляпа, пулею пробитая. О страшный и благополучный случай! Далече ли смерть была от боговенчанные главы? Не явственно ли сим показа Боге, яко сам Он с царем нашим воюет... О шляпа драгоценная! недорогая веществом, но вредом сим своим всех венцев, всех утварей царских дражайшая! Пишут историки, который российское государство описуют, яко ни на едином европейском государе не видети есть так драгоценной короны, как на монархе российском; но отселе уже не корону, но шляпу сию цареву рассуждайте и со удивлением описуйте».
Современные либеральные историки пытаются принизить пафос речи Петра и «описуют» ее по своему разумению. Утверждают, что она подверглась сильной литературной обработке Феофаном и позднейшими историками, будто бы она заключалась в напутствии войскам: «Делайте, братия, так, как я буду делать, и всё, помощию Всевышнего, будет добро. За победою, после трудов, воспоследует покой». (Е. Анисимов). В качестве возражения дадим слово российскому историку П.А. Кротову.
«Эта знаменитая речь Петра I в истории российского государства имеет символическое значение. Во времена Российской империи ее наизусть учили в кадетских корпусах, военных училищах — это один из ярких моментов русского исторического процесса. И поэтому естественно, что в последнее время активизировались попытки объявить ее придуманной или излишне красиво сочиненной… Прокоповичу была сделана официальная заявка — написать официальную историю правления Петра I. И сочинить небылицу не в художественном произведении, а в истории Феофан Прокопович не имел права. Это сочинение потом просматривалось лицами, ответственными за то, чтобы история правления Петра I была правдиво отражена в исторических источниках, так что он не мог допустить здесь фальсификацию».
P.S. Надежда Шевцова (http://proza.ru/avtor/nadijsw) дополнила этот очерк:
"АНИСИМОВ:
................................
. Именно из «Истории» Феофана был взят публикаторами П и Б «приказ» Петра.
У Феофана сказано: «Объезжал конных и пеших своих Петр
царь, ово строи военных осматривая, ово же утверждая воинство
присущием и самаго себя к тем же трудам готовостию, купно же
и ревностными словами зажигая храбрость их. Ведало бо российское воинство, что оной час пришел, который всего отечества
состояние положил на руках их, или пропасть весьма, или в лучший вид отродитися России, и не помышляли бы вооруженных
и поставленных себя быти за Петра, но за государство, Петру
врученное, за род свой, за народ Всероссийский, который доселе
их же оружием стоял, а ныне крайняго уже фортуны определения от оных же ожидает; ниже бы их смущала слава неприятеля
яко непобедимаго, которую ложну быти неоднократно сами ж
они показали уже. Едино бы сие имели в оной акции пред очима,
что сам Бог и правда воюет с нами, о чем уже на многих военных действиях засвидетельствовал им помощию своею сильный
в бранех Господь на того единаго смотрели бы, а о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила
Россия и Российское благочестие, слава и благосостояние. Таковыми и сим подобными словесы когда возбуждал оных государь, все бодрый на себе вид являя веселым лицем, многие же
и голосом готовых и охотных себя быти показовали, и многий
вопль был, где ни появился государь, просящих онаго и увещевающих, дабы щадил в себе надежды Российския, естьли ему
смерть его не страшна, помышлял бы, что одна тая всему воинству, всему Отечеству страшна есть»5
.
Из сопоставления текстов в П и Б и «Истории» следует, что
издатели «Писем и бумаг Петра Великого» препарировали текст
сочинения Феофана, выделив из него некий отрывок, разбив
сложные предложения в нем на отдельные предложения и назвав всё это «Приказом перед Полтавской битвой»."
Рисунок из Интернета. Таннауер И.-Г. Петр I в Полтавской битве
Свидетельство о публикации №224100701084
Спасибо, дорогой Виорэль, за прекрасную публикацию.
С пожеланием вдохновения на долгие годы - сердечно, Таиса.
Здравствуйте.
Азиза 22.10.2024 13:42 Заявить о нарушении
Петр I и по прошествии 300 лет видится глыбой. И еще пройдет 300, и еще...
Спасибо большое!
Бодрости. здоровья И тепла!
Виорэль Ломов 23.10.2024 16:48 Заявить о нарушении