Зачем Бог создал человека
Православные догматы, выработанные и принятые Церковью на протяжении более чем двух тысяч лет, однозначно указывают на безначальность и бесконечность Бога. Другими словами, Бог существовал всегда и везде, и не было времени и места, когда и где Его бы не было. Бог Творец и времени, и места, и поэтому находится вне этих понятий. Одним из важнейших Божественных свойств являются любовь и благо, которые являются таковыми только в действии, проявляясь, чтобы быть познанными. В силу природы Божественной любви, Господь не желает «хранить» ее в Себе, а поэтому изливает на разумные существа. Однако в начале ничего и никого не было. Ради эманации блага, Господь создает Ангельский мир. Он был сотворен намного раньше Вселенной, звезд, солнечной системы и всего мира. Святитель Григорий Богослов пишет: "Для Благости недостаточно было упражняться только в созерцании Самой Себя, а нужно было, чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно больше, то Бог измышляет сначала ангельские и небесные Силы". Ангельский мир изначально был предназначен для разделения Божественной любви и славословия Бога: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его» (Ис.6:3), - воспевают Херувимы и Серафимы в видении пророка Исайи. Поэтому сотворение человека ради повторения ангельской хвалы выглядело бы непонятным. В противном случае напрашивается нелепый вывод: Бог посчитал любовь ангелов недостаточной, и ради этого решил сотворить еще и человека. Такое даже помыслить невозможно, чтобы не впасть в богохульство. Православная Ангелология говорит об ангелах, как о духах, цель которых служение Богу. Как я уже сказал, главной целью создания Ангельского мира было разделение Божественный любви и восхваление Творца. Такая радость на Небесах продолжалась до падения Люцифера. После того, как Ангел Света был низвергнут с Неба, он превратился в сатану, а падшие вместе с ним ангелы в аггелов или бесов. С этого времени вселенская история начинает развиваться совершенного в ином направлении. Появляется новая цель Божественного Домостроительства, а значит и новые задачи у ангелов. Дьявол вступает в непримиримое противоборство с Богом за понесенное поражение и унижение. Его первоначальной задачей не было уничтожение человека, поскольку и самого человека не было. Его целью была борьба против Бога и небесного воинства. Бог знает и предвидит все и всегда. Падение Люцифера, равно как и преступление праотцов, также были предусмотрены планом Божественной Премудрости. Их падение станет причиной преображения Вселенной, возвеличивания человека и умножения любовь, разделение которой с разумными существами было изначальной целью творения. Возникает закономерный вопрос: зачем Бог вообще ведет войну с дьяволом? Разве не в Его власти уничтожить сатану и всех бесов одним мановением мысли, ибо Он их Творец, и в Его власти разрушить Собственное творение? Ответ лежит в свойствах Бога. Если допустить подобное, то придется признать, что Бог, уничтожая дьявола и аггелов, признается в ошибочности их создания и неспособности предвидеть восстание сатаны. Следовательно, падший мир темных сил должен исчезнуть как источник зла, неподконтрольный Творцу. Более того, с уничтожением диавола и бесов встает вопрос о существовании ангелов, ибо и те, и другие являются творением единого ангельского мира, а значит единосущны по природе. Но, ликвидация отдельной части единой природы затрагивает всю природу, делает ее ущербной и неполноценной. Как, например, любая операция по удалению любого органа у человека, делает неполноценным весь организм. Следовательно, уничтожение сатаны и бесов невозможно в силу единой природы с ангелами света. Во-вторых, прекращение бытия дьявольского мира и ада было бы воспринято как поражение Бога в войне с сатаной. Враг мог бы предъявить Богу такое обвинение: «Ты Меня уничтожаешь, пользуясь тем, что бесконечно сильнее меня, а не потому, что я был неправ. Ты действуешь не по правде, а по силе, нарушая собственный Закон о правде». Естественно, что и в силу этих причин, Бог не желает уничтожение противника Своей силой, ибо дьявол не может победить ни при каких обстоятельствах. И тогда Творец решает победить сильного слабым, исходя из принципа: «Сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9). Господь решает сотворить человека по образу и подобию Своему. Во времена Средневековья слуга нес на своей одежде изображение герба господина, чтобы все узнавали, кто его властелин. Воины несли на щитах и знаменах герб короля, как символы принадлежности его власти. Победа войска в бою означала победу господина. Именно поэтому в истории можно встретить такие выражения как: «Король Ричард разбил сарацин» или «Император Константин разгромил Макценсия» и так далее. Очевидно, что не сам король или император выигрывали сражения, а войска, но победа приписывалась господину. Поэтому, неся в себе образ и подобие Божие, как герб Властелина, человек становится воином Господина на поле брани с дьяволом. Но в отличии от короля, Бог победу в этой брани целиком отдает человеку, что еще больше посрамляет сатану. Бог, создавая Адама, преследовал несколько целей. Во-первых, человек, как несравненно немощнейшее существо по сравнению с дьяволом, вступая с ним в войну и побеждая его, посрамляет дьявольскую гордыню. Этим не только бесчеститься весь бесовский мир, но и сатана лишается возможности обвинить Бога в своем поражении, поскольку потерпел его от руки слабейшего. Этот позор и унижение для дьявола страшнее, чем прямое уничтожение Силой Божьей. Во-вторых, создание человека предваряет Боговоплощение Христа, Его победу над смертью и возвышение твари до чести Сына Божьего по обетованию. Этим еще раз поражается дьявол и его гордыня, поскольку он будет вечно наблюдать из глубин преисподней, как человек, сотворенный из праха земного, не будучи ангелом, сподобляется великой чести сидеть одесную Отца, соединившись со Христом в Царствии Небесном. Такой чести лишены даже ангелы Божии. Это вечное жало в плоть дьявола, его заушение, оплевание и посрамление. Здесь, несколько отвлекаясь от темы, необходимо отметить, что вопрос о Боговоплощении Сына Божьего был решен на предвечном совете Святой Троицы еще задолго до создания мира. В-третьих, воскрешение человека через искупительную жертву Христа возводит Божественную любовь на совершенно иной уровень: насколько сын выше слуги, настолько человек выше ангела. Разбирать остальные таинственные причины сотворения человека я и не могу, чтобы «рука грешнича не коснулась святыни Господней».
Помимо прочего, в день Второго Пришествия Христа, человек оправданный, обновленный, воскресший будет ногами попирать землю, в глубинах которой мучается от унижения и злобы навечно осужденный дьявол. Он низверг Ветхого Адама на землю, а Новый Адам будет торжествовать над сатаной, заточенным в преисподней. В этом проявится и торжество Бога, и сила Его Божественной любви.
Есть еще один важный аспект в этом вопросе. Согласно учению святителя Иринея Лионского, Адам был создан "душою живою" дыханием Бога. Бессмертие первозданного Адама обеспечивалось Божественной благодатью, которой он был причастен. Новый Адам или обновленный во Христе человек, уже не нуждался в поддержание бессмертия дыханием Бога. Он приобщился вечной жизни искупительным подвигом Сына, Его победой над смертью, а человека над дьяволом. Ветхий Адам не боролся с дьяволом, а значит и не награждался венцом славы, не уподоблялся Отцу через Сына. Таким образом, создавая человека, Бог преследовал несколько целей: победу над сатаной и почтением человека, как образа и подобия Божьего и усыновление Отцу через Сына. Святитель Ириней Лионский пишет: "Бог мог вначале даровать человеку совершенство, но человек не мог принять его, ибо он был еще младенец", каковым был наш праотец, а Адам в Царствии Небесном был уже в силе: "мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф.4:13), ибо воскрес со Христом, Который, как продолжает святитель Ириней: "проживает в Своей жизни все основные возрасты человека, чтобы спасти нас в каждом из них". Бог из праха сотворил человека, а Христос из человека создал бога. Подтверждение этому мы находим в следующих словах Иринея Лионского: "Надлежало, чтобы прежде явилась природа, а потом смертное было побеждено и поглощено бессмертием", а победа над смертью и есть победа над грехом, а значит и над дьяволом.
Но даже не победа над диаволом была главной причиной сотворения человека. Это было всего лишь одно из его предназначений. В самом деле, вряд ли Сын Божий воплотился в наше ограниченное и греховное естество, принял «зрак раба», страдал на Кресте и воскрес только для того, чтобы победить диавола. Падшая тварь Люцифер явно того не стоит. Так в чем же главная причина появления Адама? Как я уже говорил, Бог – это абсолютная любовь, но не как чувство обычно нами понимаемое, а как высочайшее состояние нетварного света. Божественная природа непостижима и недоступна никому. Но, по тому, как Господь действует в мире, мы можем судить о некоторых ее свойствах. И главным из них является любовь – источник жизни. Если бы не было жизни, то не было бы и любви. Жизнь – это вселенная во всем ее многообразии: от муравья на травинке весеннего луга до Млечного Пути и систем Галактики, от Солнца и Луны до искр костра в ночном поле и мерцания светлячка в старой хижине, от утренней росы на лепестке розы до огромных волн Атлантического океана. Во всем этом пребывает жизнь как проявление любви Божьей. И все это многообразие берет свое начало в Боге, к Которому возвращается по истечению отведенного срока бытия. Все возникает через человека и через него завершается. В нем кроется центр мироздания, он – Альфа и Омега всего сущего, эпицентр макро и микрокосмоса. Ради него все, через него все, и в нем все. Это не пустые слова и не метафоры. В этом сама суть мироздания. Преподобный Максим Исповедник пишет: «Уже творение человека имело своей целью обожение его. Ради этого обожения и существует все мироздание». Любое творение подразумевает цель, иначе оно бессмысленно. Цель бытия мира заключается в соединении видимого и невидимого, Божественного и тварного, наконец, в порождении симфонии объединяющей Источник любви с творением Божиим. Если нет любящего создания, то нет и самой любви, а для Бога это не приемлемо. В человеке пересекаются ангельский и видимый миры, в нем, как на Синае, Бог спускается к Моисею, а он поднимается к Всевышнему. В нем через Крест Христов соединяются Небо и земля, в нем проявляется любовь Божия и раскрываются превышающий разум щедроты Отца. В Новом Адаме происходит усыновление, и в нем Бог становится человеком, а человек богом. Людей – миллиарды, а человек – один! Овец стада Христова – сотни миллионов, а Он спускается в пропасть и на Своих плечах выносит только одну, по имени «человек». Каждый из пришедших в мир призван стать сыном Божиим по обетованию, то есть стяжать обожение. Вот ради этого Бог и сотворил человека, вне которого нет ни Бога, ни мира, ни вообще какого-либо бытия, ибо нет того, кто способен это познать. Святитель Климент Александрийский говорит: "Без людей Бог не создавал бы и тех вещей, которые Он сотворил ради людей". Каждый грядущий в мир наделен стремлением к Создателю. В одних это стремление так и остается «под спудом», и гибнет вместе с ним, в другом – оно, зародившись, быстро угасает под влиянием мира и страстей, и только у немногих –становится путем ко Христу и центром Вселенной. Люди панически боятся смерти из-за неведения грядущей участи. Одни думают, что жизнь заканчивается со смертью. Другие бояться мучений и геенны, но ничего не хотят сделать, чтобы их избежать. Понимание смысла бытия человека, порождает твердую уверенность в том, что спасение, а значит вечная жизнь начинается на земле и завершается на Небе. Как сказал преподобный Максим Исповедник: "Пришествие Христа для святых [подвижников] в Духе начинается уже в этой жизни". Если путь спасения не начался на земле, то в Царствие Небесное он не приведет. Если путь спасения не начался на земле, то в Царствие Небесное он не приведет. Как сказал преподобный Максим Исповедник: "Пришествие Христа для святых в Духе начинается уже в этой жизни".
Свидетельство о публикации №224100701356
Согрешив против Бога, завистливый и горделивый сын зари Денница, увлекший за собой небольшую часть других ангелов, произрастил в духовном мире корень Зла. У Триединого была возможность уничтожить сатану и его слуг Своею Славой и Силой, ибо ничего невозможного нет для .Бога. Но Всевышний против насилия над слабым. И Бог создает из праха земного человека Адама. И из ребра Адама по Писанию- жену Адаму - Еву. До грехопадения первые люди были духовно также совершенны, как Бог. Адам радовался жизни, живя в Эдемском саду, этом раю на земле, и имел бессмертие. Ева - тоже. Лжец и отец лжи сатана искушает Еву нарушить запрет Бога не есть плодов от дерева познания Добра и Зла. В противном случае - лишение бессмертия! Строгий приговор. Но сатана в образе змея толкает Еву на непослушание: " Верно ли сказал Бог? Если вкусите , откроются глаза Ваши и будете, как боги и не умрёте""( Бытие, Ветхий Завет). Ева ест сама и дает вожделенный запретный плод мужу. И увидели Адам и Ева, что наги и решили спрятаться от ока Бога...
И постигло их изгнание из рая и смерть.
Чтобы вернуть пораженное грехом человечество к Себе Бог Отец отдает на смерть вочеловечившегося Сына. И кровь Сына, пролитая на Голгофе чуть более 2000 лет назад, смывает всякий грех, если человек приносит чистосердечное покаяние перед Сыном, принимая Его в сердце Господом и Спасителем. И далее до конца земного пути ведет праведную жизнь. Не будь человека на земле, то не мог бы родиться от Девы Марии Спаситель.
А со смертью и Воскресением Христа сатана был духовно побеждён. И грех, этот чудовищный корень зла, умер!
Но у каждого живущего на земле есть свобода выбора, данная человеку Богом. Бог никогда не стремился навязывать Свою Любовь насильно. Большинство народа веками следует не за Создателем своим, не за Спасителем, а за дьяволом-сатаной. Поэтому в миру столько нераскаянных сердец и столько греха... Всё зло - от Люцифера, обольстившего страны, племена и народы!
Спорить на тему: почему пал Люцифер? - думаю бессмысленно. Не дано ограниченным человеческим умом познать в полноте Промысел Божий. Не все, что написано в Библии, открывается каждому и сразу, и может что- то открыться уже в Вечности. Библия - не художественное произведение, не лёгкое чтиво.
И очень верно сказано в конце статьи: Путь спасения души для Царства Небесного, для Жизни вечной должен начинаться на земле. После остановки сердца покаяться уже невозможно. Всему свое время. Со Вторым Пришествием и на земле закончится "лето благоприятное" и час покаяния для живых.
Стоит каждому поторопиться, тем более, когда идет война...
С уважением,
Вера Шляховер 21.10.2024 14:25 Заявить о нарушении