Зачем Бог создал человека

                Этот вопрос занимал умы многих людей со времен Адама и Евы. Традиционно, на него верующие отвечают так: Бог сотворил человека, ради любви, ибо не мог пребывать Сам в Себе, не разделяя ее с разумной тварью. Иных точек зрения мне найти не удалось, по крайне мере, в открытых источниках. Есть, правда, попытки объяснить создание человека через призму современных полунаучных изысканий, как, например, доктрина Синтропизма [махровая смесь язычества, манихейства, гностицизма, физики, астрономия, астрологии, математики и Бог весь еще чего]: «Бог создал человека чтобы многомерный и сложный разум – настоящим носителем которого является наша душа, имел возможность жить как живое существо, получать впечатления и развиваться в идеальных для жизни в трех измерениях». Но на разбор подобных теорий не стоить тратить время.
                Православные догматы, выработанные Церковью на протяжении более чем двух тысяч лет, однозначно указывают на безначальность и бесконечность Бога. Другими словами, Бог существует всегда и везде. Бог Творец и времени, и места, и поэтому пребывает над ними. Одним из важнейших Божественных свойств являются любовь и благо, которые проявляются в действии, через которое и познаются. Любовь по своей природе такова, что требует разделения с другими. Поэтому  Господь не желает хранить ее в Себе и изливает ее на разумные существа. Однако в начале ничего не было. Ради эманации блага, Господь создает   Ангельский мир, который был сотворен намного раньше Вселенной, звезд, солнечной системы и всего мира. Святитель Григорий Богослов пишет: "Для Благости недостаточно было упражняться только в созерцании Самой Себя, а нужно было, чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно больше, то Бог измышляет сначала ангельские и небесные Силы". Ангелы были призваны для разделения Божественной любви и славословия Бога: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его» (Ис.6:3), - воспевают Херувимы и Серафимы в видении пророка Исайи. Поэтому сотворение человека ради повторения ангельской хвалы выглядело бы непонятным: Бог посчитал любовь  ангелов недостаточной, и ради этого решил сотворить еще и человека. Такое даже помыслить невозможно, чтобы не впасть в богохульство. Православная Ангелология учит об ангелах, как о духах, цель которых служение Богу. Как я уже сказал, главной причиной создания Ангельского мира было разделение Божественный любви и восхваление Творца. Такая радость на Небесах продолжалась до падения Люцифера, после чего он превратился в сатану, а последовавшие за ним ангелы – в аггелов или бесов. С этого времени вселенская история начинает развиваться совершенного в ином направлении. Появляется новая цель Божественного Домостроительства, а значит и новые задачи у ангелов. Дьявол вступает в непримиримое противоборство с Богом за понесенное поражение и унижение. Его первоначальной задачей не было уничтожение человека, поскольку его не было. Целью Денницы была борьба с Всевышним. Бог знает и предвидит все и всегда.
                Падение Люцифера, равно как и преступление праотцов, также были предусмотрены планом Божественной Премудрости. Их преступление станет причиной преображения  Вселенной, возвеличивания человека и умножения Божественной любви, разделение которой было изначальной целью творения. Очевидно, имея ввиду это, святитель Иоанн Златоуст пишет: "Предположим, что дьявол не внушил бы ничего  Еве и ни слова не сказал бы ей о древе: неужели в таком случае прародители не пали бы никогда? Нельзя этого сказать". Другими словами, если бы не было искушение дьяволом, то наши праотцы неизменно бы пали, чтобы их потомки уничтожили искусителя. Каким образом они бы пали – тайна, покрытая мраком. Возможно, они утратили бы внимание к себе как и Люцифер. Возникает закономерный вопрос: зачем Бог вообще ведет войну с дьяволом? Разве не в Его власти уничтожить сатану и всех бесов одним мановением мысли как Свое творение? Ответ лежит в свойствах Бога. Если допустить подобное, то придется признать, что Он, уничтожая дьявола и аггелов, признается, что ошибся в них и не смог предвидеть восстание сатаны. Следовательно, царство дьявола должен исчезнуть как источник зла, неподконтрольный Творцу. Более того, с его уничтожением встает вопрос о существовании ангелов, ибо и те, и другие являются творением единого ангельского мира, а значит единосущны по природе. Но, ликвидация отдельной части природы затрагивает ее всю целиком, делает ущербной и неполноценной. Как, например, операция по удалению какого-либо органа, делает неполноценным весь организм. Следовательно, уничтожение сатаны и бесов было невозможно в силу единой природы с ангелами света.
                Кроме того, уничтожение дьявольского мира и ада было бы воспринято как поражение Бога в войне с сатаной. Люцифер мог бы предъявить Богу такое обвинение: «Ты Меня уничтожаешь, пользуясь тем, что бесконечно сильнее меня, а не потому, что я был неправ. Ты действуешь не по правде, а по силе, нарушая собственный Закон о правде». Естественно, что и в силу этих причин, Бог не желает уничтожение противника Своей силой, ибо дьявол не может победить Господа ни при каких обстоятельствах. И тогда Промысел решает победить сильного слабым, исходя из принципа: «Сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9). Для этого Господь творит человека по образу и подобию Своему. Во времена Средневековья слуга нес на своем плаще изображение герба хозяина, чтобы все узнавали, кто его сюзерен. Воины несли на щитах и знаменах герб короля, как символы принадлежности его власти. Победа войска в бою означала победу господина. Именно поэтому в истории можно встретить такие выражения как: «Король Ричард разбил сарацин» или «Император Константин разгромил Макценсия» и так далее. Очевидно, что не сам король или император выигрывали сражения, а войска, но победа приписывалась властелину. Поэтому, неся в себе образ и подобие Божие, как герб Господа, человек становится воином Христовым на поле битвы с дьяволом. Но в отличии от короля, Бог победу в этой брани целиком отдает человеку, что еще сильнее оскорбляет сатану.
                Бог, создавая Адама, преследовал несколько целей. Во-первых, он, как несравненно слабейшее существо по сравнению с дьяволом, побеждая его, посрамляет бесовскую гордыню. Этим не только бесчеститься ад, но и сатана лишается возможности обвинить Бога в своем поражении, поскольку потерпел его от руки слабейшего. Такой позор и унижение для дьявола страшнее, чем уничтожение Богом.  Во-вторых, создание человека предваряет Боговоплощение Христа, Его победу над смертью и возвышение твари до чести Сына Божьего по обетованию. Этим еще раз поражается дьявол, поскольку он будет  вечно наблюдать из глубин преисподней, как человек, сотворенный из праха земного, не будучи ангелом, сподобляется великой чести сидеть одесную  Отца в Царствии Небесном.  Такой   чести лишены  даже ангелы. Это вечное жало в плоть дьявола, его заушение, оплевание и посрамление.  В-третьих, воскрешение человека через искупительную жертву Христа возводит Божественную любовь на совершенно иной уровень: насколько сын выше слуги, настолько человек выше ангела. Разбирать остальные таинственные причины сотворения человека я и не могу, чтобы «рука грешнича не коснулась святыни Господней». Помимо прочего, в день Второго Пришествия Христа, человек оправданный, обновленный, воскресший будет ногами попирать землю, в глубинах которой мучается от унижения и злобы навечно осужденный дьявол. Он низверг Ветхого Адама на землю, а Новый Адам на небесах будет торжествовать  над сатаной, навечно заточенным в преисподней. В этом проявится торжество Бога и сила Его любви.
                Есть еще один важный аспект в этом вопросе. Согласно святителю Иринею Лионскому, Адам был создан "душою живою" дыханием Бога. Бессмертие первозданного Адама содержалось Божественной благодатью. Новый Адам или обновленный во Христе человек, уже не нуждался в поддержание бессмертия дыханием Бога. Он приобщился  вечной жизни искупительным подвигом Сына, Его победой над смертью и дьяволом. Ветхий Адам не боролся с ним, а значит и не награждался венцом славы, не уподоблялся Отцу через Сына. Таким образом, создавая человека, Бог преследовал несколько целей: победу над сатаной и почтением человека, как образа и подобия Божьего через усыновление Отцу. Ириней Лионский пишет: "Бог мог вначале даровать человеку совершенство, но человек не мог принять его, ибо он был еще младенец", каковым был наш праотец, а Адам в Царствии Небесном был уже в силе: "мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф.4:13), ибо воскрес со Христом, Который, – как продолжает святитель Ириней, – проживает в Своей жизни все основные возрасты человека, чтобы спасти нас в каждом из них". Бог из праха сотворил человека, а Христос уподобил его Богу. Подтверждение этому мы находим в следующих словах святителя Иринея: "Надлежало, чтобы прежде явилась  природа, а потом смертное было побеждено и поглощено бессмертием", а победа над смертью и есть победа над грехом, а значит и над дьяволом.
                Но не только победа над диаволом была главной причиной сотворения человека. Это было всего лишь одно из его предназначений. В самом деле, вряд ли Сын Божий воплотился, принял «зрак раба», страдал на Кресте и воскрес только для того, чтобы победить диавола. Падшая тварь Люцифер явно того не стоит. Так в чем же главная причина появления Адама?  Как я уже говорил, Бог – это абсолютная любовь, но не как чувство обычно нами понимаемое, а как высочайшее состояние нетварного света. Божественная природа непостижима и недоступна никому. Но, по тому, как Господь действует в  мире, мы можем судить о некоторых Его свойствах. И главным из них является любовь – источник жизни. Если бы не было жизни, то не было бы и любви. Жизнь – это вселенная во всем ее многообразии: от муравья на травинке весеннего луга до Млечного Пути и систем Галактики, от Солнца и Луны до искр костра в ночном поле и мерцания светлячка в старой хижине, от утренней росы на лепестке розы до огромных волн Атлантического океана. Во всем этом пребывает жизнь как проявление любви Божьей. И все это многообразие берет свое начало в Боге, к Которому возвращается по истечению отведенного срока жизни. Все возникает через человека и в нем завершается. Он – причина мироздания, Альфа и Омега всего сущего, центр макро и микрокосмоса. Ради него все, через него все, и все в нем. Это не пустые слова или метафоры, а суть мироздания. Преподобный Максим Исповедник пишет: «Уже творение человека имело своей целью обожение его. Ради этого обожения и существует все мироздание». Любое творение подразумевает цель, иначе оно бессмысленно. Цель бытия мира заключается в соединении видимого и невидимого, Божественного и тварного, наконец, в порождении симфонии объединяющей Источник любви с творением Божиим. Если нет любящего создания, то нет и самой любви, а для Бога это не приемлемо.
                В человеке пересекаются ангельский и видимый миры, в нем, как на Синае, Бог спускается к Моисею, а сын человеческий поднимается к Отцу небесному. В нем через Крест Христов соединяются Небо и земля, в нем проявляется любовь Божия и раскрываются превышающий разум щедроты Всевышнего. В Новом Адаме происходит усыновление, и в нем Бог становится человеком, а человек богом. Людей – миллиарды, а  человек – один! Именно его Христос воскресил и даровал бессмертие.  Овец стада Христова – сотни миллионов, а Он спускается в пропасть и на Своих плечах выносит только одну, по имени «человек». Каждый из пришедших в мир призван стать сыном Божиим по обетованию, то есть стяжать обожение, приобщившись к спасенной «овце» через добродетель. Вот  ради этого и был сотворил человека, вне которого нет ни Бога, ни мира, ни вообще какого-либо бытия. Святитель Климент Александрийский учил: "Без людей Бог не создавал бы и тех вещей, которые Он сотворил ради людей". Каждый грядущий в мир наделен стремлением к Создателю. В одних это стремление так и остается «под спудом», и гибнет вместе с грешником, в другом – оно, зародившись, быстро угасает под влиянием мира и страстей, и только у немногих становится путем ко Христу и вечной жизни. Люди панически боятся смерти из-за неведения грядущей участи. Одни уверены, что жизнь заканчивается со смертью. Другие бояться мучений и геенны, но ничего не хотят сделать, ради спасения.
                Понимание смысла бытия человека, порождает твердую уверенность в том, что вечная жизнь начинается на земле и никогда не заканчивается на небе. Как сказал преподобный Максим Исповедник: "Пришествие Христа для святых [подвижников] в Духе начинается уже в этой жизни". Если путь спасения не начался на земле, то и в Царствие Небесное он не приведет. 


Рецензии
Спасибо, Игорь, и за эту статью. В принципе, она понятно изложена. Бог Триединый был, есть и будет вовеки веков. Бог есть абсолютная Любовь. Для Бога необходимо изливать Свою Любовь на кого- то. Иначе она теряет смысл. До сотворения материального мира Бог создал ангелов. Но ангелы не имеют по своей природе никаких страстей и желаний и только могут постоянно славить Бога. Когда пал Люцифер, самый красивый и умный из ангелов, знать никто не может. И когда конкретно были сотворены ангелы - вопрос неуместный. Что значит " когда", если в Вечности нет времени?
Согрешив против Бога, завистливый и горделивый сын зари Денница, увлекший за собой небольшую часть других ангелов, произрастил в духовном мире корень Зла. У Триединого была возможность уничтожить сатану и его слуг Своею Славой и Силой, ибо ничего невозможного нет для .Бога. Но Всевышний против насилия над слабым. И Бог создает из праха земного человека Адама. И из ребра Адама по Писанию- жену Адаму - Еву. До грехопадения первые люди были духовно также совершенны, как Бог. Адам радовался жизни, живя в Эдемском саду, этом раю на земле, и имел бессмертие. Ева - тоже. Лжец и отец лжи сатана искушает Еву нарушить запрет Бога не есть плодов от дерева познания Добра и Зла. В противном случае - лишение бессмертия! Строгий приговор. Но сатана в образе змея толкает Еву на непослушание: " Верно ли сказал Бог? Если вкусите , откроются глаза Ваши и будете, как боги и не умрёте""( Бытие, Ветхий Завет). Ева ест сама и дает вожделенный запретный плод мужу. И увидели Адам и Ева, что наги и решили спрятаться от ока Бога...
И постигло их изгнание из рая и смерть.
Чтобы вернуть пораженное грехом человечество к Себе Бог Отец отдает на смерть вочеловечившегося Сына. И кровь Сына, пролитая на Голгофе чуть более 2000 лет назад, смывает всякий грех, если человек приносит чистосердечное покаяние перед Сыном, принимая Его в сердце Господом и Спасителем. И далее до конца земного пути ведет праведную жизнь. Не будь человека на земле, то не мог бы родиться от Девы Марии Спаситель.
А со смертью и Воскресением Христа сатана был духовно побеждён. И грех, этот чудовищный корень зла, умер!
Но у каждого живущего на земле есть свобода выбора, данная человеку Богом. Бог никогда не стремился навязывать Свою Любовь насильно. Большинство народа веками следует не за Создателем своим, не за Спасителем, а за дьяволом-сатаной. Поэтому в миру столько нераскаянных сердец и столько греха... Всё зло - от Люцифера, обольстившего страны, племена и народы!
Спорить на тему: почему пал Люцифер? - думаю бессмысленно. Не дано ограниченным человеческим умом познать в полноте Промысел Божий. Не все, что написано в Библии, открывается каждому и сразу, и может что- то открыться уже в Вечности. Библия - не художественное произведение, не лёгкое чтиво.
И очень верно сказано в конце статьи: Путь спасения души для Царства Небесного, для Жизни вечной должен начинаться на земле. После остановки сердца покаяться уже невозможно. Всему свое время. Со Вторым Пришествием и на земле закончится "лето благоприятное" и час покаяния для живых.
Стоит каждому поторопиться, тем более, когда идет война...
С уважением,

Вера Шляховер   21.10.2024 14:25     Заявить о нарушении
все абсолютно верно!

Игорь Устичев   21.10.2024 15:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.