Витька Дембель

Нашего  водителя  Виктора , по фамилии  никто никогда  не называл. Поэтому даже  на  обороте нашей   дембельской  фотографии у всех  есть  фамилии и только у него   - «Дембель». А назвал его так наш  прапорщик  Дронов.  Как-то , в  самом начале   нашей  службы, построив всех нас  в расположении роты ,  принялся он осматривать наш внешний вид и делать  нам свои замечания. Одному подстричься , другому  побриться , кому-то  сменить воротничок. Дошла очередь и до  нашего водителя . Обычно после  завтрака  Виктор сразу же  уходил в гараж,  а  в казарму  возвращался  только  к вечерней  поверке  и поспать.  Всё  остальное время   он  проводил  под нашей   машиной ЗИС-130,  отчего  видуха  у него была  ещё та :  длинные волосы, промасленный воротничок,  мятое  с пятнами машинного масла х/б (гимнастерка) и  нечищеные сапоги. И вот. На фоне всего этого вопиющего безобразия, чудесным образом  выделялась отполированная до зеркального блеска    бляха  ремня , которая   свисала     у Вити,   скажем  очень даже   ниже пупка. Прапорщик  вначале    опешил от   увиденного  , но    собрался с  мыслями  и изрек:
— Да ты, я смотрю , никак у нас  «Дембель» .
Витя заулыбался, он не возражал, хоть и прослужил   всего  пол  года . Прапорщик  Дронов   тут же начал перечислять Вите всё что он с ним сделает, отчего  водитель   заскучал  и  перестал   улыбаться. С той поры и закрепилась за ним  кличка «Дембель». В Армии   к  водителям особое отношение , с   ними  всегда   дружат,  и  с фразой :
— А, куда вы без нас , —  приходилось   считаться.
 Поэтому  когда  весной 1974 года  из  учебки  приехал его сменщик по фамилии  Акимов - парнишка совсем небольшого   росточка ,  все   обращались к  нему уважительно :
— Акимыч.
В отличии от своего хозяина, машина ЗИЛ-130 с огромным кунгом (фургоном ) -  блестела и сияла. Выкрашенная  краской защитного цвета ,с чёрной промасленной   лебёдкой  спереди и откидной  лестницей сзади, она  была образцом  для  всего  гаража. В кунге  Витя установил  печку буржуйку, трубу   от  которой   вывел наружу. Сидя на табуретке, и пристально разглядывая  свою  красавицу , он думал о том, чем  бы ещё её  можно было порадовать. И наконец-то придумал: выпросил у завгара (начальника гаража) чёрной  нитроэмали, и выкрасил трубу в несколько слоёв,  каждый раз сверяясь с инструкцией на  этикетке .
 — Да, труба это «флаг корабля!», — сказал Витя закончив работу.
Вот  только  одного не учёл Витя. Краска для  печных труб должна быть   жаропрочной.  И вот, как-то в январе , в мороз минус 22 , послали нас  за новым оборудованием на военный склад , что  располагался  за старым  вокзалом. Нас  -   это  четыре человека вместе с Витей  Беловым . Какой нормальный солдат   откажется  хоть на миг   вырваться на свободу, а тут на машине, да  ещё  и с ветерком. Мы  расположились в кунге, а наш лейтенант  уселся  рядом с водителем, предварительно  закрыв  нас снаружи на висячий замок, чтобы мы, "не  приведи Господи" , случайно  не вывалились  на повороте .  Тронулись. Проехали «Золотые ворота», едем дальше .  Мороз  на ходу   стал  усиливаться  , и  мы   начали замерзать.
— А не растопить   ли нам печку,  — поступило  чьё-то  своевременное  предложение.
Спички   нашлись   у  всех ,  и мы на ходу   начали  разжигать заготовленные в печке  импровизированные дрова.  В начале   занялась   бумага , а вслед за ней   пламя  принялось лизать   обломки промасленного ящика,с такой силой, что   пришлось прикрыть дверцу печки. Мы закурили,  предвкушая   уютное    тепло и  гордясь  нашей сообразительностью,  ведь техникум окончили, а не ПТУ (профессиональное  техническое училище) какое-то. По городу  Владимиру нёсся  наш  зелёный   «корабль»  , оставляя за собой  зимнюю позёмку и густой  белый    дым из печной трубы. Первым  на   «корабле»    почувствовал   неладное   Славик -   натура  утончённая и изысканная :
— Мужики, у меня  горло чего-то  перехватывает, — перекрывая  шум движения автомобиля, прокричал  он, — Вы ничего не чувствуете?
Вскоре  неладное  почувствовали и  остальные . Начали  слезиться   глаза, стало трудно дышать.  Сразу подумалось:
— Вот так в душегубках  фашисты  с узниками концлагерей  расправлялись. Загрузят  народ ,  туда-сюда  покатают и в крематорий. Знай себе  загружай - выгружай.
— Тушите  печку  к чертовой матери, — фальцетом  взвизгнул  Егорыч.
На «корабле» началась паника. Двери не открыть, заперты снаружи.Окна на зиму Витька винтами прикрутил. Огнетушитель в кабине, а стучать  туда  было нам стыдно...
— Кто хочет  по-маленькому ? —  поинтересовался  я...
При беглом  опросе  выяснилось, что все  наши  как и полагается нормальному мужику, сходили  «на дорожку»,  кроме  Витьки Белова , который  присоединился  к нам в самый последний момент. Мы  откинули дверцу печки и  подтолкнули к ней Витьку... Огонь полыхал  вовсю. Чёрная  труба  дымилась, и обгорала  местами  голубым ядовитым пламенем. Витя  долго  возился  со своей одностволкой , однако скользкий , замерзший пол возле печки не позволял  ему точно прицелиться.  Витю мотало из стороны в сторону, отчего он часто  мазал,   хотя мы его  и   придерживали сзади.
— Нет  мужики,  стоя  ему   в дверцу    не попасть, —  догадался  кто-то.
На стене кунга висела шинель «Дембеля». Вот она и послужила  Вите  тем пьедесталом , с которого , стоя на  коленках ,  он   наконец-то точно прицелился   и  начал тушить  очаг   возгорания.    Потушил  огонь весь , до  самой последней  искорки.   Вскоре   Витин   гидрант   стих ,  бак опустел.  Машину  раскачивало,   поэтому досталось  и шинели «Дембеля»,   её  мы потом   аккуратно повесили на прежнее место.  Когда же   мы  наконец приехали  на    военный   склад, ничто уже  не выдавало произошедшего.  Лейтенант  открыл нас снаружи, и   спросил:
— Как вы там , не замерзли?
— Ну , что  вы товарищ лейтенант, всё  нормально.
Подошёл   и   наш горе водитель. Услышав   последнюю фразу  ,он   сказал:
— Надо было печку затопить.
Мы  не стали его   сразу   огорчать, а только  зло  ответили :
—  Щас.
Получив    на складе   свои  ящики, мы  тронулись  в обратный путь. Настроение   было   окончательно    испорчено .   Вечером   в казарму вернулся  « Дембель» и всё   удивлялся  от  чего его   шинель такая сырая,  всего-то  день на морозе  провисела.
Потом , всё же , пришлось ему  всё рассказать. Обиделся поначалу. Молча взял отвертку и пошёл винты откручивать с окон со словами:
— Вам же хуже будет.
— Иди-иди. Душегуб, — шутили мы, — и не возвращайся.
Ездить после этого и вправду стало холоднее , зато безопаснее. Короче - разобрались. А свою старую шинель Витька "махнул" на новую. Выбрал тёмную - почти чёрную, чтобы и тут всё было, не как у других . "Дембель" - одним словом, что с него возьмёшь.
*Все имена и фамилии в этом рассказе вымышленные.А любое совпадение с реально существующими или существовавшими - просто случайность!Ну, вы меня понимаете.
 


Рецензии
И такое бывает, а могло ведь быть ещё хуже. Как хорошо, что вы решили эту проблему.
Интересно и, как всегда у Вас, талантливо описано.
Спасибо за рассказ, Денис!
С теплом и уважением)

P.S После прочтения Ваших рассказов я получила справку о том, как правильно надо носить носить пояс и уже знаю, что салаги должны затягивать его, середнячки - носят чуть приспущеным, а вот дембеля на бёдрах))) Целая наука эти ритуалы)) А всё-таки армия была полезна для ребят.

Наталия Ильяшенко   27.12.2024 13:54     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Натали! Если ремень потуже затянуть, то не так сильно кушать хочется.

Денис Штерн   27.12.2024 16:10   Заявить о нарушении