Мысли на заметку. 16 марта 2021 года

       «Свод» читаю. 3-ий том. О грехах. Толстой определяет и классифицирует грехи, как будто они существуют сами по себе. Но это совсем не так. Грех только тогда грех, когда человек это чувствует грехом. Если человек не осознаёт содеянное грехом, то это и не грех.

       Если и делить грехи, то они бывают двух видов: социальные и сущностные.

       В первом случае индивидуум может грешить против своего социума.

       Во втором — животное начало может грешить в человеке против начала духовного, разумного. В обоих случаях ощущение греха происходит от разделения человека в самом себе на разные роли: животную, социальную, разумную.

       Борьба в человеке этих ролей и даёт ощущение греха: одна составляющая человека противится тому, что делает или намеревается сделать другая.

       Ощущение греха очень важно в становлении человеческого в пику животному началу в человеке.

       Если же просто не делать того, что считается грехом, то это никак не развивает человека, а просто удерживает его на определённой ступени развития. (Но и то неплохо.)

       Грех показывает, какая роль в тебе на данный момент сильнее. Ты можешь считать убийство грехом, но убить. И продолжать считать убийство грехом. А можешь не смочь убить, даже если этого хочешь. Всё зависит от того, какая сущность в тебе преобладает в момент свершения деяния. На деле всё проверяется практикой.

       Любые свои деяния можно оправдать, но ощущение греха останется, то есть останется возможность развития в себе человеческого.
       _________________

       Если тебя соблазняет самка, а ты — животное, то совокупиться с ней — это не грех, это не может быть грехом.

       Если же соблазняет тебя женщина, а ты уже человек, то совокупиться с ней не грех, только если это в социально установленных рамках: принимать участие в попечении над нею и приплодом.

       Если же в тебе духовное побеждает плотское, то любое плотское отношение к женщине — грех. Для тебя любая женщина должна быть разумным мыслящим существом, а не женщиной.

       Вот и определи здесь, что такое грех.
       _________________

       Весь день моросил дождь. Снег съедается. Я дома. [...].

       Думалось о Толстом и о Человеке-вообще. Время улетает, и его, чтобы понять, для чего это всё, — всё меньше и меньше.

       Сдаётся, у Толстого его борьба с грехами, соблазнами и суеверием — самое слабое место. Всё это совершенно бесполезно, если грех для тебя не грех и не мучает тебя хуже зубной боли.
       _________________

       Тело моё не первопричина моего существования, а причина моей связи с этим миром. Память — это тоже форма отношения с этим миром. Уйдя из него, ты память с собой не забираешь. Всё сдаешь на вахте. Зачем же, спрашивается, вся эта жизнь, если ты её помнить не будешь? Но если форм жизни бесконечно много, то нельзя же помнить всё. А смысл любой формы бытия, скорее всего, в том, чтобы быть.

       Если бы мы всё помнили, мы были бы наказаны вечным бытием. Всё, что бытийствует реально, памяти не имеет.

       Память рождается из пересечения времени и пространства. То есть из восприятия, которое превратилось в смысл, и этот смысл остался с тобой.


Рецензии