Труд ради самореализации без зарплат и этики? Дис
Тезис, оспариваемый оппонентами, прост
При коммунизме люди будут трудиться качественно, бесплатно и добровольно
Это будет естественно, без репрессий и нудных проповедей
Этому соответствует принцип распределения: равный максимум ресурсов на каждого частного потребителя
В данном блоге неоднократно говорилось, что коммунизм с преодолением отчуждения несет людям величайшую свободу и счастье.
Мне это казалось столь очевидным, что я не понимал, почему оппоненты встретили данную идею столь прохладно.
Оказалось - многие не понимают, что такое отчуждение!
Не путайте отчуждение с эксплуатацией!
Оппонент:
"Я вот не могу согласиться с данным тезисом:
" преодоление отчуждения труда открывает перед людьми счастье, понимаемое как свободу самореализации в труде на благо общества."
Живу в провинции, в некоторых районах нашей области нет работы. Никто не пытается отчуждать труд рабочих, но они не счастливы, а мечтают о том, чтобы кто-то (государство или частник) приехал, организовал для них рабочие места и начал отчуждать часть их труда, но при этом платил бы з/пл. Трудиться же на благо всего общества на общественных началах им не хочется. Делаю вывод, что отсутствие эксплуатации-не решает проблему, не ведёт людей к светлому будущему".
Публикую ответ:
Не путайте отчуждение с эксплуатацией!
Дело в том, что мы с вами вкладываем разный смысл в понимание отчуждение.
Это типичная ошибка - понимать это слово так, что некий эксплуататор отчуждает продукты труда эксплуатируемого в свою пользу.
Есть такое явление - но называется оно "эксплуатация".
Вы как раз пишете:
Делаю вывод, что отсутствие эксплуатации-не решает проблему, не ведёт людей к светлому будущему
Отчуждение - это совсем другое!
Это когда вы делаете то, что не хотите и даже может быть ненавидите. Когда вы работаете на нелюбимой работе, придерживаетесь морали, которую не разделяете, или думаете, что придерживаетесь, а сами "грешите" против нее. Живете с нелюбимым мужчиной ради его денег, например.
Иными словами, в нашем обществе царит отчуждение не только труда - но в случае с трудом это значит, что на панели стоят не только проститутки, но и все трудящиеся: ходят на нелюбимую работу, унижаются перед хамовитым начальством и опостылевшим коллективом - и все лишь ради денег.
Отчуждение - это понятие, противоположное самореализации.
Фактически об этом пишет Э. Фромм.
Если человек занимается любимой работой, то не важно, эксплуатируют ли его - он будет рад этой эксплуатации, если она есть условие возможности заниматься этой работой.
Другое дело, что кушать хочется.
Но, если эту проблему решить, то тогда возникает другой вопрос...
Как жить интересно?
И вот тогда...
И вот Ж.-П. Сартр писал свои труды. И это не просто какой-то только ему интересный бред - он признан великим философом-властителем дум. Это его социальная роль, его работа. И он вправе был бы получать за это гонорары, и даже немалые. Но он не только не получал их, но и тратил на публикацию своих трудов деньги отца.
Богатые дамы волонтерили в госпиталях.
А я, когда лежал в больнице, то собственными ушами слышал, как немолодая раздражительная хамовитая санитарка в конце дня посмотрела на часы и сказала: ну вот, наконец, и закончился этот концлагерь!
До сих пор я испытывал к ней неприязнь, а теперь мне стало ее жалко!
А если бы эти богатые дамы не имели представления о социальной значимости труда ухода за ранеными в госпиталях - они не пошли бы на эту работу, ведь их никто не заставлял.
А если бы они не были богаты и вынуждены были бы идти туда ради куска хлеба - то мотивация была бы другой, и в худшем случае они бы стали такими же, как эта моя знакомая реальная санитарка.
И если б такие санитарки вдруг получили наследство, на которое можно жить без работы - то ушли бы с этой работы тотчас же.
Преодолеть отчуждение значит открыть перед людьми свободу самореализации,что капитализм дать не может,но может коммунизм
Вот вкратце что такое отчуждение, если понимать это понятие по "ФЭР-1848" Маркса, ч. 2 "Отчуждение"
Возможно ли коммунистическое отношение к труду без нравственного воспитания?
Оппонент:
Если ты весь такой в самореализации, то не будет ли общество для тебя пустым звуком?.. Совесть можно развивать, а самореализацию как?
А может всё проще, Маркс заменил моральный стимул совесть на непонятное слово самореализация, чтобы не нарушать свой материализм...
Автор:
Во-первых,Маркс не употребляет слово "самореализация", он то же самое выражает негативно: "преодоление отчуждения труда"
Во-вторых, Вы пишете:
"Совесть можно развивать"
Отвечаю:
Путь развития совести в наше время - тупик утопии. Что и показала гибель СССР, построенного не по Марксу, но погибшего строго по Марксу. Наоборот, Маркс сказал, что мораль есть отчужденная форма общественного сознания, а в формации будущего любые формы отчуждения будут преодолены
В-третьих, Вы пишете:
"А может всё проще, Маркс заменил моральный стимул совесть на непонятное слово самореализация, чтобы не нарушать свой материализм... Если ты весь такой в самореализации, то не будет ли общество для тебя пустым звуком?.. Совесть можно развивать, а самореализацию как?"
Отвечаю:
Мне все время хотелось ответить: бесполезно что-то объяснять человеку, который не понимает радости самореализации - но, конечно, это было бы некорректно.
Наконец я нашёлся, что ответить. Итак.
Хобби - это когда ты чем-то увлечен, а общество для тебя может быть в этот момент и пустым звуком. Но ты можешь себе позволить это времяпровождение на досуге.
Но человек - существо социальное. Это не значит общительное.
Это значит, что бытие порождает соответствующее сознание, и что человек жаждет признания в обществе.
Человека не надо учить жаждать общественного признания - это заложено в его природе. Человека не надо учить получать удовольствие от хобби - это заложено в его природе.
Человек действует, реализуя то, что заложено в его природе. И тут - один из вариантов:
- Если он делает нечто, в результате чего он получает общественное признание, но лично ему это не нравится, то это - отчуждение, отчуждённая деятельность
- Если он делает нечто, что нравится ему, но не дает признания общества - это хобби, приятное времяпровождение на досуге
- Если человек занимается хобби, которое приносит ему признание общества -это самореализация
Возможна ли самореализация в наемном труде?
Оппонент:
Конечно можно опять строить тот социализм, который прогнозировал Карл Маркс. По его пророчествам и выводам он был бы непосредственно демократическим обществом, обществом реальной демократии, при которой пролетариат непосредственно образовал бы базис общества.
Пролетарий становился непосредственно общественным человеком, "общаясь" непосредственно с обществом, создавая его.
Всё было бы хорошо, если бы небольшая "закавыка", что необходимо искоренять наёмный труд, что наёмный труд для блага общества, это наёмный труд. Наёмный же труд предполагает капитализм в качестве социальной формы общества. Но это даже не самое главное, которое состоит в том, что такого общества не существует, общества, где все наёмные работники, производящие "просто труд". Труд понятие конкретное, которое создаёт общество тем, что каждый трудится для другого (их), чем и создаётся общество. Общество, которое далёко от марксистских прогнозов производство всего "для себя".
Автор:
вот мои 4 соображения:
1) Поначалу он будет наемный (по Марксу 1-я фаза-это"буржуазный порядок и буржуазное право"и"по труду")
Но наемный-с особенностями:
- на любой профессии,при любом уровне квалификации,выполнив один и тот же процент плана,трудящиеся претендуют на одинаковую долю в распределении
- нет ПРОФЕССИЙ непривлекательных или привилегированных:
- - опасных (военнослужащий)
- - особо ответственных (управляющий АЭС,авиадиспетчер)
- - ответственных и привилегированных (руководитель)
- - неквалифицированных и грязных (дворник,чернорабочий)
На соответствующие РАБОТЫ общество мобилизует КАЖДОГО на короткое время согласно графику дежурств
- вводится запрет на работу по одной и той же профессии срок больше определенного
- продолжительность рабочего дня не превышает 6 часов,а в свободное время открыты онлайн-курсы с возможностью получить др.специальности
- поскольку неквалифицированные работы придется выполнять КАЖДОМУ,включая заслуженных и не очень изобретателей-они будут быстро автоматизированы - плановикам не придется планировать специальные НИОКР-значит,их вскоре не придется выполнять людям-на их долю останутся лишь интересные профессии
- распределение осуществляется так,чтоб ресурсы расходовались на материальные блага В ПОРЯДКЕ ПРИОРИТЕТНОСТИ удовлетворяемых потребностей
- вводятся"халявный месяц"-кроме месяца отпуска-когда человек получает независимо от результатов труда
2) Таким образом,
- нет привилегированных и изгоев-дружественная среда
- потребности людей удовлетворены-можно сосредоточиться на интересных аспектах работы,а не рассматривать ее как неприятное,но необходимое,средство удовлетворения потребностей в материальных благах и досадное отвлечение от обеспечение себя материальными благами
- на долю людей остаются интересные профессии,а отвлечение на мобилизацию на непривлекательные работы тоже воспринимается как отдых и внесение в жизнь разнообразия
Все это будет СПОСОБСТВОВАТЬ преодолению отчуждения труда и наступлению 2-й фазы по Марксу,где мотивом трудиться станет самореализация,и материальные стимулы станут излишни
3) "уничтожение труда"("НИ") все более приобретает черты реальности: человека физического труда заменяет робот,человека умственного труда-ИИ.Настанет время,когда людям станет не обязательно трудиться, и на их долю останется исключительно свободное самовыражение в искусстве.
Тогда наступит естественное и окончательное преодоление отчуждения труда
4) но мне хочется надеяться,что отчуждение будет преодолено раньше в силу 2)
Уравниловка трудовому энтузиазму не способствует?
Оппонент:
"Марксистская теория исключает уравниловку. В первой фазе коммунизма действует принцип распределения по труду. Каждый получает в зависимости от времени, отработанном на общественном производстве, так как труд измеряется временем, и от качества труда. Равенство состоит в том, что все получают по единому принципу распределения. В СССР этот принцип постоянно нарушался, так как оплата производилась в зависимости от занимаемой должности. Кроме того, в первой фазе коммунизма уже не должно быть товарно-денежных отношений, так как такие отношения позволяют присваивать продукты с излишком, накапливать излишки, что позволяет эксплуатировать чужой труд.
Коммунизм убивает присвоение с излишком.
По Марксу, при полном коммунизме распределение будет осуществляться по разумным потребностям каждого индивида, но без роскоши и излишеств, что также исключает уравниловку, так как потребности у каждого индивида индивидуальны.
Кроме того, уже в первой переходной фазе коммунизма должен преодолеваться закон общественного разделения труда на пожизненные профессии. У автора же пожизненные профессии остаются и при полном коммунизме, т.е. остаётся профессиональный "кретинизм", пожизненные профессии хирурга и дворника, "архитектора и тачечника", по Энгельсу
И наконец, вызывает сомнение указанный автором путь преодоления отчуждения труда через одинаковое вознаграждение. У Маркса и Энгельса причиной отчуждения труда являются частнособственнические отношения, частный характер присвоения, обусловленный общественным разделением труда и обменом. Следовательно, отчуждение труда преодолевается вместе с уничтожением частнособственнических отношений. А они включают в себя, во-первых, возможность присвоения частными лицами, коллективами и государством источников существования всех (средств производства), во-вторых, общественное разделение труда на труд городской и деревенский, умственный и физический, творческий и рутинный, управленческий и управляемый, и в третьих, товарно-денежные отношения.
Марксистское понимание равенства предполагает только отсутствие антагонистических классов в обществе (см. "Анти-Дюринг")."
Автор:
"вызывает сомнение указанный автором путь преодоления отчуждения труда через одинаковое вознаграждение. У Маркса и Энгельса причиной отчуждения труда являются частнособственнические отношения, частный характер присвоения, обусловленный общественным разделением труда и обменом. Следовательно, отчуждение труда преодолевается вместе с уничтожением частнособственнических отношений. А они включают в себя, во-первых, возможность присвоения частными лицами, коллективами и государством источников существования всех (средств производства), во-вторых, общественное разделение труда на труд городской и деревенский, умственный и физический, творческий и рутинный, управленческий и управляемый, и в третьих, товарно-денежные отношения.
Марксистское понимание равенства предполагает только отсутствие антагонистических классов в обществе (см. "Анти-Дюринг")"
Отвечаю:
Это несомненно. Что нет частной собственности на средства производства- молчаливо подразумевается. Но надо раскрыть,что"частнособственнический"понимается не столь узко, а по-марксистски широко
И если будет неравенство материального вознаграждения по должности-это значит сохранение частного характера присвоения-даже если деньги будут отменены. Материальное неравенство есть признак,что частное присвоение не преодолено
Возможность подработать, т.е. получить больше-стимул не работать,пытаться потратить рабочее время на шабашку. Если я работаю на общество-я лох, я донкихотствую ради общества и тем самым обкрадываю себя, пока другие шабашат на себя или занимают более высокооплачиваемые должности. Если я получаю от этого удовольствие - я несерьезный человек,который предается развлечениям, пока другие упрочивают благосостояние собственное и своей семьи.
Таков, как мне представляется, механизм обусловливания отчуждения неравенством и способствования преодоления отчуждения равенством
Важно то, здесь мною равенство не объявляется ЕДИНСТВЕННЫМ фактором преодоления отчуждения, а лишь указано на него как на лишь один из факторов преодоления отчуждения
Производить продукт для других. Где же тут "для себя", какая самореализация?
Оппонент:
Карл Маркс в отношении труда вообще неправ ни с какого боку. Само отчуждение он предполагал изменить тем, что наёмные рабочие будут производить не для капиталиста, а для себя.
Тем самым формировал утопический принцип, как, каким образом, человек может производить для себя?
Вы пытаетесь так же предполагать изменение природы человека в "нужную сторону", тем что человек, трудящийся будет производить "для себя", для общества, под диктовку Госплана. Сколько , чего, каким образом и какого качества производить вещи - это нереализуемо, надо это понять. В обществе производятся товары с сопутствующим главным его качеством которое должно быть реализовано натуральным обменом, а не "стоимостно",организованно, как полагал Маркс.
Автор:
Вы пишете:
"Само отчуждение он предполагал изменить тем, что наёмные рабочие будут производить не для капиталиста, а для себя.
Тем самым формировал утопический принцип: как, каким образом, человек может производить для себя?"
Отвечаю:
Это принципиальный вопрос!
А давайте подумаем, что значит "производить продукт для себя"?
Тут "для себя" относится не к "продукт", а к "производить"!
Не для личного пользования, а для удовольствия самореализации в этом деле!
Разумеется, невозможно самореализоваться в:
- неквалифицированной грязной рутинной работе
Ну так "плох социализм,где есть место профессии тачечника"
- в обществе,где трудящийся принадлежит к низшему классу,а богатый бездельник-к высшему
- где в условиях бедности и материального неравенства - не до самореализации,поскольку,занимаясь этой работой для удовольствия,ты теряешь возможность где-то подработать на себя
И это препятствие устранено - см. реплику выше
Вы пишете:
"Сколько,чего,каким образом и какого качества производить вещи-это нереализуемо,надо это понять"
Отвечаю:
Смотрим:
Вы пишете:
"какого качества"
Отвечаю:
такого, которое получается при изготовлении изделия по стандартной технологии. Если есть выбор - это оговаривается
Вы пишете:
"сколько чего"
Отвечаю:
-по плану
План двухступенчатый.Изделие доступно к заказу,если ресурсов хватает:
- даже если его закажут все,
- после того,как удовлетворены потребности всех более высокой приоритетности,чем удовлетворяемая данным изделием
Это первая ступень планирования.Благодаря ей что и сколько ни закажи-гарантированно ресурсов хватит-иные варианты недоступны к заказу
Вторая ступень-план производства,основанный на конкретных заказах
Вы пишете:
"реализовано натуральным обменом,а не "стоимостно",организованно,как полагал Маркс"
Отвечаю:
Именно так!Производство нетоварное."Обмен"согласно плану
Вы пишете:
"Вы пытаетесь так же предполагать изменение природы человека в "нужную сторону""
Отвечаю:
Нет,переделать только привычку воспринимать труд как отчужденный-т.е.:
наоборот,вернуть бывшего отчужденным от себя и других человека к своей природе,дать возможность реализовать себя(свою природу)
Ведь труд из мотивов самореализации встречается уже сейчас. Когда для этого складываются условия.Коммунизм создает такие условия для каждого,что и делает новый строй коммунизмом.
Резюмирую:
на мой взгляд, дело не в"утопичности"идей Маркса
А в том, что их нельзя реализовать
Было, до недавнего времени
А с помощью современных технологий - можно
Что я и показал, надеюсь, выше
Свидетельство о публикации №224100701499