Мысли на заметку. 19 марта 2021 года

       Всё белым-бело. И не тает.
       _________________

       Дело вовсе не в том, чтобы человек не делал чего-то такого, что считается по списку грехом, а чтобы человек изменился. Когда же он что-либо делает по внушению со стороны, он не меняется, не развивается. А это значит, что грех и борьба с ним не выполняют своего предназначения. А в «Своде» это именно так и звучит: вот тебе список грехов, соблазнов и суеверий — борись с ними. И это совершенно бессмысленно и бесполезно.

       Суеверие государства, например. Да какое же это суеверие, если всё человечество существует в виде государств и никак иначе. И люди государственность не придумывали, она возникла сама. Она и исчезнет сама, но только тогда, когда люди изменятся, а не тогда, когда им кто-то укажет, что государство — это суеверие. Если же просто разрушить государственные структуры, начнется не рай, как предполагается, а ад.

       Но, если бы общество состояло из таких людей, как Толстой, государство было бы не нужно, и его структуры постепенно отмирали бы.

       А с другой стороны, посмотришь на наше государство и поразишься. Революция, вроде всем плохо, а государству хорошо. Разруха, гражданская война — каждого коснулось, а государству опять хорошо. Индустриализация и коллективизация людей ломала через хребет, а государству это и надо. Даже война с Европой: сколько горя и бед, а государство усилилось и расширилось.

       Именно государство «добивается» того, что ему надо, а не люди исполняют свои намерения. Государству нужно было, чтобы крестьянство превратилось в пролетариев — пожалуйста. Сумасшедший XX век — и результат налицо: всё, что нужно было государству, чтобы выжить, исполнено. Мы видим ту же Россию, только с качественно иным населением. То есть Человек подогнан под государство, а не государство под Человека. И этот Человек не достиг того уровня, как Толстой, чтобы было наоборот. Мы думали, что мы строим что-то такое особенное; американцы думали, что они построили что-то необыкновенное, а всё оказалось не то. Везде человеческие «хотелки» оказываются только хотелками. Государства же развиваются и устанавливают отношения между собой по своим объективным, не зависящим от воли людей, законам.

       Беда в том, что человеку не удаётся поставить себя вне и сделать самого себя предметом своего суждения. Это удаётся редким единицам, таким, как Толстой. Но и его «учение» сработало объективно на государство, разрушая старую форму государственности и колебля основание государственной идеологии — православия.
       _________________

       Вообще странно, сегодня подумалось, странно предлагать людям взамен приобретения реально осязаемых благ какое-то развитие, которого они не чувствуют и которого не хотят. «Не надо мне никакого бессмертия и никакого развития, дайте насладиться жизнью и умереть спокойно».

       И они тысячу раз правы, им нужна морковка, за которой они идут. Им не нужно знать, кто и зачем, и куда, ведет их с помощью этой морковки.

       Кому надо развиваться, тот прорвётся из догматической спячки и будет развиваться. Когда семя набухло, оно даст росток. Не даёт, значит, не время.

       Сегодня посмотрел лекцию как раз на эту тему. По «Войне и миру». Евлампиев «От «Войны и мира» к религиозному мышлению». Завтра запишу. Сегодня уже надо спать.

       [...].


Рецензии