Средневековая Осетия-Алания и вайнахские народы

               
"С древнейшего времени подчинялись царям Грузии страны: Дзурдзукия, Хеви, Двалетия и верховье Касрис-кари, другие же страны и ущелья подчинялись царям Овсетии. ... Дзурдзукетия (Дурдзукетия) состоит из Дзурдзукии, Кистетии и Глигви. Овсетия делится на следующие ущелья: Касрис-хеви, Зрамага, Жгеле, Нара, Зрого и Заха. Владения овсетинских царей суть: Чими, Тагаури, Куртаули (Кhуртhаули), Валагири, Пайкоми (Пhайкhоми), Дигори и Басиани. Во время нашествия чингисхановых татар, особенно же при вторжении Батыя и Орхана, были разорены и опустошены города овсов и строения их, и царство овсов превратилось в княжество ; овсы скрылись в горах Кавказа, а страна их большею частью превратилась в пустыню, как это наблюдается и ныне в Черкесии. После же нашествия Тамерлана и особенно по взятии Константинополя турками стали теснить овсов с той стороны крымские ханы и с этой (со стороны Грузии) татарские улусы, и потому овсы вступили в Кавказские горы и покорили кавказцев и двальцев. После того как Овсетия была опустошена и овсы поселились в горах Кавказа, Овсетия (собственная) стала называться Черкесией или Кабардо, а горы — Овсетией ." - Вахушти Багратиони, грузинский царевич, 1745 год, "География Грузии". https://sunja-edu.livejournal.com/87055.html

Географические границы средневековой Овсетии-Алании к настоящему времени достаточно достоверно установлены современной исторической наукой (рис 1). На представленной карте средневековой Овсетии-Алании хорошо видно, что с юго-востока она граничила с Дзурдзукетией (предки вайнахских народов), с севера - с кипчаками (предки карачаево-балкарцев), с запада - с черкесами (адыгские народы), с юга - абхазы, сваны, картвелы.

 Т.е. распространившееся в последние 20-30 лет в среде кавказских фольк-историков расхожее мнение о том, что будто-бы все северо-кавказские народы, наряду с овсами/осетинами, также входили территориально в состав Аланского царства - однозначно не соответствует действительности.

Достоверные археологические данные, свидетельствуют о том, что на средневековых территориях проживания вайнахских народов - в Дзурдзукии, Кистетии и Глигвии - археологические наследия и аланской, и кобанской культур отсутствуют вовсе, т.е. ни аланы, ни кобанцы на этих территориях никогда не проживали. И, согласно сообщению Вахушти Багратиони, эти территории издревле находились под влиянием не Аланского, а Грузинского Царства - "С древнейшего времени подчинялись царям Грузии страны: Дзурдзукия, Хеви, Двалетия и верховье Касрис-кари, другие же страны и ущелья подчинялись царям Овсетии.  Дзурдзукетия (Дурдзукетия) состоит из Дзурдзукии, Кистетии и Глигви.".

Следует обратить внимание и на то немаловажное обстоятельство, что за хронологический период пребывания аланских племен на Центральном Северном Кавказе (с начала 1-го века н.э. - до самого конца 14-го века н.э) - осетины, потомки носителей кобанской археологической культуры по мужской линии ДНК- G2а1а1-Р18, были полностью ассимилированы доминантной аланской этнической средой и переняли у алан язык северо-восточной подгруппы иранских языков, культуру (традиции, верования и т.д.), а также мтДНК аланок по женской, материнской линии. Тогда-как  на язык и этническую культуру вайнахских народов аланская культура не оказало сколько-нибудь значимого влияния, что также является красноречивым свидетельством в пользу того, что вайнахи никогда не проживали совместно с аланами на одной территории и не имели с ними близких культурных контактов.

О переселении Вайнахских народов на Северный Кавказ с территории Восточной Грузии по ущельям рек Аргуна и Ассы, свидетельствуют и результаты популяционно-генетических исследований в рамках Чеченского ДНК-проекта;
"Факт большей древности вайнахских представителей субгруппы J2a1b-CTS6804  на территории Восточной Грузии по сравнению с чечено-ингушскими их собратьями (2420±470 и 1550±260 лет соответственно) является убедительным подтверждением справедливости  версии миграции ее носителей на Северный Кавказ через территорию нынешней Восточной Грузии.
 
Таким образом, в период заката Кавказской Албании, часть ее представителей, прямых предков нахов, проникают в высокогорные районы Чечни и Ингушетии по ущельям Аргуна и Ассы с территории Восточной Грузии. наши генетические данные очень наглядно демонстрируют историю развития сообщества людей, происходящего от единого предка с мутацией CTS6804 от его возможного зарождения в области озера Ван (около 3200 лет назад), миграции в Восточную Грузию (около 2400 лет назад) и далее в горную Чечню и Ингушетию (около 1600 лет назад)." 
Следовательно, представители самой большой ветви J2a1b-CTS6804 нахской популяции переселились на Северный Кавказ с территории Восточной Грузии около 1600 лет назад по ущельям Аргуна и Ассы, и на их исконных средневековых горных территориях и с южной, и с северной стороны Кавказского хребта археологическое наследие носителей  и Кобанской,  и Аланской культур - отсутствует, что является красноречивым свидетельством тому, что представители большой вайнахской ветви  J2a1b-CTS6804.  не являются потомками носителей Кобанской археологической культуры, которая появилась на Северном Кавказе 3300 лет назад, т.е. на 1700 лет раньше переселения туда представителей большой вайнахской ветви. Также они не имеют какого-либо прямого генеалогического и этно-культурного отношения к аланам.

"Кластер (DYS390=21) представлен главным образом ингушами-галгаевцами, выходцами исторической области горной Ингушетии, включающей населенные пункты Таргим-Хамхи-Эгикал с сопредельными им территориями.Именно поэтому он был назван нами «галгаевским» кластером субгруппы J2a1b-CTS6804. Особо отметим, что представители «галгаевского» кластера встречаются только среди ингушей и в редких случаях среди чеченцев Ингушетии, что свидетельствует о недавнем и сугубо местном его происхождении.

Анализ построенных на базе 67-маркерных гаплотипов дендограмма (дерево) всех носителей субгруппы J2a1b-CTS6804 позволяет говорить, что «шатоевско-галгаевские» кластеры, в отличие от «нохчмахкахоевского», происходит не от «нахского» кластера, как следовало бы ожидать, но более древнего «восточно-грузинского». А если к тому добавить, что мы находим носителей «шатоевских» гаплотипов в Тушетии и Хевсуретии, то все это позволяет предположить, что появился их общий предок на территории нынешней Восточной Грузии и являлся носителем гаплотипа, близкого к «шатоевскому» гаплотипу. И появляются носители «шатоевско-галгаевскхе» кластеров  на территории Чечни и Ингушетии, предположительно со второй миграционной волной из Грузии 1270±230 лет назад. " Т.е. ингуши "шатоевцы" и "галгаевцы" переселяются с территории Восточной Грузии на Северный Кавказ по ущельям рек Аргун и Асса всего лишь 1270±230 лет назад, когда весь Центральный Северный Кавказ и равнинная предгорная часть Восточного Северного Кавказа уже десятки  веков была занята смешанным кобанско-аланским населением кавказскогй Алании.

Следует также отметить, что часть представителей вайнахских народов, носители гаплогрупп ДНК J1a3-Z1828 (частота встречаемости которых в Чечне и Ингушетии достигает 25% и 8% соответственно) - являются потомками автохтонного северо-кавказского нахо-дагестанского населения Каякентско-Харачоевской культуры (3300-2600 лет назад), территории расселения которых граничили с территориями расселения кобанцев, а позднее и с Аланией  по восточному берегу реки Аргун. Соответственно, представители второй самой большой вайнахской ветви  J1a3-Z1828 также не являются потомками кобанцев, их территории расселения не входили в состав Алании, и на их исконных средневековых территориях проживания археологическое наследие кобанцев и аланов отсутствует. По палео-ДНК:  G2a - маркер кобанской КИО, а J1a - маркер каякент - харачоевской культуры.
Соответственно,на средневековой карте региона и отражено, что дзурдзуки - т.е. вайнахские народы, носители J2а и J1a - занимали лишь горную часть Восточного Северного Кавказа к юго-востоку от реки Аргун и верховьев реки Асса, тогда-как равнинная, предгорная часть принадлежала Алании со смешанным кобанско-аланским населением. Такое положение вещей отражено и в вайнахских народных преданиях - в частности, в вайнахском  Нартском эпосе.

"Описанию тяжелой войны ингушей и чеченцев с нартами посвящена чуть ли не половина вайнахских сказаний. «Говорят, что нарты жили в Большой Чечне, над Тереком и в равнинной Ингушетии. Нарты жили также вокруг Ножай-Юрта. Говорят, что царем — тамадой нарт-эрстхойцев, которые жили там, был Наураз. Недалеко от Ножай-Юрта, на горном хребте, есть место, где, якобы, была крепость, в которой жил Наураз». «За крепостью тянется гора „Коновязь Геры“. Там жил нарт-эрстхоец Гера».

«В Курчалоевском районе между Энгель-аулом и Азамат-Юртом есть курган, носящий название Яшарт. Там и в местности, которая называется Герменчуг, говорят, жили нарты. Раньше нарты издевались над вайнахами." В сказаниях нарты противопоставлены вайнахам: «Нарты очень буйно себя вели. Из-за того, что они грабили, притесняли мирных жителей их прозвали нарт-орстхойцами. Орстхойцы грабили окрест себя живущие народы. Более чем угон скота и овец, табунов коней прибыльнее было уворовать человека. Ибо, чтобы его вернуть, родственники готовы были отдать все, что у них есть».

Чужеродным для вайнахов племенем считал нарт-орстхойцев известный этнограф В. П. Кобычев, в 1969—1970 гг. занимавшийся сбором полевого материала в Ингушетии. "«Указанная выше локализация нартов в Санибском ущелье Северной Осетии, а также в Большой Чечне, над Тереком и в равнинной Ингушетии, и некоторые другие данные, — заключает В. П. Кобычев, — позволяют поздних нарт-орстхойцев увязать с ранне-средневековыми аланами и их потомками — осетинами.» (Кобычев, с. 26—29). По сообщению жителя ингушского селения Алкун Оппиева Хасана (83 года), когда нартам удавалось захватить в горах ингуша, у него отбирали все, что было, а с самим поступали следующим образом. В рукава одежды просовывали длинную палку, к концам которой привязывали кисти рук. После этого его отпускали домой. Распятый таким образом ингуш для того, чтобы пойти по горным тропам, должен был поневоле выделывать различные смешные движения и приседания. У нартов это называлось «ингушским танцем».

Нашествие войск Тамерлана в конце 14-го века н.э. радикально изменило этническую карту региона; исчезло государство Алания, население которой распалось на отдельные племена, вынужденные выживать в новых условиях, действуя на свой страх и риск. Разгромленное племя постепенно лишалось своей территории, на которую переселялись горцы из соседних ущелий — в первую очередь, чеченцы-аккинцы, а позже и ингуши. Раньше нарты притесняли вайнахов, но теперь уже вайнахи стали притеснять их.

«Место, где жил нарт-эрстхоец Гяла, называется „Гяла-памятник“ (т. е. надгробный памятник Гялы)». В те времена в Цонтарой пришли в поисках земли чеченцы из аула Нашха и там «сговорились отнять у нарт-эрстхойцев землю, чтобы жить на ней». «Сперва чеченцы мирно просили землю. Нарт-эрстхойцы не отдали ее. Тогда чеченцы сказали: „Мы ничего вам не сделаем, если в течение семи дней вы уйдете отсюда. Если же к этому времени вы не отдадите нам землю, мы пойдем на вас войной“. Когда в назначенный срок царь Наураз и его товарищи не ушли, чеченцы приготовились пойти войной на них. На восьмой день на всех прилежащих хребтах и склонах гор чеченцы, привязав осоку к концам длинных жердей, зажгли ее и начали наступление на Ножай-Юрт. Когда Наураз увидел все горы в огне, он испугался и, говорят, вместе со своим войском удрал за Терек, не оказав никакого сопротивления».

Известный этнограф В. П. Кобычев, в 1969—1970 гг. занимавшийся сбором полевого материала в Ингушетии, сообщает, что: «Почти во всех преданиях, связанных с основанием селений, происхождением фамилий и тайп, говорится о том, что ингуши были отнюдь не первыми обитателями занимаемой ими в настоящее время территории». В числе первых ее насельников упоминаются нарты. «По сведениям, сообщаемым первым ингушским этнографом Чахом Ахриевым, нарты жили за двадцать поколений до ингушей». - М. Ч. Джуртубаев. О вайнахском эпосе. Фрагмент книги "Нарт-орстхойский эпос вайнахов"


 Т.е. если брать возрастную разницу между поколениями в среднем в 30 лет, то получается 600 лет - и как раз таки 600 лет назад , в самом конце 14-го века н.э. было разгромлено Аланское Царство войсками эмира Тимура. Примечательно и то, что согласно вайнахскому Нартскому эпосу - нарты ушли за Терек - а за Терек, в труднодоступные ущелья горной Алании, как хорошо известно, ушли именно осетины из разгромленной эмиром Тимуром равнинной Алании.
И в этом смысле, культивируемая в последнее время ингушскими историками теория, якобы, прямого генеалогического и этно-культурного происхождения ингушей от кобанцев и аланов - со всей определенностью опровергаются совокупностью современных академических научных данных. И в самом деле, как такое может быть, что ингуши, якобы, являются потомками кобанцев и аланов, но на их исконных средневековых горных территориях отсутствует археологическое наследие  и кобанцев, и аланов? Ведь подобный, установленный в ходе археологических исследований, научный факт является красноречивым свидетельством тому, что на исконных средневековых горных территориях ингушей кобанцы и аланы никогда не жили  и, следовательно, проживавшие там средневековые предки ингушей, не являвшиеся носителями ни кобанской, ни аланской культур - никак не могли быть кобанцами или аланами.

Да и как так могло получиться, что считающиеся центром, метрополией Кобанской культуры территории Северной и Южной Осетии, с их многочисленным, богатейшим археологическим наследием, в том числе - и Скифской, Сарматской и Аланской культур, включая один из символов Аланского Царства - Аланские/Дарьяльские Ворота, вкупе с Дарьяльским ущельем - оказались заселенными средневековыми предками осетин, а современные им средневековые предки ингушей оказались, почему-то, проживающими на территориях, не имеющих никакого отношения ни к Кобанской, ни к Аланской культурам? К тому-же, как такое может быть, что период, якобы, полтора-тысячелетнего проживания ингушей в доминантной аланской этнической среде не оказал сколько-нибудь значимого влияния на ингушские язык и этническую культуру, тогда-как осетины, потомки носителей Кобанской археологической культуры по мужской линии ДНК G2а, были полностью ассимилированы аланами и стали носителями аланского языка и аланской этнической идентичности?
 
 Кроме того, в палео-ДНК кобанцев также не обнаружены доминантные ингушские гаплогруппы ДНК J1а  и  J2a, тогда-как в ходе палео-генетических исследований установлено, что  маркером носителей Кобанской археологической культуры является доминантная осетинская субгруппа G2а.
 
Следовательно, к археологическому наследию кобанцев и аланов на равнинных территориях нынешних Ингушетии и Западной Чечни (к западу от реки Аргун) - вайнахи не имеют прямого генеалогического и этно-культурного отношения, т.е. они не являются потомками-наследниками этих археологических культур. Таковыми являются осетины - потомки кобанцев (по мужской линии ДНК -  G2а) и аланок (по женской, материнской линии мтДНК), и  по сей день являющиеся носителями аланской этнической идентичности - аланского языка, аланских традиций и верований. Их предки, исходя из археологических, генетических и исторических летописных данных, прожили на данных территориях как минимум - 2700 лет, вплоть до разгрома Аланского Царства Тимуром в конце 14-го века н.э., после чего, выжившие в этой беспощадной бойне на полное истребление населения Аланского Царства, вынужденно ушли за Терек и укрылись в труднодоступных горных ущельях  Алании , и впоследствии дали начало народу, известному ныне как овсы/осетины.

Урарту - Кавказская Албания - Восточная Грузия - Северный Кавказ  - вот истинный, научно установленный маршрут миграции вайнахских народов, подтвержденный и лингвистическими, и генетическими исследованиями. И следует отметить, что, к чести чеченского народа, составляющего 70% от общего числа вайнахов -  чеченские ученые приняли данную генеалогическую и историческую преемственность вайнахских народов, тогда-как ингуши, являющиеся одним народом с чеченцами (и генетически, и лингвистически, и в целом в этно-культурном отношении) - напрочь отказываются принимать ее и всеми силами продвигают  и доказывают свою, якобы, кобанско-аланскую генеалогическую преемственность. Однако, академическая историческая наука к нашему времени уже расставила все точки над "и" в этих вопросах. И когда в 13-ом веке до н.э. носители Кобанской культуры поселились на Центральном Северном Кавказе - предки вайнахов все еще проживали на территории Закавказья. Когда же они стали переселяться на Северный Кавказ с территории Восточной Грузии в 5 - 6-ых веках н.э., кобанцы жили на Северном Кавказе уже 1800 лет, а аланы - не менее 500 лет.

"Во время нашествия чингисхановых татар, особенно же при вторжении Батыя и Орхана, были разорены и опустошены города овсов и строения их, и царство овсов превратилось в княжество ; овсы скрылись в горах Кавказа, а страна их большею частью превратилась в пустыню, как это наблюдается и ныне в Черкесии. После же нашествия Тамерлана и особенно по взятии Константинополя турками стали теснить овсов с той стороны крымские ханы и с этой (со стороны Грузии) татарские улусы, и потому овсы вступили в Кавказские горы и покорили кавказцев и двальцев. После того как Овсетия была опустошена и овсы поселились в горах Кавказа, Овсетия (собственная) стала называться Черкесией или Кабардо, а горы — Овсетией ." - Вахушти Багратиони, грузинский царевич, 1745 год, "География Грузии". https://sunja-edu.livejournal.com/87055.html

Т.е. после окончательного разгрома Осетии-Алании и чудовищного геноцида и истребления ее населения войсками эмира Тимура в самом конце 14-го века н.э., когда небольшие спасшиеся остатки осетин-алан укрылись высоко в горных ущельях Центрального Северного Кавказа, вайнахам не удалось занять значительные территории равнинных аланских земель, так-как они вскоре были заняты более многочисленными и могущественными   черкесами и кабардинцами, которые удерживали и контролировали их вплоть до прихода на Кавказ Российской Империи. И только после вытеснения Российской Империей с этих предгорных равнинных территорий кабардинцевв в 18-ом веке н.э., вайнахские народы и  получили возможность экспансии на эти, уже  контролируемые Российской Империей, территории.

 "Чеченский архив", том I. : "В плоскостной Чечне нет ни одного собственно нахского названия географического или иного природного объекта(топонима), выходящего за хронологические рамки тюркской эпохи. (..) Бесспорный факт, что на территории плоскостной Чечни до XVI-XVIII вв. собственно нахи не проживали..." Читаем дальше: "Тюркскими по происхождению являются названия городов, рек, поселков: Атаги, Герменчук, Гелдагана, Майр-Туп, Автуры, Ташкала, Гудермес, Тазин-Кала, Ушкалой, Чечан-аул, Шали и многих других."

Якоб Рейнеггс (1744-1793 гг.) - известный немецкий ученый, владевший рядом древних и новых европейских и азиатских языков, на русской службе, и только в течение 1781-1784 гг. он по заданию Российского правительства совершил пять экспедиций по Кавказу. Так вот, в своих трудах, Я. Рейнеггс, указывает, что жители селений Шали, Атаги, Гудермес, Чечан-аул и др. "нахского языка разуметь не могут", а говорят на татарском (кумыкском).

"Ингуши, назраны и карабулаки ежегодно платят по очереди кабардинским князьям по рублю серебром с дома, и тот князь, который получит те деньги, должен весь год от обид их защищать и дает для того человека, который состоит на всем довольствии от них с лошадью; притом ему дают несколько платья за охранение." - ("Постановление о сословиях в Кабарде" - этот документ по поручению наместника Кавказа генерала Ермолова был составлен в 1822 году). -  https://www.zolka.ru/postanovlenie-o-sosloviyax-v-kabarde/

Акт присяги шести ингушских фамилий России — пункт 10: "Отныне впредь навсегда мы и потомство наше обязуется: кабардинцам, чеченцам и прочим здешним мухаммеданского закона народам податей отнюдь никаких не платить (как было до сего), а ежели против сего преступим и будем давать подати оным, тогда российское начальство имеет с нами поступить яко с врагами своими." - 22 августа 1810 года в городе Владикавказ представители шести ингушских родов подписали Акт присяги шести ингушских фамилий с Россией. Акт подписали по десять представителей от каждого рода — от Таргимхоевых, Хамхоевых, Цикмабуховых (Оздоевых), Эгиевых, Картоевых, Евлоевых[1 -

"Ингуши составляли самую западную группу вайнахской этнической общности. В конце XVII – начале XVIII века развивается процесс переселение ингушей из горной зоны на плоскость. В конце XVIII – начале XIX века активно развивался процесс переселения ингушей в окрестности современной Назрани.

В итоге территория расселения ингушей к 20-м гг. XIX века включала горные и предгорные территории по течению рек Армхи, Камбилеевка, Сунжа (с притоками Герг, Назрань, Эндерипс) и Асса. Данный ареал этнического расселения, не будучи устойчивым, складывался в ходе неоднократных миграций  населения в XVII-XIX веках. Совокупная численность ингушей насчитывала в 1816 г. 17800 человек." - Ажигова Ая Магомедовна, Ингушский государственный университет tmt_77@list.ru - "УСТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ИНГУШЕТИИ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНГУШСКОГО ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА" -
Итак, подводим итог - современные равнинные территории вайнахских народов - это бывшие земли средневековой Осетии-Алании. И предки осетин прожили на этих территориях с 13-го века до н.э. - по 14 век н.э, всего около 2700 лет.

 


Рецензии