Хорошая работа - ЖИТЬ! 30
Глава 3.
Горячие дни
В самые первые январские дни сорок второго года войска фронта преследовали противника в общем направлении Ржев, Зубцов, Сычевка.
"... За вторую половину дня 2.01 и первую половину 3.01 войсками фронта освобождено 40 населённых пунктов...
... ВВС фронта уничтожали отходящие части противника и прикрывали свои войска на поле боя. Всего было произведено 67 самолето-вылетов. Уничтожено до 100 автомашин, 60 повозок с грузом и пехотою, 3 бронемашины, до 350 фашистов. В воздушных боях сбито два Юнкерс-88 и один Дорнье - 217. На аэродроме Ржев повреждено 3 самолета.
Авиация противника в течении ночи и дня группами по 2-3 самолета атаковала боевые порядки наших войск. " (Из отчёта Об итогах боевых действий Калининского фронта за 3. 01.42г.)
На следующий день, 4 января, продолжая преследование, советские войска вели бои с частями прикрытия, преодолевая заграждения на дорогах и возле населённых пунктов. Но противник не просто усилил сопротивление, но и переходил в контратаки на многих направлениях. Авиация его, все более усиливавшаяся, активно атаковала порядки наступающих. Но летчики фронта вели свой счёт успешным действиям.
Они сделали 58 самолёто-вылетов, во время которых уничтожили до 85 автомашин до 120 повозок с грузом и пехотой, было убито до 300 солдат и офицеров врага. В бою и на аэродроме расправились с четырьмя самолётами.
Глава 4.
Фактор риска
и русский характер
Однако 6 января ситуация меняется. Вражеские войска стали активнее, возросла огневая плотность, увеличилось количество действующей артиллерии, участились контратаки, в боях отметились новые части.
В этот день погода не позволяла работать нашей авиации в полную силу, но все же трёх самолетов враги лишились.
Вообще условия января очень сильно осложняли работу военных летчиков. Туманы, снегопады, метели, облачность, плохая видимость и низкие температуры: 22-24, 27, 37 градусов... были для них ещё одним фактором риска.
В один из таких дней с аэродрома Климово из-за снежных заносов не смог подняться ни один из наших самолетов. Кстати, построен он был всего за полтора дня при толщине снега 30 сантиметров. Из строительной техники имелось два трактора, одна гладилка, сделанная своими руками, и два деревянных катка. Несколько раз при этом немецкие самолёты атаковывали и обстреливали из пулеметов людей и технику.
Если этот аэродром находился в 5 километрах от передовой, то другой, Лаврентьево, всего в 2,5 - 3 километрах от линии фронта. Предназначался он для работы на ЛАГГах. Его соорудили за 4 ночи. Этого требовала боевая и жизненная необходимость.
Враг был так силен, что каждый месяц наращивал свое присутствие в воздухе. Например, в декабре произвёл 397 самолето-вылетов (больше, чем в ноябре), то в марте довёл их максимальное количество до 7 246.
Что можно было противопоставить силе?
Только силу, помноженную на опыт, на храбрость, на личное мужество и товарищескую взаимовыручку.
Последнее качество было неоспоримым превосходством советских летчиков. Именно таким качеством отличался и летчик Алексей Гринчик.
Часто, находясь в худшем положении, он спасал своих товарищей тем, что отвлекал на себя противника и подставлял свой самолёт под удар. Это у него с детства - за своих горой!
Как выяснилось на практике, германские летчики обычно завязывали бой при явном своём численном превосходстве или хотя-бы при равном соотношении сил. Настойчивые и умелые атаки наших истребителей приносили отличный результат: "...даже при огромном численном перевесе, противник нес большие потери."
Золотое русское правило; бей не числом, а умением.
Вывод, к которому пришло командование ВВС фронта, однозначен : " У противника очень слабо развито чувство взаимопомощи в бою. Имели место случаи, когда большие группы истребителей противника после ПЕРВОЙ (выделено мной - авт) нашей атаки их ведущего, немедленно выходили из боя в беспорядочном состоянии."
(Продолжение следует)
.
Свидетельство о публикации №224100700446