Размышления о марксизме. - 17
Революция – это прогрессивная смена сущности общественно-экономической формации. Формация (или проще говоря, общественный строй) – это взятые в единстве способ производства и вся надстроечная система общественных отношений. Способом производства называются производственные отношения, рассматриваемые вместе с той системой производительных сил, с какой они связаны.
В основе революции, таким образом, лежит смена сущности производственных отношений, которая уже, как следствие, влечёт за собой и смену общественных отношений надстройки. Смена сущности производственных отношений касается прежде всего главной основы производственных отношений – собственности, то есть речь идёт или о смене вида частной собственности, или же (если имеется в виду социалистическая революция) об изменении самого характера собственности, о переходе от частной собственности к общественной.
В определении революции не случайно сказано – «прогрессивная смена». Революция – это переход вперёд в развитии человечества, а не назад. Главным признаком движения именно вперёд является способность новых производственных отношений дать уровень производительности, недосягаемый для прежних производственных отношений. Вот почему с экономической точки зрения революция не может считаться завершённой, пока устойчиво не достигнута такая производительность.
Теоретически такой подъём производительности кажется лёгким и понятным делом. Ведь если прежние производственные отношения уже стали не соответствовать уровню развития производительных сил и при своём действии неизбежно натыкаются на кризисные проблемы и возникающие отрицательности, то избавление от этих производственных отношений и замена их новыми, соответствующими уровню развития производительных сил, конечно же, даст большой импульс и широкий простор развитию. Но на практике это совсем-совсем не легко, так как голо-административная отмена прежних производственных отношений ещё не означает победное установление новых производственных отношений. Новые производственные отношения должны быть правильно найдены, освоены на деле и оформлены в чётко работающую систему. История показала, что решение этой задачи далеко не является простым и быстрым. Не говоря уже о той ситуации, когда движение к социализму начинается в стране, относительно отсталой, то есть в условиях, когда уровень развития производительных сил ещё не таков, чтобы могли нормально действовать новые производственные отношения.
Следовательно, революция – это довольно длительный процесс, решающий этап за этапом целый ряд сложных задач во всех сферах жизни общества.
Самое первое действие революции – овладение властью, переход власти в руки того класса, который и хочет, и может совершить все необходимые преобразования. Первостепенность этой задачи вполне понятна, - ведь власть это инструмент, орудие преобразований. Довольно странно, что некоторые люди называют революцией действие по овладению инструментом. Они говорят: «Революция совершилась в 1917 году». Нет, революция НАЧАЛАСЬ в 1917 году, только так будет правильно говорить.
Отсюда следует и та истина, что этот инструмент должен быть таким, чтобы им можно было осуществлять необходимые преобразования. Прежнее государство таким инструментом не является. Значит нужно не просто получить власть в уже имеющемся государственном механизме, а создать взамен его принципиально иной механизм. Поскольку осуществлять социалистические преобразования способен только пролетариат, то этот класс не может и не должен делиться властью с непролетарскими классами или позволять им ограничивать свою пролетарскую власть со стороны. То есть эта власть будет диктатурой пролетариата. Более подробно о диктатуре пролетариата надо будет сказать в будущих записях.
Всякой революции присущ свой характер и свои социальные движущие силы. Характер революции определяется тем, какие исторические противоречия она разрешает, какой общественный строй ниспровергает и какой создаёт ему на смену. Движущими силами революции называются классы, которые более или менее сознательно ставят перед собой задачи свержения старого общественного строя и установления нового и борются за осуществление этой задачи. Объяснять, что состав социальных движущих сил зависит от характера революции, а фактический итог революции зависит от качества её движущих сил, по-видимому, нет необходимости, это легко понятно любому.
Но в то же время обязательно нужно сказать о том, что ни абсолютно чистых по своему характеру революций, ни абсолютно чистых социальных движущих сил в действительности не бывает. Накопленные в старом обществе проблемы и противоречия очень пестры и разнообразны, точно так же пестро и разнообразно реальное общество. Общее революционное потрясение поднимает самые разные слои, и таким образом, всякая революция имеет некий составной характер. Когда мы говорим об определённом характере революции (например, социалистической), мы имеем в виду её главное, ведущее направление, её главную, конечную цель, но не забывая при этом об иных, сопутствующих ей, процессах, включённых в общий революционный поток.
В связи с этим ещё более повышается необходимость правильных союзов пролетариата с другими слоями общества. Даже и без этого фактора такие союзы необходимы, поскольку пролетариат не может выполнить свои задачи, сектантски противопоставив себя всему остальному обществу. Но этот фактор ещё более заставляет пролетариат взять на себя удовлетворение чаяний разнообразных течений общего потока, - естественно, подключая к этому активность самих заинтересованных в этом слоёв общества. Для того, чтобы главное, ведущее направление революции и главная, конечная цель не были потеряны, пролетариат в этих союзах должен сохранять своё главенство, или как говорят по умному – политическую гегемонию.
Не означают ли эти союзы, это привлечение других слоёв общества отход от диктатуры пролетариата? Нет, потому что пролетариат при этом не делится властью и не ограничивает её, а просто привлекает к своей работе, к работе именно в своих далеко идущих интересах, вспомогательные, сотрудничающие силы. Причём именно пролетариат властно решает, кого, для чего, в каких рамках и на каких условиях привлекать.
Другое дело, если революция ещё имеет не социалистический характер, если речь идёт пока не о социалистических преобразованиях (например, революция народно-демократическая). В этом случае власть должна быть у тех, кто осуществляет именно эти преобразования, то есть диктатура будет не пролетарской, а составной (народно-демократической). Но если пролетариат нацелен на социалистическую перспективу, он должен в этой составной диктатуре добиваться своего политического главенства, - разумеется, не путём бесцеремонного диктата, а путём заслуженно нарабатываемого авторитета.
Ввиду трудности задач и несомненной сложности обстановки, революция требует обязательнейшего высокого уровня организации и теоретического обеспечения. Без наличия революционной партии, - то есть руководящего органа, сочетающего в себе прочнейшую обоюдную связь с классом и необходимые теоретические знания, - победа революции невозможна.
Итак, социалистическая революция решает следующие задачи: 1) овладение властью и построение государства диктатуры пролетариата; 2) проведение изменений в правовой части отношений надстройки; 3) подавление неизбежного сопротивления политических врагов революции; 4) необходимое доразвитие или переоформление наличных производительных сил; 5) выработка, установление и освоение новых, социалистических, производственных отношений; 6) преобразование всех прочих отношений надстройки; 7) доведение развития производительных сил, производственных отношений и всего общества до уровня действительной, непосредственной, полноценно-коммунистической общественной собственности, до уровня полноценного коммунистического строя.
В позднесоветских учебниках мы можем прочитать следующее утверждение: «Социалистическая революция заканчивается установлением социализма». Кто-то может сказать, что мысль вполне логична, - ведь если революция социалистическая, то её конечная цель – социализм, и дальше она уже не нужна. Не будем играться в слова. Мы знаем, что за этими утверждениями стояло политическое желание новых власть имущих остановить дальнейшее развитие революции.
Цель революции – достижение полноценного коммунистического общества, и пока эта цель не достигнута, революция не может считаться законченной. В этом смысле, может быть, было бы правильней говорить – «антикапиталистическая» революция, а затем делить её на «социалистическую» (до социализма) и «коммунистическую» (на окончательном этапе). Но уж как терминология сложилась, так и сложилась, что ж тут поделаешь. Однако понимать суть дело надо правильно.
(Конец СЕМНАДЦАТОЙ ЗАПИСИ).
КОММЕНТАРИЙ ЧИТАТЕЛЯ deminded:
"А вас не смущает в ортодоксальном марксизме, что социалистическая революция поставлена там с ног на голову? Ведь и буржуазная, и феодальная революции сначала совершались в способе производства (что порождает новые отношения), потом — в социальных отношениях (появляются новые классы, которые начинают преследовать свои интересы), и только как вишенка на торте — политически (когда новые классы юридически оформляют свою экономическую гегемонию)."
МОЙ ОТВЕТ НА КОММЕНТАРИЙ:
Сразу хочу сказать, что несмотря на то, что у нас порой позиции расходятся, общаться с Вами интересно. Вы умеете ставить конкретные и нужные вопросы, и это очень полезно и для меня, и для тех, кто будет читать эти комментарии.
Я не могу употребить слово "смущает", но такой вопрос у меня возникал и я над ним много думал. Признаюсь, что я такой прибацанный человек, что всерьёз начал читать марксистские тексты в 13 лет, и поэтому, естественно, мне очень многое было непонятно и приходилось немало работать своей головой и искать нужную литературу.
Что касается конкретного ответа на Ваш вопрос, то близкую к этому тему я как раз хотел разобрать в следующей записи. Так давайте, чтобы не повторяться, я там и отвечу.
ОТВЕТ ЧИТАТЕЛЯ zxela НА КОММЕНТАРИЙ ЧИТАТЕЛЯ deminded:
"Думаю вы теряете непрерывную связь в движении и у себя в голове пытаетесь все этапы "расчленить". Это логически удобно, для человека, но приводит к неверному представлению движения. Забываете диалектическую связь всех процессов. Поэтому у вас и получилось, что Маркс встал на голову, а не вы, как на самом деле.
Смотрите что у вас получается. Сперва переворот в способе производства и только потом переворот в социальных отношениях. Получается историческая "дыра", не заполненная ничем. Такого не бывает. Способ производства перевернулся, то есть люди уже вступили в принципиально иные общественные производственные отношения, но социологически у вас они в них ещё не вступили, а только вступают. У вас как будто протекающий процесс переворота в способе производства не связан с социальным переворотом. А сам социальный переворот не связан с политическими изменениями (юридически это уже финал, сперва класс захватывает всё фактически).
В то время как в ортодоксальном марксизма всё происходит одновременно, но постепенно, охватывая всё большее количество людей. И когда людей в новых производственных и социальных отношениях становится критически много, тогда возможны формальные революции. То есть некая "революционная двухлетка", с повышенной активностью масс. Хотя можно обойтись и без неё. В марксизме революции могут проходить и формально "мирно". Не видные глазу непосредственно (в виде чёткой хронологии), но относительно легко вскрываемые методом марксизма.
Это как в любой точке материи действуют все законы сразу. Они "расчленяются" только в голове человека, для удобства. В действительности все изменения происходят одновременно. В этом сила марксизма, он дал принципиально новое понимание в движении материи и в связи разных явлений. Не "разрывы", как у вас выходит, а непрерывные процессы."
ОТВЕТ ЧИТАТЕЛЯ deminded ЧИТАТЕЛЮ zxela:
"Спасибо, вы конечно же правы — изменения идут параллельно... но всё-таки нельзя считать их просто плавным, непрерывным и одновременным переходом из одного состояния в другое.
Новый уклад зарождается, но новые производственные отношения, соответствующие ему, появляются не сразу, а развиваются постепенно. Соответственно новый способ трудовой деятельности, развиваясь, тянет за собой развитие своей социальной формы, и она требует осмысления и формального закрепления в надстройке.
Первое товарное производство, изготовление "на продажу" выполняется теми же крестьянами, или даже ещё раньше — рабами. Первые результаты всеобщего труда — изобретения — обрастают патентным правом, превращающими их в товар, и не создают ещё коммунистических отношений вседоступности по их поводу. Как и само свободное производство при самых првых своих формах создаёт новые отношения ещё только в производстве, но не в воспроизводстве трудящегося, который всё так же ещё вынужден продавать рабочую силу, собирать donations или жить на ренту.
Охват новым видом трудовой деятельности, новыми отношениями по поводу результатов труда действительно идёт постепенно, но качественное различие между предыдущим способом производства и новым начинает ощущаться, когда уклад становится господствующим: ещё вчера ту или иную торговую лицензию "жаловали" за выслугу или благородный род, и вот уже дворянские титулы и родовые имения торгуются, словно тюки шерсти... Ещё вчера корпорации пытались превратить общую разработку в проприетарный продукт и продавать его, обвешивая работников законами о принадлежности результатов их труда, а сегодня они уже создают целые отделы разработки, которым платят оклады за то, что те контрибьютят в открытый репозитарий...
"Разрывы" у нас в голове появляются не из саморазвития мысли или божественной милостью — они лишь отражают наблюдаемые нами реальные отношения процессов, а также качественные и скачкообразные изменения в материальной действительности, заметные в состояниях, когда они противопоставленны друг другу. Именно в этом и есть сила материализма."
Свидетельство о публикации №224100700519