От Тарса до Селевкии по священным местам
ОТ РАЗРУХИ К ВОЗРОЖДЕНИЮ
Деревня Горностаево, что недалеко от подмосковной Коломны, здесь мои корни по материнской линии. Мама Мария Александровна привезла меня сюда в свой родительский дом в голодное военное время, лютой зимой 1945 года на третий день после моего рождения. Материнское молоко у нее вскоре закончилось и я был бы обречен на голодную смерть, если бы не коза и корова, которых тогда держали мои дедуля и бабуля Макаровы Александр Иванович и Ольга Александровна. Спасибо им, с божией помощью, молитвами и молоком спасли и выкормили меня они тогда.
Сейчас мне уже под восемьдесят, и я снова живу здесь, исколесив во время государевой службы многие места нашей необъятной России. Так уж устроен человек, тянет его на землю своих предков.
Деревне Горностаево более четырех сот лет. Сейчас в деревне осталось 50 дворов, а были времена, когда это было большое село со своей церковью, освященной в честь Владимирской иконы Божией Матери. С этой церковью были связаны мои предки Макаровы: прадед Иван Федорович многие годы был старостой церковного прихода и погребен был на почетном месте возле входа в церковь, рядом с могилой настоятеля. Дед мой Александр Иванович, обладая высоким голосом, сам пел, а затем и руководил церковным хором. В советские времена церковь была разрушена, а могилка моего прадеда, как и могилы других односельчан, были снесены бульдозером - расчищали строительную площадку под создание совхоза Индустрия.
Мама моя в то время заканчивала обучение в церковно-приходской школе и в памяти ее отчетливо сохранилось, как срывали крест с купола церкви. Власти хотели сделать это тайком от деревни, но не получилось. Учитель церковно-приходской школы прервал занятия и вывел учеников к храму. Жители деревни Горностаево тоже собрались в этот день вокруг своего храма, все стояли молча. Они молчали, напуганные прокатившимися репрессиями, когда при создании в деревне первого колхоза под названием «Красный муравейник», подворья некоторых зажиточных крестьян была разорены («раскулачены»), а их семьи были сосланы, кто за Урал, кто в Архангельскую губернию.
Приехал трактор Фордзон с длинной веревкой, связанной из нескольких конных вожжей. Один из приезжих активистов, будущих строителей совхоза, забрался на купол и накинул удавку на крест. Фордзон, рявкнув и выпустив клубы сизого дыма, рванул с места. Крест затрещал и , ударяясь сначала о купол, а затем о кровлю алтарной части храма, рухнул на землю...
Собравшиеся сельчане и ученики школы в этот миг тоже рухнули наземь... Стоя на коленях, долго молились и беззвучно плакали, окропляя слезами многострадальную землю...
Спустя время, взорвали алтарную часть храма и то, поддалась она новоиспеченным «совхозникам» не с первой попытки.., пришлось подвезти еще порцию взрывчатки. А трапезную часть оставили нетронутой, мол, пригодится. Впоследствии устроили в ней клуб для кино и танцев, а затем совхозный склад...
Но мало того, что уничтожили церковь, но... и священника тоже. Батюшка (мама помнила лишь его фамилию — Богоявленский) был арестован и расстрелян в Бутовском карьере в Москве.
Не случилось счастья совхозу Индустрия, построенному на разрушении духовного наследия и на костях наших предков (до сих пор сельчане задаются вопросом - неужели нельзя было построить совхозные дома в стороне от сельского кладбища, ведь столько земли свободной было вокруг?). Развалился совхоз в двухтысячные годы... А на землях его возникло несколько сельхозпредприятий с частным капиталом. Не все жители поселка тогда успешно вписались в изменившуюся систему организации труда капиталистических хозяйств с повышенным вниманием к профессионализму работников и жесткой дисциплине. Многие из них не успели перестроиться и были выкинуты на «обочину жизни». С горя запили, многие беспробудно, днями проводя за бутылкой в прибрежных зарослях ивняка на реке Северка. А потом, разгоряченные спиртным, бросались охладиться в реку, ныряя с крутого берега и ломая позвоночники, врезавшись головой в дно... Вылавливали трупы их потом спасатели.... Другие же потихоньку умирали медленной смертью, отравив спиртным свои жизненно важные органы.... А их родня , видя медленную гибель, металась в поисках помощи, по наркологам, занимавшихся «кодированием». Бесполезно....
Но времена изменились, церковь наша, простояв долгие годы разрушенной и оскверненной, начала восстанавливаться с 2015 года, когда настоятелем сюда был назначен иеромонах отец Иоанн из Бобренева мужского монастыря, что под Коломной. Как вспоминает сейчас батюшка, он встретил здесь "заповедник" безбожия. И не мудрено, за 80 лет отсутствия церкви люди забыли о Боге, христианские заповеди для них стали чуждыми... Отцу Иоанну нужно было начинать, как говорят, с нуля: не только восстанавливать храм, но и приложить "руки" к устранению "разрухи" в головах жителей.
Нужно было менять обстановку в душах людей, вернуть их к корням своим, к утерянным традициям семьи, ответственности и сопричастности к судьбам близких людей... За эту очень тонкую и важную работу и взялся сельский батюшка отец Иоанн. При поддержке и с благословения митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия начал восстановительные работы, постепенно превращая здание из складского помещения в храм, всячески добиваясь финансирования неотложных работ. Да и люди включились в процесс возрождения храма, жертвуя посильную помощь. Батюшке нужно было сделать так, чтобы люди его поняли и приняли...
И нужно сказать, что ему это удалось, местные люди снова, как и в былые времена, потянулись к церкви. С верой в Бога и надеждой на помощь в тяжелейших жизненных ситуациях.
Тут и я познакомился с батюшкой, закупив и привезя в храм нужную церковную утварь. А потом загорелся идеей поддержать возрождение школы для детей при церкви в том же здании, где 80 лет назад училась моя мама. А пришел я к этому не только из этих соображений. Так получилось, что я засомневался в своих ранее атеистических взглядах, когда увлекся на пенсии идеями самооздоровления, построив для этого на приусадебном участке домашнюю лабораторию и оснастив ее инновационными медицинскими приборами, собственными разработками. А занявшись на этой базе, как радиоинженер по образованию, изучением получения информации о состоянии органов и тканей человека с помощью сверхслабых магнитных полей, то экспериментально на самом себе получил многие, шокирующие меня, результаты. И я не мог найти им более - менее научные объяснения. Это имея за плечами ученую степень и более чем тридцатилетний опыт экспериментальных научных исследований, правда в другой области... Нет объяснений полученным результатам, кроме как существованием в природе каких-то таинственных, неведомых связей... Возможно об этом догадывались наши далекие предки много веков назад, назвав их божественными...
Отец Иоанн рассказал мне о многочисленных случаях исцеления больных людей Христом и его учениками, описанных в Библии. И однажды у нас родилась идея поближе познакомиться с библейскими местами, посетив часть из них. Батюшке помолиться, а мне собрать и зафиксировать данные для дальнейших исследований, изучить эти места с точки зрения получения ответа на мои изыскания. Когда я думал о чудодейственности этих мест, то имел ввиду обнаружить здесь источники информации, благотворно влияющей на здоровье человека. Я не экстрасенс какой-то, а радиоинженер "советской школы", обладающий соответствующей аппаратурой и сделавший свои методики.
Так и состоялась эта совместная с батюшкой поездка по священным библейским местам по провинции Мерсин, Турция. Чтобы она прошла для меня плодотворно, я заранее разработал и опробовал соответствующие методики получения, полезной для моих опытов, информации.
Мерсин, по словам историков, "нагромождение множества цивилизаций, одна над другой". В древние времена эта земля называлась Киликией, а город назывался Солой ("Солнце") и являлся центром философии и науки. В это же время город привечал пиратов и они, в знак благодарности, построили красивый проспект с величественными колоннами, спускавшимися к морскому причалу. До нашего времени с тех языческих времен сохранились несколько десятков колонн.
Во времена Римской империи римский генерал Помпей покончил с пиратством, заново отстроил город и дал ему свое имя Помпеиполис.
Во времена Византии эта земля стала центром епископства, было построено множество христианских церквей. Здесь в Тарсе ( ныне Тарсус) родился и проповедовал христианство Святой Первоапостол Павел. А в тогдашней Селевкии (ныне Силифке) жила его ученица Святая Первомученица Фекла.
Во время этой поездки родилось несколько коротких рассказов, которые я вам представляю здесь по мере их готовности к размещению.
НА РОДИНЕ СВЯТОГО ПЕРВОАПОСТОЛА ПАВЛА
Город - миллионник Мерсин встретил нас сухой жаркой погодой и освежающими средиземноморскими бризами. Сам город необычайно красив, тянется на несколько десятков километров вдоль берега моря. С севера город защищен горами Торос, которые обеспечивают здесь свой микроклимат, отличный от других мест Турции. Как говорят местные жители, здесь круглый год лето: сначала раннее лето, затем лето, затем позднее лето. Солнечных дней здесь 300 в году! Но не суть..., хотя за время короткого путешествия, понежиться под солнцем и искупаться в Средиземном море мы все же успели.
И вот почти в центре города прямо среди многоэтажек перед нами открылась земля древнего Помпеиполиса с остатками некогда величественных колонн вдоль проспекта, ведущего к древнему порту. Они и сейчас поразили наше воображение своим величием... Но долго мы здесь не задержались. Наш путь лежал в Тарсус, что в сорока километрах от Мерсина, на родину Святого Первоапостола Павла.
Все время в пути заняли наши расспросы отца Иоанна о том, что и как было в этих местах в те времена раннего христианства. И тут наш батюшка дал волю воспоминаниям уроков истории, прослушанных сначала в духовной семинарии в Коломне, а затем в духовной академии в Сергиевом Посаде. Освежив предварительно свои знания на специальных богословских сайтах, он с удовольствием делился с нами историей возникновения и распостранения христианства. Для читателей здесь приведу лишь краткий вариант пересказа батюшкой исторических сведений, касающихся этих мест, входивших в тогда в состав Римской империи:
"Древний город Тарс, ныне Тарсус, за несколько десятилетий до Рождества Христова был определен, как место пребывания римского наместника. Город в те времена славился своей развитой промышленностью, торговлей, учебными заведениями. Среди местных народностей - язычников, живущих в городе и окрестностях, присутствовали многочисленные иудейские колонисты. Они поддерживали тесные связи с главной синагогой в Иерусалиме. Среди видных членов иудейского сообщества выделялся фарисей Савл, родившийся в Тарсе.
С возникновением христианства началось его быстрое распостранение на Киликию, поскольку путь из Иерусалима был достаточно легко преодолим путниками, горы здесь невысокие, в основном плоскогорье. Это видим и мы сейчас, проезжая здесь по прекрасному автобану.
Савл же, бывший вначале фарисеем, участвовал в гонениях на первых христиан, пришедших в Тарс. Но ситуация изменилась, после того как Савл ослеп при путешествии в Дамаск после яркой вспышки света на небе и голоса Иисуса: « Савл, Савл! Что ты гонишь меня?»
Дойдя до Дамаска, он был там исцелен евреем — христианином Ананием, снова став зрячим. После этого Савл, поверив в Иисуса, принял крещение.
Находясь на Кипре и обратив к Христу местного проконсула Сергия Павла, Савл стал именоваться Павлом."
Появившийся впереди дорожный указатель известил нас, что до поворота с автобана на Тарсус осталось 500 метров. Батюшка предупредил, что он не успевает рассказать историю о многочисленных деяниях Павла по созданию христианских общин и распостранению христианства, о его заслугах, за которые христиане впоследствии назвали его одним из Апостолов Христа.
- Очень интересно,- я отправляю вас к известным публикациям на эту тему, завершил рассказ отец Иоанн.
Нам же предстояло, прибыв в Тарсус, найти дом, в котором родился и жил будущий Первоапостол Павел.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №224100700550
Интересна и турецкая часть в этом рассказе.
Елена Баранова 6 29.11.2024 20:07 Заявить о нарушении