От Тарса до Селевкии по священным местам

               
                ОТ РАЗРУХИ К ВОЗРОЖДЕНИЮ
    Деревня Горностаево, что недалеко от подмосковной Коломны, здесь мои корни по материнской линии.  Мама Мария Александровна привезла меня сюда в свой родительский дом в голодное военное время, лютой зимой 1945 года на третий день после моего рождения. Материнское молоко  у нее вскоре закончилось и я был бы обречен на голодную смерть, если бы не коза и корова, которых тогда держали мои дедуля и бабуля Макаровы Александр Иванович и Ольга Александровна. Спасибо им, с божией помощью, молитвами и молоком спасли и выкормили меня они тогда.
     Сейчас мне уже под восемьдесят, и я снова живу здесь, исколесив во время государевой службы многие места нашей необъятной России. Так уж устроен человек, тянет его на землю своих предков.
    Деревне Горностаево  более четырех сот лет. Сейчас в деревне осталось 50 дворов, а были времена, когда это было большое село со своей церковью, освященной в честь Владимирской иконы Божией Матери. С этой церковью были связаны мои предки Макаровы:  прадед Иван Федорович многие годы был старостой церковного прихода и погребен был на почетном месте возле входа в церковь, рядом с могилой настоятеля. Дед мой Александр Иванович, обладая высоким голосом, сам пел, а затем  и руководил церковным хором. В советские времена церковь была разрушена, а могилка моего прадеда, как и могилы других односельчан, были снесены бульдозером - расчищали строительную площадку под создание совхоза Индустрия.
  Мама моя в то время заканчивала обучение в церковно-приходской школе и в памяти ее отчетливо сохранилось, как срывали крест с купола церкви. Власти хотели сделать это тайком от деревни, но не получилось. Учитель церковно-приходской школы прервал занятия и вывел учеников к храму. Жители деревни Горностаево тоже собрались в этот день вокруг своего храма, все стояли молча. Они молчали, напуганные прокатившимися репрессиями, когда при создании в деревне первого колхоза под названием «Красный муравейник», подворья некоторых зажиточных крестьян была разорены («раскулачены»), а их семьи были сосланы, кто за Урал, кто в Архангельскую губернию.
      Приехал трактор Фордзон с длинной веревкой, связанной из нескольких конных вожжей. Один из приезжих активистов, будущих строителей совхоза, забрался на купол и накинул удавку на крест.  Фордзон, рявкнув и выпустив клубы сизого дыма, рванул с места. Крест затрещал и , ударяясь сначала о купол, а затем о кровлю алтарной части храма, рухнул на землю...
   Собравшиеся сельчане и ученики школы в этот миг тоже  рухнули наземь... Стоя на коленях, долго молились и беззвучно плакали, окропляя слезами многострадальную землю... 
   Спустя время, взорвали алтарную часть храма и то, поддалась она новоиспеченным «совхозникам» не с первой попытки.., пришлось подвезти еще порцию взрывчатки. А трапезную часть оставили нетронутой, мол, пригодится. Впоследствии устроили в ней клуб для кино и танцев, а затем совхозный склад...
   Но мало того, что уничтожили церковь, но... и священника тоже. Батюшка (мама помнила лишь его фамилию — Богоявленский) был арестован и расстрелян в Бутовском карьере в Москве.
   
     Не случилось счастья совхозу Индустрия, построенному на разрушении духовного наследия и на костях наших предков (до сих пор сельчане задаются вопросом - неужели нельзя было построить совхозные дома в стороне от сельского кладбища, ведь столько земли свободной было вокруг?). Развалился совхоз в двухтысячные годы... А на землях его возникло несколько сельхозпредприятий с частным капиталом. Не все жители поселка тогда успешно вписались в изменившуюся систему организации труда капиталистических хозяйств с повышенным вниманием к профессионализму работников и жесткой дисциплине. Многие из них не успели перестроиться и были выкинуты на «обочину жизни».  С горя запили, многие беспробудно, днями проводя за бутылкой в прибрежных зарослях ивняка на реке Северка. А потом, разгоряченные спиртным, бросались охладиться в реку, ныряя с крутого берега и ломая позвоночники, врезавшись головой в дно... Вылавливали  трупы их потом спасатели.... Другие же потихоньку умирали медленной смертью, отравив спиртным свои жизненно важные органы.... А их родня , видя медленную гибель, металась в поисках помощи, по наркологам, занимавшихся «кодированием». Бесполезно.... 
   Но времена изменились, церковь наша, простояв долгие годы разрушенной и оскверненной, начала восстанавливаться с 2015 года, когда настоятелем сюда был назначен иеромонах отец Иоанн из Бобренева мужского монастыря, что под Коломной. Как вспоминает сейчас  батюшка, он встретил здесь "заповедник" безбожия. И не мудрено, за 80 лет отсутствия церкви люди забыли о Боге,  христианские заповеди для них стали чуждыми... Отцу Иоанну нужно было начинать, как говорят, с нуля: не только восстанавливать храм, но и приложить "руки" к устранению "разрухи" в головах жителей. 
    Нужно было менять обстановку в душах людей, вернуть их к корням своим, к утерянным традициям семьи, ответственности и сопричастности к судьбам близких людей... За эту очень тонкую и важную работу и взялся сельский батюшка отец Иоанн. При поддержке и с благословения  митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия начал восстановительные работы, постепенно превращая здание из складского помещения в храм, всячески добиваясь финансирования неотложных работ. Да и люди включились в процесс возрождения храма, жертвуя посильную помощь. Батюшке нужно было сделать так, чтобы люди его поняли и приняли...
    И нужно сказать, что ему это удалось, местные люди снова, как и в былые времена, потянулись к церкви. С верой в Бога и надеждой на помощь в тяжелейших жизненных ситуациях.
   Тут и я познакомился с батюшкой, закупив  и привезя в храм нужную церковную утварь. А потом загорелся идеей поддержать возрождение школы для детей при церкви в том же здании, где 80 лет назад училась моя мама. А пришел я к этому не только из этих соображений. Так получилось, что я засомневался в своих ранее атеистических взглядах, когда увлекся на пенсии идеями самооздоровления, построив  для этого на приусадебном участке домашнюю лабораторию и оснастив ее инновационными медицинскими приборами, собственными разработками. А занявшись на этой базе, как радиоинженер по образованию, изучением получения информации  о состоянии органов и тканей человека с помощью сверхслабых магнитных полей, то экспериментально на самом себе получил многие, шокирующие меня, результаты. И я не мог найти им более - менее научные объяснения. Это имея за плечами ученую степень и более чем тридцатилетний опыт экспериментальных научных исследований, правда в другой области... Нет объяснений полученным результатам, кроме как существованием в природе каких-то таинственных, неведомых связей...  Возможно об этом догадывались наши далекие предки много веков назад, назвав их божественными...
   
   Отец Иоанн рассказал мне о многочисленных случаях исцеления больных людей Христом и его учениками, описанных в Библии. И однажды у нас родилась идея поближе познакомиться с библейскими местами, посетив часть из них. Батюшке помолиться, а мне собрать и зафиксировать данные для дальнейших исследований, изучить эти места с точки зрения получения ответа на мои изыскания.  Когда я думал о чудодейственности этих мест, то имел ввиду обнаружить здесь источники информации, благотворно влияющей  на здоровье человека. Я не экстрасенс какой-то, а радиоинженер "советской школы", обладающий соответствующей аппаратурой и сделавший свои методики.
   Так и состоялась эта совместная с батюшкой поездка по священным библейским местам по провинции Мерсин, Турция. Чтобы она прошла для меня плодотворно, я заранее разработал и опробовал соответствующие методики получения, полезной для моих опытов, информации.

     Мерсин, по словам историков, "нагромождение множества цивилизаций, одна над другой". В древние времена эта земля называлась Киликией, а город назывался Солой ("Солнце") и являлся центром философии и науки. В это же время город привечал пиратов и они, в знак благодарности, построили красивый проспект с величественными колоннами, спускавшимися к морскому причалу. До нашего времени с тех языческих времен сохранились несколько десятков колонн.
  Во времена Римской империи  римский генерал Помпей покончил с пиратством, заново отстроил город и дал ему свое имя Помпеиполис.
   Во времена Византии эта земля стала центром епископства, было построено множество христианских церквей. Здесь в Тарсе ( ныне Тарсус) родился и проповедовал христианство Святой Первоапостол Павел. А в тогдашней Селевкии   (ныне Силифке) жила его ученица Святая Первомученица Фекла.
   Во время этой поездки родилось несколько коротких рассказов, которые я вам представляю здесь по мере их готовности к размещению.
   
                НА РОДИНЕ СВЯТОГО ПЕРВОАПОСТОЛА ПАВЛА      
    
    Город - миллионник Мерсин встретил нас сухой жаркой погодой и освежающими средиземноморскими бризами. Сам город необычайно красив, тянется на несколько десятков километров вдоль берега моря. С севера город защищен горами Торос, которые обеспечивают здесь свой микроклимат, отличный от других мест Турции. Как говорят местные жители, здесь круглый год лето: сначала раннее лето, затем лето, затем позднее лето. Солнечных дней здесь 300 в году! Но не суть..., хотя за время короткого путешествия, понежиться под солнцем и искупаться в Средиземном море мы все же успели.
    И вот почти в центре города прямо  среди многоэтажек перед нами открылась земля древнего Помпеиполиса с остатками некогда величественных колонн вдоль проспекта, ведущего к древнему порту. Они и сейчас поразили наше воображение своим величием... Но долго мы здесь не задержались. Наш путь лежал в Тарсус, что в сорока километрах от Мерсина, на родину Святого Первоапостола Павла.
  Все время в пути заняли наши расспросы отца Иоанна о том, что и как было в этих местах в те времена раннего христианства. И тут наш батюшка дал волю воспоминаниям уроков истории, прослушанных сначала в духовной семинарии в Коломне, а затем в духовной академии в Сергиевом Посаде. Освежив предварительно свои знания на специальных богословских сайтах, он с удовольствием делился с нами историей возникновения  и распостранения христианства. Для читателей здесь приведу лишь краткий вариант пересказа батюшкой исторических сведений, касающихся  этих мест, входивших в тогда в состав Римской империи:
  "Древний город Тарс, ныне Тарсус, за несколько  десятилетий до Рождества Христова был определен, как место пребывания римского наместника. Город в те времена славился своей развитой промышленностью, торговлей, учебными заведениями. Среди местных народностей - язычников, живущих в городе и окрестностях, присутствовали многочисленные иудейские колонисты.  Они поддерживали тесные связи с главной синагогой в Иерусалиме. Среди видных членов иудейского сообщества выделялся фарисей Савл, родившийся в Тарсе. 
      С возникновением христианства началось его быстрое распостранение на Киликию, поскольку путь из Иерусалима был достаточно легко преодолим путниками, горы здесь невысокие, в основном плоскогорье. Это видим и мы сейчас, проезжая здесь по прекрасному автобану.
    Савл же, бывший вначале фарисеем, участвовал в гонениях на первых христиан, пришедших в Тарс. Но ситуация изменилась, после того как Савл ослеп при путешествии в Дамаск после яркой вспышки света на небе и голоса Иисуса: « Савл, Савл! Что ты гонишь меня?»
      Дойдя до Дамаска, он был там исцелен евреем — христианином Ананием, снова став зрячим. После этого Савл, поверив в Иисуса, принял крещение.
   Находясь  на Кипре и обратив к Христу местного проконсула Сергия Павла, Савл стал именоваться Павлом."
   Появившийся впереди дорожный указатель известил нас, что до поворота с автобана на Тарсус осталось 500 метров. Батюшка предупредил, что он не успевает рассказать  историю о многочисленных деяниях Павла по созданию христианских общин и распостранению христианства, о его заслугах, за которые христиане впоследствии назвали его одним из Апостолов Христа.
   -  Очень интересно,- я  отправляю вас к известным публикациям на эту тему, завершил рассказ отец Иоанн.
    Нам же предстояло, прибыв в Тарсус, найти дом, в котором родился и жил будущий Первоапостол Павел.
               
                Продолжение следует
      
    


    


Рецензии
Как всегда на одном дыхании прочитался рассказ, с нетерпением буду ждать продолжения. История деревни Горностаево напомнила мне историю моей деревни, где проходили мои школьные каникулы, это деревня Данево Касимовского района Рязанской области. Там до сих пор стоит церковь без купола, такие были времена в истории нашей страны. Радует то, что церковь и деревня начали потихоньку возрождаться и я не сомневаюсь, что настанет время, когда и наша церковь засияет новым куполом.
Интересна и турецкая часть в этом рассказе.

Елена Баранова 6   29.11.2024 20:07     Заявить о нарушении