Семь интересных фактов из истории Нахичевани

1.

«Ной переселился на то место, где теперь находится город Нахичевань; он заселил это место своим семейством и здесь положил основание будущему городу… После этого Ной и семейство его долгое время жили в Нахичевани и отсюда, по преданию, стал распространяться род человеческий. Сам Ной и сестра его и другие члены его семейства умерли в Нахичевани и здесь же были погребены.

Ноева гробница находится на южной стороне города, вблизи остатков старой крепости. В настоящем виде она была возобновлена персиянами в VIII столетии, во время их обладания Нахичеванью.

Некоторые персидские и армянские историки (Лазарь Джагранский, географ Гамид Улла Касбинский и Стефан Орбелиани) относят основание города Нахичевани к 1539 году до Р.Х. и удостоверяют, что он был «прекраснейшим и известнейшим городом на свете». По их известиям, в городе Нахичевани в период цветущего состояния его, еще в IV столетии, было до 30 000 домов или около 150 000 жителей, отличавшихся богатством и производивших обширные торговые операции» [К.А. Никитин. Нахичевань и Нахичеванский уезд.//СМОМПК. Вып. 2. Тифлис, 1882 г., стр. 111-113].

2.

В иранском географическом сочинении XIII века «Аджа’иб Ад-Дунйа» («Чудеса мира») жители Нахчевана описываются следующим образом: «Люди его (Нахчевана) приятные по характеру и красивые; суннитского и шиитского толков; они бойцы за веру (гази), храбры, стрелки из лука и гостеприимны к чужеземцам; язык (их) приятный, нахчеванцы могут говорить на всех языках, а на их языке никто не может разговаривать» [Чудеса мира (Аджа’иб Ад-Дунйа). Географическое сочинение XIII в. на персидском языке (Новый источник по исторической географии Азербайджана и Армении).//Ученые записки института востоковедения. Том IX. 1954 г., стр. 209-210].

Приведенный источник свидетельствует, что древние и средневековые жители Нахчевана не были ни армянами, ни тюрками, ни грузинами, ни курдами, ни арабами. Кем же они были? Об этом свидетельства далее.

3.

Армянская форма написания названия Нахчевана в виде Нахичевань (Нахичеван) является, по мнению выдающегося армянского филолога и знатока древнеармянской литературы академика С.С. Малхасянца, сознательно сделанным искажением. Ученый пишет: «Слово Нахчаван по составу означает местность Нахча... Но в XVIII в. армянские грамотеи его истолковали иначе: Нахичеван (первая стоянка), в связи с преданием, будто Ной, сойдя с горы, тут, на месте этого города, построил свою первую стоянку. На основе этой наивной этимологизации с тех пор название этого города стали писать Нахичеван» [История епископа Себеоса, перевод с четвертого исправленного армянского издания Ст. Малхасянца. Ереван, 1939 г., стр. 157, примеч. 90].

Таким образом, армянский ученый поясняет, что древнейшей, изначальной формой названия этого города являлось Нахчаван – «местность (van) Нахча». Что касается современной формы Нахичевань (Нахичеван), то она появилась лишь в XVIII веке с легкой руки образованных армян («армянских грамотеев»).

5.

Кем же были эти средневековые жители Нахчевана (Нахичевани)? Подтверждая мнение акад. С.С. Малхасянца, известный ученый, сотрудник Института истории АН АзССР д.и.н. З.И. Ямпольский считал, что в этом городе обитали представители «племени нахчи» [З.И. Ямпольский. О значении слова ван в имени Нахичевань. (К анализу имени Нахичевань).//Известия АН Аз. ССР. Баку, 1961 г., №1, стр. 14]. Вслед за З.И. Ямпольским, многие азербайджанские ученые также напрямую связывают название города Нахчавана (Нахичевани) «с названием племени нахчи, издревле населявшего эту территорию», одновременно с этим увязывая название города (и, следовательно, этническое имя его древних основателей) с именем Ноя (Ноаха, Нуха) [Т. Халилов, Я. Рахимов. История Нахчывана в русских источниках.//«АВРАСИЯ», янв. 2014 г., стр. 75].

6.

При этом не будем забывать, что и сами чеченцы в своих этногенетических преданиях (тептарах) также напрямую связывали свое самоназвание нахче//нохчий с одним из 5 древних городов с названием Нахчеван [Н.С. Семенов. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб., 1896 г., стр. 214].

7.

Кроме того, чеченцы исстари связывают свое самоназвание (нахче//нохчий) с именем пророка Ноя (Ноаха, Нуха, Наха, Нахума) [Е.П. Савельев. Древняя история казачества. Часть 1-я. Новочеркасск, 1915 г., стр. 17].
____________________
[На фото гробница Ноя в Нахчеване (Нахичевани)]


Рецензии