Мистический символизм Гофмана

Щелкунчик, Дроссельмайер, Крысиный Король - что они символизируют?
 
В любой сказке мы можем наблюдать процессы волшебной трансформации. Этим и отличается сказка от реализма, в сказках законы физические переходят в метафизику, и все эти превращения являются метафорой преображения человеческой психики, мира внутреннего, как отражения мира внешнего.

  Само слово пре-вращение содержит в себе корень "вращение". Из курса физики мы знаем, что внутри атома существуют электроны, вращающиеся вокруг ядра. И любая материя состоит из бесчисленного количества вихрей, если вращение дисгармонично, то это уже называется из-вращение, в русском языке есть уже все ответы.

  Художник занимается тем, что трансформирует материю по своему усмотрению, в этом он уподобляется Высшему Разумному Творцу, являясь частью общего Замысла.
 
  В европейских сказках мы часто встречаем такой сюжет: злая колдунья превращает прекрасного принца в животное - медведя или оленя, например. Немецкий романтик 18-го века Теодор Гофман придумал совершенно новый, необычный прием для  трансформации персонажа  - он заключил Принца в тельце нелепого существа- Нуткракера - Щелкунчика для орехов. В сказке Щелкунчик описан как странный деревянный человечек в камзоле, "шапочке рудокопа" с огромными зубами и грустным взглядом.

  Как и в других подобных историях, разбить заклинание способна будет прекрасная особа женского пола, которая его полюбит, несмотря ни на что. И любовь эта будет исходить непосредственно из самого сердца.

  Поскольку сказка всегда многослойна, то и читать её следует как метафорический коэн для разгадки тайны бытия. Соединение мужского и женского начала в сказках всегда означает гармонизацию энергий инь и янь в самом высшем проявлении индивидуальности человека и самого мироздания.
 
  Соединение дуальности инь и янь через сердце - это и есть золотой срединный путь, Священный Грааль, и он символизирует воссоединение души с изначальным Источником Творца.

  Заколдованность, закодированность реальности и стремление её расколдовать - это один из самых важных ключей любой сказки.

  Кто же такой Дроссельмайер у Гофмана?
Майер по-немецки "величественный", этимология слова "дроссель" отсылает к латинскому "ограничитель", "управитель"
Известно, что Гофман принадлежал к германской масонской ложе "Вольных Каменщиков", наследников супертехнологий Атлантиды.
Кем является Дроссельмайер в сказке про Щелкунчика?
Днем он - советник в суде, а по вечерам ремонтирует часы и мастерит игрушки. То есть, он контролирует законы, время и материю.
По сути, Дроссельмайер - это Архитектор Матрицы.

  Еще одна особенная деталь в образе Дроссельмайера - он был одноглазый (отсылка к глазу Гора у масонов и к Всевидящему Оку Дельты), а также Дроссельмайер является крестным отцом девочки с библейским именем Мари. В христианской традиции фигура крестного - это исключительно важный персонаж в жизни человека, он и наставник и духовный представитель, и посредник в религиозных церемониях. Не нужно еще и забывать, что весь сюжет разворачивается в священный праздник Рождества Христова, центральный для европейской цивилизации.

  Самые великие сказочники, такие, как Гофман, понимали роль человека в мироздании, и Щелкунчик был олицетворением живой эволюции человека из простого голема из земли и глины, с превращением его из прекрасного Принца- космического существа - с обратным возвращением к своему первоначальному образу, через личный подвиг и бесстрашие, и это есть преодоление страха смерти во имя христианской Любви к ближнему.


  В то время как Крысиный Король - это весь тот конгломерат субличностей, привычек, склонностей, существующих в одном, даже самом обычном человеке, управляемых одной сущностью под названием Эго.

  Вы спросите: каким же образом всё это применимо к реальной жизни, такой НЕсказочной, где всё подчиняется крайне жёстким законам и где нет места никаким волшебным трансформациям?

  А просто допустите, что вы и есть нелепый "неправильный" Щелкунчик, внутри которого томится прекрасная душа, его создал Маэстро Дроссельмайер, и для того чтобы превратиться обратно в Принца, вам предстоит стать воином и сразиться с многоголовым Крысиным Королём, и вся эта борьба будет происходить внутри вас со всеми вашими многоголовыми гидрами эго.

  Финал сказок - это свидетельство прохождения души по духовному пути, через препятствия, уроки, квесты и уровни материального плана.

Читая сказки и глубоко осмысливая текст, читатель становится непосредственным интерпретатором замысла художника, и тогда процесс чтения превращается в теургическую мистерию, где исчезает дуализм "автор-читатель" и тогда вместо читателя проявляется сотворец и соавтор. 


Рецензии