Две увертюры
Как-то так.
Князь Андрей Михайлович Волконский, когда ваял музыку к "Мертвому сезону", уже - на своем островке звука - умел все. Клавесинист и органист, родился в Женеве, ребенком играл свои импровизации Рахманинову, здесь сочинял много и разное, основатель Московского камерного оркестра и ансамбля "Мадригал".
Ничего не знаю о том, как Савва Кулиш и Андрей Волконский делали ЭТО. Вряд ли это был всплеск и быстрая победа, оба, насколько известно, были молчуны и предпочитали всему - ТИШИНУ. Кто выступил первым, кто коснулся этого настроения, развил его, усилил, обнажил, ввел лейтмотив одиночества - не болезненного, скорее привычного - не знаю.
Но - вышло нечто неслыханное. Черно-белый мир героя может только ТАК звучать, отмерять ритм сердца, походку, тихие монологи.
Что это? Блюз? Клавесин в блюзовой парадигме? Не берусь судить - ни черта в этом не понимаю. Но - не оставляет ощущение - "музЫку я разьял, как труп" - Волконский безжалостно убирает малейшие кружевца или ПОДзвуки, его ГИМН ОДИНОЧЕСТВУ - остов, ничем не прикрытый, и от этого - невероятной силы...
Предпочитаю, будучи профаном, иногда - редко - вынимать из закромов - и несколько минут в этом жить.
2. Забить на послеобеденные лекции, перехватить стакан кефира с пирожком в микроскопическом институтском буфете, и бегом на волю, в пампасы!
Посреди дворянской части моего родного города возвышался помпезный, но местами облезлый кинотеатр "Патрия" (уточняю, не "Партия", а вполне себе "Родина" на тогда еще молдавском языке). При румынах там был офицерский клуб, лепнина, плюшевые кресла и даже ложи остались с румынских времен, и были, как нам казалось, всегда.
Примчаться, цапнуть билет, затихнуть в предвкушении, рецепторы ясные, юность, краски - ярче некуда, впереди - Бельмондо и пиф-паф, ура!
"Частный детектив". 1976.
Нет, ну, что за прелесть. Начало - голубоватый туман, Роттердамский порт, великолепный Жан-Поль, нож-выкидушка, манеры, джинсы, туфли на каблучищах, пароходные гудки, начало темы - губная гармошка - крутейшая, виртуозная, а потом...
Мама дорогая. Гром небесный. И скрытая угроза, и ярость, и напряжение, и главное - все впереди, Бельмондо как рыба в воде...
Музыка - аперитив. Здесь и сейчас - восхитительно. Все, что в тебе бродит, мальчишество, агрессия, буйное воображение, восторг и зависть при виде появляющейся в финале бутылки шампанского "Великий Век Лорана Перье" - все отдал.
Нанизал этот фильм на булавку, и поместил рядом с "Большой жратвой", " Историей Биргит Хаас", " Старым ружьем"...
Композитор - Мишель Коломбье. Много писал для французского кино, но тут - превзошел самого себя.
Виват!
Свидетельство о публикации №224100700972
Красиво. Проникновенно. Хочется тут же включить и послушать.
Сверить ощущения. Не получится.
Верю на слово.
Спасибо, Док!
Рина Приживойт 11.10.2024 10:32 Заявить о нарушении
Вы должны питаться деликатесами. а)Это полезно ВООБЩЕ, б) Это вызовет у ВАС ту самую реакцию. в) Запустит воображение.
Я лет сорок не смотрел "Мертвый сезон", и случайно в ютубе накопал именно этот музыкальный ролик, причем оригинальный - в фильме его по-другому нарезали...
http://youtu.be/CaWwMNx_npw?si=ylLEhUUI8Q38euYR
И - пардон, попёрло - чужой черно-белый город, мокрые звуки, маски...
Александр Эдигер 11.10.2024 11:08 Заявить о нарушении
тм внук ВПН подключил.
Рина Приживойт 11.10.2024 19:33 Заявить о нарушении
И да, когда носом и ухом ткнули - очень!
Может быть, предтеча музыки Таривердиева к "17 мгновениям весны"?
Микаэл и сам по себе создал мощную мелодию, ложащуюся на душу, задевающую нерв.
Но он СЛЫШАЛ Волконского. И понимал, О ЧЁМ его музыка.
Тем более, что фильмы - родственники по теме.
Чужая страна. Одиночество. Смертельно опасная работа.
Док, спасибо!
Рина Приживойт 12.10.2024 21:56 Заявить о нарушении
Вряд ли. Рискну поспорить.
Волконский в Мертвом Сезоне - БОЛЬ, ЯРОСТЬ, ТРАГЕДИЯ. Возможно, беспросветность. Забавно, что Савва Кулиш пошел на этот явный диссонанс с (вобщем-то) хэппи эндом всей этой истории (обменом одного литовца на другого на безымянном мосту, изображавшем мост Глиникербрюкке).
Рискну предположить, что его потряс и завлек невероятный клавесин и мрачнейший блюз.
А Таривердиев - СВЕТЕЛ. Грустен. Печален. Но - НЕ БОЛЕЕ.
Хотя - доходит до почти гениальности ( музыка к фильму "Ольга Сергеевна").
Как-то так.
Александр Эдигер 29.10.2024 11:25 Заявить о нарушении
Верю мнению знатока, его нерву, восторгу и потрясению.
Добра и здравия вам, дороой!
Рина Приживойт 29.10.2024 12:48 Заявить о нарушении