Церковно-приходская школа-ЦПШ
Всякое поселение на Руси составляло общину. После крещения, по всей Руси появились церкви. Основой общины становиться церковь со священником и причтом. В причт входили священник и дьякон, так и церковнослужителей (псаломщик, чтец (клирик), певчий церковного хора и др.).
При церкви образуется приход. Эту церковную общину составляют прихожане.. В больших селениях – в городах церквей бывало по нескольку, столько же бывало и приходов.
Первая начальная школа на Руси является церковно-приходской. Такие школы учреждались общинами, которые непосредственно нуждались в школе – приходами, имевшими свой храм и свой причт. Книжное учение народа вверяется руководству и заведыванию духовенства. Духовенство является первыми учителями, одинаково признанными духовною и гражданскою властью.
Явившись приходской, школа стала народной. Книжное учение в школах было доступны всем. Они являются не только учебными но и воспитательными учреждениями. Дети обучаются «словесем книжнаго разума», но главным образом – «правде и любви и зачалу премудрости, страху Божию, чистоте и смиренномудрию». В одноклассных школах изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. Чтение начиналось обучению Азбуки. В двухклассных школах, кроме этого, изучалась история и церковнославянский язык.
Это тип шеолы, который сохранился от древних времён до 1917 года, непрерывно и преемственно, в девяти веков. ЦПШ сохранились потому, что они как возникли, так и оставались всегда при церкви в приходе. В ЦПШ, первые уроки начинались с обучения чтению, знакомству с Азбукой церковно-славянского языка.
На русский язык в каждом отделении отводилось по 7 уроков в неделю.
В первый год «изучали гласные и согласные звуки, слоги, письмо букв. Чтение и письмо слов и предложений из изученных букв.
Слова азбука и алфавит для нас давно стали синонимами. На самом деле эти слова имеют не только разное происхождение, но и смысл. Алфавит пришёл к нам из Греции, а азбука – досталась в наследство от славян.
Слово алфавит происходит из греческого языка по его двум первым буквам – Альфа и Бета.
Название же русской Азбуки образовано также по двум её первым буквам – Аз, Буки.
Современная буква А, с которой сегодня начинается алфавит, в азбуке называлась «АЗ» и означала местоимение Я. Букву Б тогда называли «Буки» и означала она слово буквы.
Современная буква «В» - это «Ведети», или слово ведать (знать).
Изучая эти буквы можно легко расшифровать скрытое послание, которое зашифровано в слове Азбука.
Используя старославянские буквы можно прочитать слово азбука как «АЗ», «Буки», Ведети», или «Я знаю буквы».
Изучению помогала "Азбучная молитва". Азбучная молитва – одна из самых ранних, или даже первых, известных на Руси.
Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки – святой Кирилл (до принятия монашества называемый Константином Философом).
Каждая такая молитва представляет собой акростих (греч. «край строки»),
в котором каждая строка начинается очередной буквы алфавита. Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами азбучных молитв явился Алфавитарь» святого Григория Богослова. «Аз словом сим молюся Богу» Текст обнаружен среди рукописей бывшей патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем патриарху Никону.
Аз словом сим молюся Богу:
Боже, всея; твари; Зиждителю,
Видимым и невидимым,
Господа Духа посли; Живущаго,
Да вдохнет в сердце; ми слово,
Еже будет на успех всем,
Живущим в заповедех Ти.
Ѕело; бо есть светильник жизни
Закон Твой, свет стезям,
Иже ищет евангельска слова
І про;сит дары Твоя; прияти.
Ко крещению обратишася вси;,
Людие Твои; нарещися хотяще,
Милости Твоя;, Боже, просят зело;.
Но мне ныне пространно слово даждь,
Отче, Сыне и Пресвятый Душе,
Просящему помощи от Тебе;.
Руци бо свои; выспрь воздею присно,
Силу прити и мудрость у Тебе;.
Ты бо даеши достойным силу, ипостась же всякую целиши.
Упование всех концев земли;.
Фараона мя злобы избави,
Херувимску ми мысль и ум даждь.
Честная Пресвятая Троице, печаль мою; на радость переложи;.
Целомудренно да начну; писати
Чудеса; Твои; предивные зело;,
Шестокрылатых силу восприиму;.
Щ;ствую ны;не по следу учителю, ;мени его; и делу после;дуя,
;;вным сотворю; ева;нгельское сло;во, хвалу; воздая; Тро;ице в Божестве;,
Ю;же пое;т вся;кий во;зраст, юн и стар свои;м ра;зумом,
;зы;к нов, хвалу; воздая; при;сно Отцу;, Сы;ну и Пресвято;му Ду;ху,
Ему; же честь и держа;ва и сла;ва от всея; тва;ри и дыхания от вся ве;ки и наве;ки. Аминь
Многие церковно-приходские школы имели попечителей. Попечителями избирались, как правило, местные купцы. Попечители оплачивали часть расходов на содержание школы: отопление, ремонт, книги и учебные принадлежности и др
К 1861 году духовенство основало свыше 18 тысяч начальных училищ, за которыми закрепилось название «церковно-приходских школ».
В 1870-х годах Министерство народного просвещения Российской империи подчинило церковные школы своему административному управлению.
26 июня 1884 — вышел указ императора Российского Александра III об учреждении церковно-приходских школ.
D 1884 году Высочайше утверждены указом «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные (двухгодичные) и двухклассные (четырёхгодичные, с начала XX века — трёхгодичные) церковно-приходские школы.
Из общеобразовательных предметов в преподавание входили русский язык, чистописание и арифметика.
Программа двухклассных училищ (церковно-прходских школ) расширялась за счет преподавания географии и отечественной истории.
В качестве дополнительных предметов могли преподаваться ремесленное мастерство для мальчиков и рукоделие для девочек.
Для руководства церковно-приходскими школами в 1885 году был создан Училищный совет при Святейшем Синоде, а на местах — епархиальные училищные советы.
Земские школы, появивились только после учреждения земств в 1864 году. Школы действовали в сельской местности в земских губерниях. Зе;мская шко;ла (полное официальное название — одноклассное народное училище ведомства
Министерства народного просвещения).
Земские школы действовали на основе положения «О начальных народных училищах»: Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет.
Уроки вели педагоги и священники.
«Аз есмь свет миру»
Текст из рукописного «Сборника слов и поучений», который датируется серединой XVII века, хранится в библиотеке МГУ.
Аз есмь свет миру
Бог есть пре;жде всех век
Ве;даю всю тайну в человеце и мысль
Глаго;лю людем зако;н Мой
Добро; есть творя;щим во;лю Мою;
Есть гнев мой на гре;шникы
Живо;т дах всей тва;ри
Ѕло есть законопресту;пником
Ни на чем Зе;млю Мою; утверди;х
Престо;л Мой, И;же на небесе;х
І шед на а;дова врата; сокруши;х и ве;рея желе;зная сломи;х
Ка;ко лю;дие беззако;ннии не сотвори;сте во;ли Моеа;
Лю;дие Мои; непоко;рные
Мы;слете на Мя зла;а
Наш еси; Бог и засту;пник
Оны; Моя; призову; язы;ки и ти;и Мя просла;вят
Поко;й дах всей тва;ри Свое;й
Рече;те Ми сло;во не творя;щие во;ли Моея;, и не услы;шу вас
Сло;вом Мои;м вся; утверди;шася
Тверда; рука; Твоя;, Влады;ко
Фарао;на потопи;х в Чермно;м мо;ри
Херуви;ми слу;жат мне со стра;хом
;ве;рзу рай христиа;ном
Ци не дах вам пи;ща в пусты;ни
Червь и огнь угото;вах на гре;шникы
Шу;мом и попали;т дубра;вы
Щито;м вооружи;хся на брань Го;ры взыгра;шася явле;нием Мои;м
Ыорда;нь освяти;ся креще;нием Мои;м
Е;ресь погуби;х
Ю;гом ве;тром разве;ю всю; вселе;нную
Ю;же Мя проро;ци пропове;доша и апосто;ли е;же о Мне научи;ша.
Свидетельство о публикации №224100801060