Иронические заметки о сказочных абсурдах. Часть 2
– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.
Падчерица, будучи образцом послушания, отсутствия инстинкта самосохранения и здравомыслия, послушно отправляется в лес, не задавая лишних вопросов. Ведь кто она такая, чтобы сомневаться в мудрости злой мачехи, отправляющей её в лес при минус сорока без теплой одежды?
Да и отец ее сродни дочери поперёк слова молвить не может. Затужил, заплакал, да и запряг лошадь со словами:
– Садись, милая дочь, в сани.
Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал. Ну просто образец отцовской любви и заботы!
В лесу она встречает Морозко — дедушку, который, похоже, решил подработать в качестве инспектора по температуре тела. Он несколько раз спрашивает:
- "Тепло ли тебе, девица?"
А она, синяя от холода и изморозью в волосах, отвечает:
— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Морозко стал ниже спускаться, больше потрескивать и пощёлкивать. Опять спрашивает:
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
— Тепло, тепло, Морозко! — опять отвечает ему девушка.
Пуще прежнего Морозко морозит, щёки Машеньки раскраснелись, изо рта белый пар идёт, пальцами еле шевелит.
Третий раз Морозко спрашивает:
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?
Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:
– Ой, тепло, голубчик Морозушко!
А что еще могла ответить девушка? Ведь признать, что замерзает насмерть, значит, проявить слабость. А разве может русская девушка допустить подобное?
Впечатленный её стойкостью или, может быть, обеспокоенный её бредовым состоянием или отсутствием здравомыслия, Морозко решает одарить её сундуком с золотом и шикарным гардеробом. Откуда у лесного дедушки такие ресурсы? Возможно, он владелец успешного бизнеса, прикрывающийся производством снега и льда, или просто ограбил ближайший банк, заморозив его служащих? Но на этот вопрос сказка ответа не дает, мол, догадайтесь сами.
А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу:
– Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!
Поехал старик в лес молча. Ничего не дрогнуло у него в сердце, что помог жене от родной дочери избавиться.
Тем временем мачеха, сидя дома и ожидая новостей о трагическом исходе, вдруг видит, как падчерица возвращается с богатствами. Её первая мысль? Конечно же, отправить родную дочь по накатанному маршруту. Ведь что может пойти не так, если послать второго ребёнка в смертельно враждебный лес в надежде на чудо? Падчерица ведь выжила, хотя и не должна была. Значит, никакой опасности нет.
Родная дочь, обладающая обаянием кактуса и манерами гиппопотама, встречает Морозко с таким же теплом, как и температура воздуха, которая ее окружала. На вопрос: "Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная??" она вполне искренне, согласно своему воспитанию, отвечает: «Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!»
Удивительно, но такой подход не вызывает у Морозко желания вручить ей приз зрительских симпатий. Вместо этого он «так хватил, что старухина дочь окостенела», что, конечно, шокирует всех, кроме тех, кто знаком с законом кармы.
Отец, который всё это время был занят крайне важными делами, вроде подсчёта снежинок или разговора с печкой, наконец-то замечает, что в семье произошли некоторые "кадровые" изменения в семье. Но, судя по всему, его это не особо тревожит. Возможно, он просто рад, что теперь в доме меньше людей, требующих ужин.
Что ж, "Морозко" — блестящий пример того, как негативное отношение к детям и полное отсутствие родительской ответственности могут привести к неожиданным финансовым результатам. Сказка учит абсурду, что, если вы достаточно терпеливы и готовы отрицать реальность до последнего, вы можете получить сундук с богатствами от случайного дедушки в лесу. А если вы грубы и честны в своих эмоциях — ну, что ж, готовьтесь к холодному приёму. А может быть, самая главная мысль здесь та, что семейные отношения родителей и детей никакой ценности не имеют.
Продолжая наше увлекательное путешествие по глубинам народной мудрости, невозможно не задержаться на шедевре абсурдизма — сказке "Иван-дурак и серый волк". Эта история — настоящий гимн безответственности и праздности, где главный герой достигает невероятных высот, руководствуясь принципом: "Зачем напрягаться, если за тебя всё могут сделать другие?"
"Иван-дурак и серый волк" — это блестящий пример того, как отсутствие интеллекта и полное игнорирование здравого смысла могут привести к головокружительному успеху. История начинается с того, что Иван-дурак, третий сын в семье, чьё прозвище говорит само за себя, решает взять на себя задачи, с которыми не справились его более разумные братья. Видимо, логика здесь такова: если умные не смогли, то дайте шанс дураку — вдруг вселенная решила посмеяться.
По дороге Иван встречает серого волка, который, вместо того чтобы следовать своим естественным инстинктам и перекусить беспечным путником, решает стать его верным спутником. Возможно, волк решил, что воспитывать дурака — это новый вызов, или просто устал от однообразия своей хищной жизни и решил попробовать себя в роли наставника для «особо одарённого».
Царь, как водится, даёт Ивану невыполнимые задания. И первое из них - добыть жар-птицу. Естественно, у него нет ни плана, ни понимания, что это вообще такое. Но волк, вздохнув, делает всё за него. Ивану остаётся только не мешать, что, кстати, у него не всегда получается.
Далее царю, видимо, становится скучно, и он даёт новое задание: привезти золотогривого коня. Иван снова смотрит на волка с выражением "Ну ты же знаешь, что делать", и волк, подавляя желание укусить своего подопечного, снова выполняет работу.
Когда дело доходит до третьего задания — привезти прекрасную царевну — становится очевидно, что Иван достиг мастерства в искусстве ничего не делать. Волк, вероятно, уже жалея о своём жизненном выборе, снова берёт всё в свои лапы.
Иван, обладая талантом превращать даже простые ситуации в катастрофы, умудряется предать волка, нарушить все возможные инструкции и, в довершение всего, потерять царевну. Волк, вместо того чтобы наконец сожрать непутевого, в духе настоящего альтруизма или, скорее, бесконечного фейспалма все же возвращается, исправляет всё, что Иван натворил, и помогает ему довести дело до конца. Что ж, вполне логично предположить, что волк посещал курсы по управлению стрессом и развитию терпимости к человеческой глупости.
И что же получает Иван в итоге? Жар-птицу, золотого коня, прекрасную царевну и, вероятно, пожизненную подписку на сервис "Волшебный волк на час". А волк, видимо, отправляется на заслуженный отдых или на психотерапию, чтобы восстановиться после общения с Иваном.
Что и говорить, эта сказка — великолепное пособие по тому, как абсолютная беспомощность и зависимость от других могут привести к успеху и признанию. "Иван-дурак и серый волк" учит детей, что нет необходимости развивать свои навыки или брать ответственность за свои поступки. Главное — это вовремя найти своего "волшебного волка" и убедить его в том, что ты без него никуда. Он сделает все за тебя, и удача сама найдёт дорогу к твоему дому. А для тех, кто старается, думает и работает — ну что ж, не всем же быть Иванами-дураками!
И в заключениеще об одной сказке с явным антивоспитательным моментом."Василиса Прекрасная" - это эпическая сага о том, как полное отсутствие самостоятельности, зависимость от волшебных игрушек и решение проблем с помощью магии могут привести к замужеству с царевичем. Начинается всё с того, что мать Василисы, предчувствуя свою скорую кончину, решает оставить дочери не мудрые наставления или ценные навыки, а дарит ей куклу. Но куклу не простую, а волшебную. Что может быть лучше, чем переложить всю ответственность на неодушевленный объект, не так ли?
После смерти матери отец Василисы, видимо, решает, что лучшим способом справиться с горем дочери, страдающей по умершей матери, будет жениться на женщине с двумя злыми дочерями. Семейная терапия? По всей видимости, да. Затем отец благополучно исчезает из повествования, предоставляя Василису заботливым рукам мачехи и сводных сестёр, которые, конечно же, сразу же начинают использовать ее как домработницу. Но зачем отстаивать свои права или хотя бы попытаться поговорить с отцом, когда можно пожаловаться кукле и ждать чуда?
Кукла, выполняя роль персонального ассистента 24/7, решает все задачи за Василису. Домашние дела? Кукла справится. Плохое настроение? Кукла утешит. Проявить самостоятельность? Нет, с этим понятием Василиса не знакома. Она может спокойно заниматься более важными делами, например, смотреть в окно и мечтать о лучшей жизни.
Мачехе, конечно же, это не по нраву. Решив, что Василиса слишком хорошо устроилась в ее доме, она отправляет её в лес к Бабе Яге за огнём. И это вполне понятно: ведь отправить юную девушку в лес к известной ведьме — это логичное решение семейных конфликтов. Василиса, не задавая лишних вопросов и не проявляя ни капли здравого смысла, что было визитной карточкой ее личности, отправляется в путь, полагаясь на свою верную куклу. А на кого ей еще полагаться?
Баба Яга, профессиональная злодейка с многолетним опытом, даёт Василисе невыполнимые задания. Но кто будет их выполнять? Конечно же, кукла! Василиса в очередной раз доказывает, что умение делегировать полномочия и обязанности — её сильная сторона. Возможно, Бабе Яге нужно было заключить контракт с этой куклой и оптимизировать свой бизнес по злодейству. Но не догадалась старуха. Видно, частично за древностью лет из ума выжила.
После успешного выполнения заданий Баба Яга, вместо того чтобы удивиться феноменальным способностям девушки или хотя бы спросить, как ей это удалось, просто отпускает её со светящимся черепом с горящими глазами - источником света и огня, который Василиса должна была принести домой. Она же, не теряя времени, возвратившись, испепеляет им мачеху и сводных сестёр. Видимо, согласно сюжету сказки, это такой тонкий способ решить семейные проблемы: если разговоры не помогают, магический геноцид всегда в запасе.
Оставшись без семьи, что, похоже, её нисколько не огорчило, Василиса переезжает в город к пожилой женщине. Думаете, она там решит наконец-то взять свою жизнь в собственные руки? Не обольщайтесь. Зачем что-то делать самой, если есть волшебная кукла? И та снова безропотно впрягается в работу, начав ткать настолько прекрасную ткань, что ею заинтересовывается сам царевич. Логично, ведь в средневековой Руси, как учат русские сказки, умение ткать было прямым путём к сердцу наследника престола.
Царевич, увидев ткань, перестал спать и есть, желая узнать, кто же создатель этого шедевра. Узнав, что это Василиса, он сразу же, не задумываясь, делает ей предложение. И действительно, зачем задумываться о любви и личных качествах девушки? Ведь что может быть лучше для управления государством, чем жениться на девушке, чьим главным талантом является владение волшебной куклой и умение избегать любых усилий?
Что ж, "Василиса Прекрасная" — это вдохновляющая история о том, как полная пассивность, отсутствие инициативы и решение всех проблем с помощью магических предметов могут привести к успеху и счастливому браку. Сказка учит деток, что не обязательно развивать навыки, стремиться к самостоятельности или решать проблемы собственными усилиями. Достаточно иметь при себе волшебную куклу, которая всё сделает за тебя, и ждать, пока жизнь преподнесёт тебе всё на блюдечке с голубой каёмочкой.
В конечном итоге, эта история — яркий пример того, как в сказках награждаются те, кто меньше всего старается. Василиса не развивается как персонаж, не принимает важных решений и не сталкивается с реальными последствиями своих действий. Всё за неё делают другие — будь то кукла, волшебные черепа или случайные старушки. И, конечно же, в награду она получает царевича — потому что почему бы и нет? Такова мораль этой сказки. И чему она может научить наших детей?
Книги автора – историческим романом «Анна-королева франков», детективами «Бандероль с секретом» и «Судьба на острие ножа», мистическими триллерами «Проклятие древних Теней» и «Таинственные сны», фантастическими романами «Битва за кристаллы Любви», «Хроно-Хранители Вечности» и «Последний дракон», любовно-детективным триллером «Танцующие под дождем» и «Ложь в красках правды», любовно-психологическими романами «Под маской любви» и «Не могу без тебя», художественно-изотерическим романом «Тайны воплощения души» и научно-популярным изданием «За вратами загадочной Вселенной» - вы можете приобрести на интернет площадках ЛитРес, Ридеро, Амазон, Озон и других. Аннотации к ним можно прочитать на авторской странице Ларисы Печенежской литературного портала «Проза.ру».
Свидетельство о публикации №224100801358