Заметки о личности и учении евангельского Иисуса
Личность евангельского Иисуса представляется абсолютно загадочной.
Когда кажется, что удалось «узнать» Его и будто что-то проясняется из окутывающего Его тумана, — это чувство тут же исчезает. Не менее загадочно Его учение. Чему Иисус пытался научить своих учеников? Всегда ли Он сам следовал тому, что проповедовал?
Обобщим те противоречивые, нередко взимоисключающие, сведения о Нем, которые можно получить из Евангелий.
Своеобразный характер Иисуса обнаружился очень рано. 12-летний Иисус заявлял своим родителям: "Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том доме, что принадлежит Отцу Моему?"
На основании этого эпизода уже можно сделать некоторые выводы о Нем, учитывая что именно в столь юном возрасте закладываются определяющие черты будущей личности. Мы не видим здесь ни почтения к родителям, ни сожаления об их волнениях и пр., напротив, упрек и даже удивление: где же еще Он мог находиться, как не в доме Отца своего?! Может, это отголосок тех сплетен о Его рождении не от мужа матери и как результат - убеждение в том, что «истинный» Его отец действительно не Иосиф, а - сам Бог? А может, уже в этом возрасте у Него сформировалось чувство превосходства над прочими людьми , ощущение своей «божественности»?
Более о детстве и юношестве Иисуса из Евангелий неизвестно, за исключением единственного отрывка у Луки (2, 52), где сказано, что Он «преуспевал в премудрости и в любви у Бога и человеков».И все. Традиционное мнение, принятое христианскими теологами и учеными, заключается в том, что Иисус в период «утерянных» лет ( от 12 до крещения ,когда Ему было 29 или 30 ) находился в Назарете и никакой летописи о нем не велось, поскольку Он не делал ничего достойного упоминания.
Хотя Иисус был сыном плотника и сам, очевидно, был обучен тому же ремеслу, Он не избрал этот вид деятельности. Он покинул родной край , разорвал отношения со своей семьей , где вероятно, Его не понимали ,и вел жизнь странствующего Учителя-проповедника.
За исключением эпизода в Гефсимании, где страх и уныние, охватившие Иисуса, немного приближают Его к уровню простых смертных, в остальных случаях Он крайне сдержан. В Евангелии сообщается, что Он лишь дважды плакал : один раз «Он прослезился» в рассказе о смерти Лазаря (Ин 11:35) и в другой раз Он «заплакал» о предстоящей страшной судьбе Иерусалима, который «не узнал» посетившего его Мессию.
Но Если слезы Иисуса в Евангелиях упоминаются, то смех — никогда. Евангелия не содержат ни одного рассказа, из которого можно было бы предположить, что Иисус смеялся, скорее, Он осуждал смех: «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6:25). "Смех лишает человека блаженства, обещанного плачущим" (Мф. 5,4). Смех осуждается как одна из характерных особенностей жизни по законам "мира сего". «Мир возрадуется, вы же печальни будете (Ин. 16, 20).
Харизматическая личность Иисуса привлекала многих людей, Его сопровождали тысячные толпы людей, хотя нельзя уверенно сказать, что их привлекало больше: бесплатное лечение и «хлеба» , которыми Он насыщал их, Его проповедь , или сама поражающая мощью и таинственным магическим обаянием личность Учителя.
Иисус проповедовал любовь и мир, вечную жизнь в Царстве Божьем тем, кто примет Его учение и пойдет за Ним. Он учил людей милосердию, обещая, что накормив голодного, дав приют бездомному и одежду бедному; посещая больных и заключеннных в тюрьмы, помогая всем , кто нуждается в помощи, т.е. совершая добрые и бескорыстные дела, исполненные любви к ближнему, они унаследуют Царство Божие( Мф 25:34–46). Таким образом они уподобятся Отцу Небесному, Который одинаково посылает дождь и праведным, и неправедным (от Матфея 5:44–45).
Матфей словами пророка Исайи (42:1-4) описывает Иисуса как «кроткого служителя», взявшего на себя грехи людей:
«Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы»(Матфея 12:20). Он не погубит даже то, что уже, казалось бы, мертво. Трость надломленная и лен курящийся- образы людей, бедных, сломленных жизненными бурями или пагубными страстями. Он не отвернется от них, напротив, утешит и поддержит своей кротостью и терпением, своим смирением и любовью: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от меня , ибо я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим»
Но как не вяжутся эти проникновенные слова кротости и любви с другими словами, обращенными к городам, не принявшим Его,несмотря на чудесные «знамения» : «Горе тебе Хоразин! Горе тебе Вифсаида!» .Вместо «кротости и смирения» — грозное обещание Содомской участи маленькому Капернауму, не пожелавшему принять Его «благую весть»: «на земле Содомской отраднее будет в день суда , нежели тебе» (Мф 11:24). Иисус наставлял апостолов :“А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших. Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому” ( Мф, 10:14-15). Проклиная «не принявших», Он не сделал исключения ни для детей, ни для беременных женщин.Неужели Иисус забыл о своих же наставлениях, которые Он давал последователям: «любите врагов ваших» (Мф 5: 44),«любите своего ближнего, как самого себя» (Матфея 19: 19) ?
Кроткий образ Иисуса в Мф 12:20 не соответствует также Его семикратному «Горе вам» в «наставлении о фарисеях» : «Змеи, порождения ехидны! Как убежите вы от осуждения в геенну? Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле!» ( Мф 23:33,35).
В Ев Луки (12:5) Иисус предупреждает , что больше всего мы должны бояться того, кто имеет силу ввергнуть нас в ад: « скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь». Кто же этот обладатель такой огромной силы? Не сам ли христианский Бог Иисус Христос? В Откровении 1: 18 он говорит , что Он и только Он держит «ключи от Ада и Смерти». Неужели Его следует опасаться больше всего на свете? Он предупреждает:«Говорю вам: кто признает Меня перед людьми, того и Сын Человеческий признает Своим перед Божьими ангелами. А кто откажется от Меня перед людьми, от того и Он откажется перед Божьими ангелами».
«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» , — заявляет Иисус в (Лк. 12:49 ) . По свидетельству Павла: « Бог наш есть огнь поядающий», потому, что Им уничтожается «ржавчина грехов».
А. П. Лопухин объясняет страстное желание Христа «низвести огонь» так: «Огонь разрушает все вещественное и нечистое, все, что может быть истреблено.А неистребимое, не поддающееся его действию очищает от всяких примесей. Сюда можно отнести разрушение настоящего строя мира, очищение его сущности, уничтожение в нем всего тленного и противобожественного. Он очищает сущность этого мира, преобразуя его в новый , способный к вечному существованию». Однако, эту фразу Иисуса можно понимать и иначе.
Сам Иисус заявляет:
"Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей (Лк 12:51-53).
« Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с Отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его» ( Мф 34-36).
Вероятно, этим грозным предупреждением Иисус хочет сказать своим ученикам и последователям о необходимости быть готовыми к тому, что с Его пришествием должно наступить время борьбы даже между близкими при решении вопроса, принять ли Его, так как :если «кто любит отца или мать более нежели Меня не достоин Меня и кто любит сына или дочь более нежели Меня не достоин Меня» (Мф 10: 37). У Луки эта мысль выражена еще жестче:«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк 14:26).
Феофилакт Болгарский так комментирует эти слова:«Если плотские привязанности представляют собою решительные препятствия к последованию за Христом, то надо возненавидеть их ради Христа и разорвать с ними все. Ненависть перестает быть безнравственным чувством, когда она направлена на то, что решительно отклоняет человека от высшего его назначения - спасения души."
Юноше, который хотел прежде, чем присоединиться к нему, похоронить своего отца,Иисус сказал:
«иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов»(Лк. 9:60)
Эту суровую фразу Св.Отцы пытаются «смягчить» своим толкованием: « Иисус не устранял и не ослаблял сыновних чувств, а только заменял их ВЫСШИМИ- любовью к Самому Себе». Др. словами, любовь к Себе Иисус ставит выше любви к ближайшим родственникам.
Иисус в совершенстве отразил одну грань любви своего Отца:готовность прощать (Псалом 86:5) :
«если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф.6:14–15).
А когда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.( Мф 21-22). Сам Иисус был готов простить своих мучителей, одними из его последних слов были: «Отец, прости их, ведь они не знают, что делают» (Луки 23:34).Он заповедовал « да любите друг друга, как Я возлюбил вас.Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (от Иоанна 15:12–13)
Однако отношение к инакомыслящим, не принимающим Его проповедь, совершенно иное, милосердию и прощению здесь нет места: «врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною» (Лк, 19:26-27).
Как же совместить это изречение Иисуса с заветами Нагорной проповеди:
«Но вам, слушающим, говорю: люби;те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (От Луки, 6:27-28; От Матфея, 5:44) ?
Широко был закинут невод Христов над всем человечеством, но очень многое из захваченного им пришлось выбросить как «негодное". Он сказал, что «пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19 10 )
«Некто сказал Ему: Господи! Неужели мало спасающихся?» (Лк.13:23), и Христос ответил: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут" (Лк.13:24)
«Входите тесными вратами, потому что широки врата .., ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13–14).
Т.о., c самого начала была обозначена та печальная реальность, что погибающих много, а спасающихся мало.
Миллиарды населения земли остались равнодушными к проповеди "Благой " Вести. Для всех их ,какими бы хорошими людьми они ни были, "нет спасения вне Христа и Его Церкви" ; ЦН - не для них. Царство недостижимо даже для людей, верующих в Христа, если для них главное в жизни - родители, дети, семья, а уж потом - вера, т.к. Он сказал: "Кто любит отца и мать более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мф 10:37), а , следовательно, - и ЦН.
Все добрые дела человеческие заменены одним могущественным «добрым делом» – верой в Господа Иисуса Христа…
Зачем же Бог вообще сотворил тех, про кого знал, что они, в конечном итоге, окажутся в аду ? Ведь "тесные врата" столь узки, что протиснуться в них смогут очень немногие.
Иисус Христос называл Себя – "Истиной" («Аз есмь путь и истина и жизнь» [Ин. 14:6]).Стержень учения Христа – в противопоставлении темного начала (земной жизни, этого царства Князя мира сего, т. е. сатаны, дьявола) – светлому началу (Царству Небесному, т. е. царству Бога). Темное начало, соответственно, развенчивается и осуждается, а с ним – все главные опоры, основы земной жизни (в первую очередь, взаимоотношения в семье, брачная жизнь, забота о человеческом организме, и т. п.); светлое начало. напротив, – пропагандируется и возвеличивается.
Земная жизнь человека объявляется скоротечной, временной и как бы ненастоящей, неистинной, по сравнению с жизнью загробной – вечной и истинной. В этой истинной жизни каждому воздастся в соответствии с тем, как он вел себя на Земле: либо вечным блаженством, либо вечными муками.
Христос призывает всех людей быть совершенными, «как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5:48). Поэтому Он утверждает приоритеты Царства Небесного, которые отчетливо и ярко противостоят приоритетам земной жизни, и учит последователей руководствоваться в своем земном бытии законами горней жизни, единственным источником которых является Он сам. Противопоставление мира сего и Царства Небесного применительно к жизни человека предстает как противопоставление человеческой плоти – и духа. Плоть при этом осуждается, а дух превозносится.
Основным заветом Иисуса Христа является требование преобразования греховного царства Князя мира сего – то есть, Земли – в подобие Царства Небесного. Соответственно, жизнь людей должна коренным образом измениться и протекать не по утвердившимся за миллионы лет канонам и принципам, а по совершенно противоположным, но признанным за идеал в заповедях Блаженства.
Неприятие земного мира («мира сего», царства зла и неверия, подвластного Сатане) есть краеугольный камень учений Христа ; по существу это «эскапизм»: уход, бегство от несовершенного мира несправедливости и страданий.
Человеку следует всеми силами стремиться к духовному совершенству, чтобы вместо «мира сего» обрести «Царство Небесное (Божие)».Не следует избегать страданий, а тем более, видеть цель жизни в том, чтобы от них избавиться. Страдания осмысленные, очищающие душу, воспринимаются как Божье наказание за грехи, прошлые или будущие; как Божье испытание, посылаемое избранным для проверки их веры; как пример, посылаемый Богом для вразумления окружающих.
Христос в Евангелии от Иоанна делает необычайно знаменательное признание: « В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир"(Ин 16:33)
Иисус учил побеждать гнев, и если кто-то " скажет брату своему «рака», подлежит Синедриону; а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной." (Мф 5:21–26).
Однако, если кто-то смел противоречить Иисусу, оспаривать Его истины, то Он подвергался оскорблениям и угрозам.Как часто звучат в Евангелии эти гневные слова: : «Вы — змеи, вы порождения ехидины, не избежать вам проклятия ада!» (Мф 23:33) , или когда Он предупреждает: «тот, кто не верит в Сына, не увидит жизни, но испытает вечный гнев Божий»(Ин 3:36).
Притчи Иисуса раскрывают Его учение о Божьей милости ко всем, независимо от статуса человека и того, насколько грешную жизнь он вел прежде.
Он проявляет большую терпимость в отношении к «грешникам», заявляет, что «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Марк. 2:17).
Лучшим примером этой позиции Иисуса является его поведение в отношении женщины, уличенной в прелюбодеянии, которую приговорили к смерти и собирались побить камнями:«кто из вас без греха, первый брось на нее камень… Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоан. 8, 7–11).
Но в другом месте Иисус рассказывает притчу о государе и рабе. В этой притче государь, проявив милосердие, простил большой долг своему рабу, а прощенный раб не простил другому рабу намного меньшего долга. В этой притче осуждается злой раб и звучит призыв к проявлению доброго отношения к людям и прощению их прегрешений и обид. В конце этой притчи Иисус Христос пояснил её смысл, говоря о злом рабе так: «И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Матф.18:34–35). О чем же притча: о прощении прегрешении или о суровом наказании за них по указу разгневавшегося Господа?
В Нагорной проповеди Христос призывает не только к доброму отношению к людям, но и вообще не отвечать злом на зло: «А Я говорю вам: не противься злому... благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5: 39,44).
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф.6:14–15)
В главной молитве «Отче наш» ясно выражена та же мысль:«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Матф.6:12).
Но как же понять в контексте заповедей, призывающих к любви, милосердию и всепрощению, ужасный приговор, который вынес Иисус всему человечеству в Евангелии от Иоанна (15:6): «Тот, кто не верен мне, будет отброшен, как засохшая ветка. Эти засохшие ветки собирают, бросают в огонь — и они сгорают»?Со временем метафора превратилась к кошмарную реальность: католическая церковь приговаривала неверующих «упрямцев» к сожжению на костре.
Уже при первом чтении Евангелия легко убедиться, что изложенные в нём правила изначально невыполнимы, какой бы великой верой вы ни были наделены.Большинство провозглашаемых правил, входя в один и тот же свод, находятся в противоречии друг с другом. Выполнение одного из них неминуемо влечёт за собой нарушение другого.Например, в одной главе Иисус призывает все добрые и молитвенные дела совершать демонстративно, чтобы у людей был лишний повод прославлять Отца Небесного, а в следующей- Он же осуждает такой показной способ взаимоотношений с тем же Отцом.
Так, Иисус говорит: «Пусть ваш свет так сияет перед людьми, чтобы они могли видеть ваши добрые дела и прославлять вашего Отца Небесного. ..Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы...И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме….
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного".( Мф 5: 14-16)
Здесь Иисус учит своих последователей творить добро публично. Но затем Он противоречит сам себе, говоря: «Не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного».(Мф 6:1). Или милостыня не относится к числу «добрых дел», о которых говорится в 5:16 ?
В нагорной проповеди неоднократно подчёркивается, что для обретения Царства Небесного необходимо добиться высокой степени праведности. Нужно не делать одного и наоборот, делать другой. В то же время, всё Евангелие обещает то же самое Спасение на основании лишь веры в Иисуса и признания своей личной греховности. Сосед Иисуса по голгофскому кресту получает Царство вопреки своему жизненному пути ... (Лк. 23:39-43 ).
Личная жизнь Иисуса в Евангелиях окутана тайной.
Юность и молодость Иисуса — это не только работа и учёба, но ещё и семья. Как минимум Иисус был членом многодетной семьи, и на его плечах лежала забота о младших братьях и сёстрах, особенно если Иосиф рано умер. Возникает, однако, ещё один вопрос: был ли Иисус женат?
К Иисусу обращались, как к раввину («рабби») и Его ученики, и все множество Его последователей.Трудно себе представить неженатого раввина. Но нигде, ни в одном из текстов, написанных о Нем ,нет ни одного слова о Его жене или детях.
Нормальное семейное положение рассматривалось как нечто само собой разумеющееся, а потому, вероятно, не было нужды в том, чтобы упоминать об этом. Добровольный целибат в еврейской среде того времени сделал бы юношу изгоем и лишил бы его права носить почетный титул раввина. Причина, по которой Церковь неизменно изображает Иисуса как холостяка, возможно, восходит к апостолу Павлу который возвел в добродетель собственное безбрачие и попытался сделать Его образцом для всех послушных христиан (I Кор. 7,1–2).
Ни к чему и жениться, ни к чему и дети, раз уже «проходит образ мира сего» и скоро, чуть ли не завтра, - Страшный суд и воскресение мёртвых, а «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж» (Мф, 22, 30).
Иисус объясняет фарисеям, что «Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими..Но Я говорю вам:кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, ТОТ прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует». Вполне закономерно, что услышав это,
«говорят ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им : не все вмещают слово сие, но кому дано,
ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит»(Мф, 19, 10-12).
Некоторые историки считают, что Иисусова похвала "скопцам ради Царства" (Мф 19:12) отражает его собственный выбор: Он сам стал таким "скопцом", то есть сознательно избрал путь безбрачия (возможно, в преддверии грядущего апокалиптического конца века сего).
В отличие от Адама, праотцев (Авраама, Исаака, Иакова-Израиля) , евангельский Иисус Христос, зачатый и родившийся «непорочным» способом, не имел ни семьи, ни детей. И к браку Он относился если и не вполне враждебно, то не как к священной обязанности, а как к простительной человеческой слабости, которая хотя и хуже безбрачия, но все же лучше внебрачного блуда, заявив при этом: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».
Истинная точка зрения Иисуса Христа на семью и семейные отношения выражена в рассмотренных выше Его высказываниях (Мф. 10:35-37; Лк. 14:26).
«И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: “Вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя“. И отвечал им: “Кто матерь Моя и братья Мои?“ И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: “Вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, ТОТ Мне брат, и сестра, и матерь“» (Мк. 3:33-35).
Воззрения Иисуса в отношении язычников развивалось поэтапно. Вначале Он, очевидно, предполагал, что Его миссия должна распространяться только на евреев,на тот народ, среди которого Он вырос и с которым Его связывали монотеизм и Танах.
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6) .Под псами и свиньями здесь , скорее всего, подразумеваются язычники."Я послан только к погибшим овцам дома Израилева " ... "Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам" . говорит Иисус язычнице, сирофиникянке, в ответ на ее мольюу об излечении дочери (Мф.15:24,26).
Как считают исследователи НЗ, эти логии являются аутентичными.
Вначале Иисус ограничивал свою деятельность только "домом Израиля" :Израильтяне - "чада Авраамова" имеют первые право на хлеб "истины"
Но есть и другие слова Иисуса, которые говорят об обратном подходе:
Мф 10:27 : "Что говорю вам в темноте, скажите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях".Т.е. ничего не таите, все ценное, что бы вы ни услышали от Иисуса ,возвещайте всем при свете дня даже с крыши. Как же понимать это отделение "свиней" и "псов" от остальных? Как в этом случае работает заповедь о любви ко всем людям, а также запрет на произнесение грубых, обидных слов? Или назвать человека «свиньей» или «псом» менее оскорбительно?...
Чем больше загадок, противоречий, непонятных противоречивых заявлений мы находим в Евангелиях, тем больше становится желание узнать, каким был ОН. реальный Иисус из Назарета, прототип евангельского Христа. Были ли приведенные выше речения сказаны реальным Иисусом, или они приписаны Ему авторами Евангелий?
Попытаться понять это, одна из задач Поиска Исторического Иисуса.
Свидетельство о публикации №224100801584
Андрей Макаров 9 09.10.2024 17:00 Заявить о нарушении
Какое-то время я настолько был увлечен Толстым, его "Исповедью" и пр., что даже считал себя "толстовцем". Диалог Толстого с раввином, который он описывает в произведении, которое Вы упомянули, тогда заставил меня "заняться" иудаизмом. И чем больше я вникал в "материнскую" религию, тем больше отходил от Толстого, который даже изучил иврит, чтобы читать в оригинале Библию. Но в своем предубеждении он, наверно, Библию "не дочитал", по кр.мере, Пророков - точно. Иначе знал бы , что на каждое "откровение" Христа есть соответствующее место в ВЗ и на знаменитую фразу о любви к врагам и непротивлении злу также есть аналог , хотя этот тезис в христианской формулировке противоречит иудаизму.
В общем, эта тема - о Толстом и тезисе о "непротивлении злу" , который он считал "ключом КО ВСЕМУ", для меня настолько интересна, что я обязательно напишу об этом.
Еще раз спасибо за внимание.
С уважением,
И.Л.
Игорь Лощинин 09.10.2024 20:26 Заявить о нарушении
И Вам спасибо за ответную информацию.
С уважением,
Андрей Макаров 9 10.10.2024 08:51 Заявить о нарушении