Душа скобаря...

Сегодня я посетил выставку псковских икон, которая посвящена старинной иконописи XV - XVII веков. Пройдя по залам, я ощутил связь с древней культурой, которая когда-то процветала в этом замечательном городе. Не стану утверждать, что являюсь глубоко верующим в бога человеком. И тем не менее был заворожён увиденными образами. Долго стоял перед каждой иконой и пытался представить, что же испытывала человек много веков назад этот образ. Что он испытывал и какие переживания бурлили в его сознании. Псков в средние века был культурным центром. Здесь развивались художественные школы, такие как иконописная, которая не имеет аналогов в других городах России. Иконопись Пскова не только впечатляет, но и заставляет задуматься о традициях живших тут людей.

Оказывается собрание псковских икон основано в 1876 году. Со временем он стал частью Историко-художественного музея. В 1920-30-е годы многие уникальные иконы были отправлены на реставрацию. Они были спасены от уничтожения. Но войны и оккупации нанесли непоправимый урон. Сегодня музей хранит более 700 икон, среди которых множество шедевров, представляющих псковскую живопись XVI века. Каждый экспонат — это кусочек истории. Я с трепетом вглядывался в детали: цвета хоть и казались немного потемневшими, но всё равно были сказочными. Например, "Спас Елеазаровский" середины XIV века поразил глубиной и выразительностью. Энергия, которая исходит от этих образов, заставляет остановиться и задуматься. Каждая деталь, каждый штрих на иконе несёт в себе дух времени. Я удивился, насколько стойки традиции и как псковичи зорко защищают свои художественные корни.

Очень важна для меня символика православных икон. Оказывается, когда смотрю на иконы, я должен не просто рассматривать изображения святых, а обращаться к тем, кто на них изображён. Каждый элемент иконы имеет глубокий смысл, поэтому важно понимать, что я вижу. Вот несколько символов открытых мною в иконе.

Цветовые палитра на иконах играют значительную роль: Белый — символ чистоты и святости. Золотой (жёлтый) — олицетворяет Божественную славу и радость. Пурпурный — царский цвет, символизирующий Бога как Небесного Царя и Богородицу как Царицу Небесную. Красный — символизирует Воскресение, но также связан с кровью и страданиями. Мученики часто изображаются в красных одеждах. Голубой и синий — означают небо, также считаются цветами Богородицы, объединяющей земное и небесное. Зелёный — символ жизни и Святого Духа. Коричневый — указывает на землю и тленность человеческого тела. Чёрный — ассоциируется с злом и смертью.
Символы святости

Некоторые элементы также подчеркивают святость: Нимб — круглый ореол вокруг головы святого, символизирующий Божественный свет. Крест в нимбе Спасителя — напоминание о Его жертве. Мандорла — сияние вокруг изображений Христа и Богородицы, когда они предстают в славе.

Иконописцы используют различные символы для передачи смысла: Голубица с ветвью — символ мира. Гора — символ духовного восхождения. Дом — указывает на церковь и небесные обители. Дуб — символ древа жизни, связанный с библейским событием.
Золотой венец — знак духовной победы.

Структура изображения В каждом изображении центральной фигурой является святой:
Одеяние — показывает статус святого: мантия, плащ, митра и другие атрибуты имеют свои значения. Складки одежды могут рассказать о времени создания иконы: мелкие складки указывают на духовные страдания, большие и редкие — на укрепление веры.
Жесты и позы святых также несут смысл. Например, поднятая рука может означать моление. Каждый элемент иконы — это не просто украшение, а глубокий символ, отражающий духовный мир и веру. Понимание этой символики помогает нам лучше воспринимать святых и их послания.

Попытаюсь разобраться, в чём же сила духа псковичей из века в век. Почему в маленьком городе на каждом углу стоит церковь. Что людей притягивало и притягивает в городские храмы и церкви. Какую информацию несли верующим иконы и фрески. В зале, который посетил сегодня выставлены следующие иконы:
"Богоматерь Умиление с праздниками". Середина XVI века (слева от двери) и "Богоматерь Владимирская с житием Иоакима, Анны и Богоматери". 80- годы XVI  века. Из церкви Новое Вознесение. (справа от двери).
Царские врата. XVI  век
Деисусный чин. Иоанн Богослов. Иоанн Злотоуст. Середина XVI века из церкви Николы со Усохи.
"Чудо Георгия о змие". Середина XVI  века.
Деисусный чин. Первая четверть XVI  века.
"Успение и киевские князья Владимир, Борис и Глеб". XVI век. Из церкви Успения "в Бутырках" в Пскове.
Иконы из Праздничного чина, середина XVI века. "Рождество Христово" и "Вознесение".

Это, конечно, далеко не все, что можно увидеть из старинных псковских икон. Но общее представление получить можно... Просмотр только одной экспозиция занял позти четыре часа. Признаюсь я здорово устал и ужасно захотел поесть....Даже уплаченных 600 рублей за входной билет не жалко. А впереди тут можно увидеть ещё очень много чудес. Например: "Живопись древнего Пскова XV - XVII вв." (древние псковские иконы). "Художественное серебро XVI - XIX вв." "Народное декоративно-прикладное искусство Псковского края XIX - XX вв.". "1100-летний Псков в истории России".

О чём же повествуют иконы псковских церквей? Пытался детально узнать историю каждой иконы. Мне в этом помогали смотрительницы выставочного зала. Нам ни кто не мешал, был четверг и посетителей совсем не было. Уровень познания смотрительниц и их умение донести до меня информацию поразили меня.

Покинул выставку, полон вдохновения. Красота и гармония псковских икон остаются в сердце на долгое время. Искусство, созданное с любовью и верой, продолжает говорить с нами и вдохновлять на новые открытия.Сегодня я посетил выставку псковских икон, которая посвящена старинной иконописи XV - XVII веков. Пройдя по залам, я ощутил связь с древней культурой, которая когда-то процветала в этом замечательном городе.Я покинул выставку, полон вдохновения. Красота и гармония псковских икон остаются в сердце на долгое время. Искусство, созданное с любовью и верой, продолжает говорить с нами и вдохновлять на новые открытия.


Рецензии