5. 5 Духовный тайник в человеке

«435.  Всё это говориться здесь ради убеждения, что человек, сам по себе, есть дух, а тело, приданное ему для отправлений и службы в природном и вещественном мире, не человек, а только орудие этого духа. Но так как доводы рассудка для многих непонятны и убедившимися в противном извращаются неправильными суждениями, по обману чувств, наводя, таким образом, сомнения, то и необходимо здесь представить подтверждение опыта.

Кто не верит безсмертию души, тот говорит: и животное живёт и чувствует, как человек, в нём стало быть, и такое же духовное начало, а между тем оно умирает вместе с телом.

                Каким образом это происходит?  Животные не имеют индивидуальной души, а только общую. Это следует из некоторых учений.  Относится ли это к высшим животным?

«Но дух животного совсем иного качества, чем дух человека; у человека есть (чего нет у животного) духовный тайник (intimum), или самое внутреннее духовное начало, доступное наитию Божества, которое возносит это начало до себя и к себе его присоединяет. Посему и дано человеку, а не скоту, мыслить о Боге, о Божественном в небесах и церкви, и любить  Бога, присоединяясь к нему этим постижением, а что может соединяться с Божественным, то неразрушимо, разрушается только то, что не может соединяться с Божеством.

О духовном тайнике человека, как о преимуществе его перед скотом, говорено было выше, в н. 39; повторим, однако же, здесь то же, чтоб рассеять ложные понятия, основанные на недостатке сведений и разума, а, следовательно, и здравого суждения. Вот слова того места: «упомяну здесь об одной ангельской тайне, которая доселе никому не приходила на мысль, потому что никто не знал степеней, о коих говорено было в н. 38. В каждом ангеле, как и в человеке, есть самая внутренняя, высшая духовная степень, или самое высшие духовное начало (которое можно назвать тайником его); на него-то простирается прямое и ближайшее влияние Божественного начала, которое затем уже, как бы из тайник этого, располагает и все прочие внутренние начала, следующие по степеням порядка, как в ангеле, так и в человеке. Это высшее, внутреннее начало, или тайник этот, можно назвать входом Господним к ангелу и человеку, и Господним в них жилищем».
 
                Думаю, что это подобно интернету, подключение к чему-то Единому.

«Это тайник соделывает человека  человеком и отличает его от скотов и животных, у коих тайника этого нет. Вот причина, почему человек, в противоположность животному, может внутренними началами души и духа своего … , возвышаться Господом до него самого, может веровать в Него, любить Его и таким образом видеть его, может принимать от него разумение и мудрость, говорить по рассудку и, наконец вследствие того жить во веки. Но, ни один ангел не может ясно постичь, что именно творится в тайнике его, когда провидение Господне им располагает, потому что это выше всех понятий его и премудрости».

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр.  226).


Рецензии