15. 3 Воображение и творчество

                Каким образом творчество связано с воображением?

«Прежде всего, отметим, что образы фантазий никогда не бывают совершено оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительности бы не существовало. Даже тогда, когда подобного рода анализу мы подвергаем произведения художников-абстракционистов, в составляющих их элементах мы видим по крайне мере всем нам знакомые геометрические фигуры. Эффект нереальности, фантастичности, новизны продуктов творческого и иного воображения достигается большей частью за счёт непривычного сочетания известных элементов, включая изменение их пропорций».

                С чем это связано? Отклонение психики или особое виденье окружающего?

«Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей преобладает конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).

Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашёл широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик. Личностные тесты проективного типа (Тематический апперцептивный тест – ТАТ, тест Роршаха и другие) основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своём воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния.  Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты принадлежат».

 Для этого испытуемым даются несколько картинок.

«Посмотрев на них в течении примерно 20 с, испытуемый затем должен написать по ней целый рассказ, отвечая на следующий перечень вопросов: 1. Кто эти люди? Что изображено на данной картинке? 2. Что произошло с этими людьми до этого? 3. О чём они думают в данный момент времени? Какие мысли, желания и чувства у них имеются? 4. Что произойдёт дальше? Рассказы, написанные испытуемыми по трём-четырём подобным картинкам, подвергаются содержательному анализу, оцениваются в баллах и путём их последующей обработки делается вывод о степени развитости у испытуемого исследуемого  качества личности».

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 226).


Рецензии