Жен. имя элени в ав. яз
Этот антропоним часто встречается в ауарской микротопонимике. Бытовал также его уменьшительно-ласкательный вариант ЭЛЕНКIО, который тоже можно найти в ауарской микротопонимике.
Понятно, что это из мира доисламского прошлого. Дагъестанские историки как всегда припишут его к Хунзаху и "обоснуют", что оно взято у грузин. Это их излюбленный подход ко всему в ауароведении. У них на первом месте раньше всегда были Грузия и Московия, на втором - Хунзах. И вся рыба должна была лечь в эту корзину.
Стихоплёты возводили свою родословную к бе-е-е-д-нейшим слоям, после горбачёвской "Перестройки" принялись поправлять биографию, внося новые данные - они отпрыски феодалов. Всё они говорили по-русски демонстративно коряво, словно всякий раз доказывая своей речью, что нуждаются в переводчиках, а затем миру являлись стишки, в которых не чувствовались сами их создатели. Всю свою жизнь они только то и делали, что с помпой разъезжали по стране и заграницам. Хвастались тем, что их народ якобы до большевизма был убогим, нищим и отсталым, а вот с большевиками сильно "продвинулся" к высотам "развитого социализма". А потом всякий раз оказывалось, что ни их дети, ни внуки не владеют родным языком. Странно, а на каком тогда языке общались в своих собственных семьях эти мадалисты, лауряты всевозможных конкурсов и любители поездок по зарубежью?
Ни одну грузинку с именем ЭЛЕНИ мы однако не знаем. Антропоним на первый взгляд греческий и означает "гречанка", но....
? Халха-мнг. ЭЛЭН в словосочетании "Элен хулин" - "тихий, пустынный", ЭЛЭХ "парить", ЭЛЭЭ "коршун".
С др.- греч. ЭЛИОС (helios) мы никакой связи не видим, потому что для этой основы существует халхаское ЭЛЧ 'тепловой, термический", "теплотворность, луч", которое в свою очередь пересекается с ав. ГIЕЛЕЧ "половое влечение, течка ( у животных).
У известного пантюркистского поэта и философа (курдского происхождения) Зия Гёкальпа есть пересказ какого-то якобы древнетюркского сюжета об АЛТУН ЫШЫКЪ ( также АЛТУН ЯРУК). Так, он сообщает, что якобы у древних тюрков бытовало представление о чудесном знамении - здесь он употребляет арабо-мусульманский термин "муджизе". Знамением мог быть златорогий олень, красивый юноша, сивогривый волк или яркий сноп с неба. Появление этих чудесных видений означало, что для видевшего их наступает эпоха кардинальных перемен в судьбе, т.е. ему/ ей предоставлена возможность что-л. поменять в своей судьбе.
Далее, человек удивляется, что всё ему удаётся и всё шаг за шагом осуществляется. Меняется и природа: она расцветает, самки животных беременеют, фрукты наливаются соком. Человек должен воспользоваться этим моментом и добиться своего. Он должен расшифровать, понять это знамение и далее идти в правильном направлении. Но этот период ( у Зия Гёкальпа - "сессии") закончится. И о том, что врата чудес закрываются сообщит ещё одно знамение.
Зия Гёкальп при этом приводит известные мнг. сюжеты о огненном снопе с неба, проникнувшего из отверстия в потолке юрты, огненный шар оборачивается прекрасным юношей, против которого женский пол ( в данном случае Алан-гоа- прародительница "нирунов") не в силах устоять. А наутро из юрты выбегает сивогривый волк. В мнг. мифе его собираются прикончить засевшие в засаде сородичи Алан-гоа-, но один из них гневно осаживает: "Не сметь! Это - посланник Священного Синего Неба". К плану нирунов принадлежал Тэмуджин (Чингисхан). Известно, что "хамаг-монголы" высмеивали это предание, заявляя, "Какой золотуй луч и сивогривый волк,- просто баба нагуляла!" Временами дело доходило до драк между нируна и и хамагами, пока сам Чингисхан категорически не запретил высмеивать это старинное мнг. предание.
Отсюда мнг. ЭЛЧ 1. "нарочный, гонец, курьер"; 2. тепло, теплотворность, луч". ЭЛЧИЙН "термический, тепловой".
В тюркских языках есть ЭЛЬЧИ"посланник, гонец, курьер", но нет второго значения - "тепловой, термический, луч".
У этой темы есть др - греч. продолжение в виде мифического SBARIS - жреца бога Аполлона, мудреца, много путешествовавшег по Элладе. Принято считать, что он держит стрелу а руке, но есть рисунки, где он верхом на стреле. Римский поэт Овидий писал, что легендарный Абарис - родом с Кавказа, который он считал частью Сарматии Азиатской.
Венгерский историк Ласло Рашоньи в своём Тарихте Тюрклюк (перев. на тур. яз.) также приводит этот до.-греч. персонаж, утверждает, что "полёт на стреле - отголосок шаманизма" и помещает Абариса на Алтай. Ну да,только с Алтая всегда что-то "прилетало" в Грецию! Правда, он не считал аваров-вархонитов тюрками. Тем не менее, у него этот Абарис Гиперборейский всё же упоминается в связи с аварами-обрами. Был, дескать, такой персонаж, и похоже на то, что это - шаманизм.
10.08.2024
Абарис Гирканский
Свидетельство о публикации №224100800613