Хорошая работа - ЖИТЬ! 31

                ( Часть 6. Гл. 5)

             Глава 5.
            Минус два

   Одиннадцатого января 1942 года 31-я смешанная авиадивизия, как обычно, решала свои текущие задачи.

    В течении дня её самолёты бомбардировали:
   линию связи на участке Ржев, Зубцов, Погорелое Городище; Ржев, Осуга;
   скопление автомашин в Дмитрово;
   прикрывали свои войска патрулированием в воздухе в районе Чертолино, Кульнево, станции Мончалово;
   вели разведку противника в районе Селижарово, Дмитрово;
   прикрывали  аэродром Будово.
   Произвели 24 самолето- вылета.

   Но два эпизода этого дня нашли более подробное изложение в документе "Оперативная сводка №179 штаба 31 сад."

   "... Три ПЕ-2 бомбардировали линию связи... Связь разрушена. В районе Зубцов в 14.42 три ПЕ-2 встретили два Мессершмитта - 100, из которых один  атаковал ПЕ-2 сзади, второй со стороны солнца. Огнём стрелков радистов и штурманов атака отбита. Атакующий Ме-100 сзади после обстрела задымился и с креном пошёл на снижение, второй отстал.

    Почти в то же время в 14.45 в воздух поднялись три самолета ЛАГГ-3. Их задача - прикрытие наших войск в районе Чертолино, Кульнево, ст. Мончалово. Всего через несколько минут "в 14.50, на высоте  тысяча метров они встретили Хейнкель-126, который атаковали. После атаки Мищенко из пулеметов и ГРИНЧИКА  РС (реактивными снарядами-прим авт.) слева за хвостом наблюдали разрывы РС и огонь из-под капота.
   Самолёт перешёл в беспорядочное падение.
   Из-за ограниченности горючего экипажи вернулись на свой аэродром." "

    Но вот какой любопытный факт: несколькими строчкам ниже в том документе отмечено, что " 237 ИАП 11.01 боевой работы не вёл из-за от сутствия техсостава. "

   Тогда что это было? Ошибка в документе?

    Если проанализировать цифры, указывающие боевой состав авиационных полков на тот день, то станет ясно - ошибки нет.

   Итак, 128 бомбардировочный полк насчитывал девять ПЕ-2;
   274 истребительной полк имел в своём распоряжении пять ЛАГГ - 3;
    237 истребительный полк в тот момент состоял из двенадцати самолетов Як-1, которые просто некому было обслуживать ("техсостав не прибыл.")

   Выходит, что в тот день Гринчик дрался в воздухе на машине другого полка (на ЛАГГе), на том, что просто могло лететь, и было, что называется, под рукой.

   Вот что такое универсальный летчик, вот что такое летчик- испытатель.

    Победа придёт ещё не скоро. Но в первые дни сорок второго каждый вылет, каждое успешно выполненное задание давали ей силы  родиться.

   Убедиться, сколь напряженными были будни летчиков- истребителей, вполне хватит пары строчек из Боевого приказа №156 штаба 31 смешанной авиадивизии, в состав которой входил и 237 истребительный полк.

   Летчикам - истребителям было определено время прикрытия наших войск.
 Им приказано быть над целью: " с 8.30 до 9.00; с 9.30 до 10.00; с 11.00 до 11.30; с 12.00 до 12.30; с 13.30 до 14.00; с 14.30 до 15.00; с 16. 00 до 16.30; с 17.00 до 17.30. Напряжение
 4 полк-вылета."

      ***

   Однако работа по прикрытию своих войск предполагала и дальнейшее продолжение. Например, приказ мог выглядеть так: " В конце прикрытия штурмовыми действиями уничтожать противника на дороге... "  Или так:" Истребителям при отсутствии воздушного противника после патрулирования штурмовать отходящие части противника по дорогам... "

   Штурмовки, а их Гринчик провел десяток, совершались обычно на бреющем полете. Основной принцип - внезапно, точно и в минимальное время дать максимум огня. Но успех достигался лишь при энергичной и решительно атаке. Вот уж чего, а решительности ему было не занимать. Да по-другому и нельзя было.

    Так, в ориентировке Штаба Калининского фронта от 5 января 1942 года сказано:  "установлено:  по дороге из Ульяновское на Погорелое Городище на всем участке сплошная колонна  крытых автомашин, групп пехоты и три орудия на мехтяге.
   По дороге к Желудево - Погорелое Городище колонна до 50 крытых автомашин...
    По дороге  из Погорелое Городище  на  Гжатск четыре колонны автомашин с грузом до 50 в каждой...
    На дороге из Зубцов на Карманово... сплошное движение автомашин, повозок, групп пехоты.
    По дороге из Игнатово на Сычевка 4 колонны автомашин и повозок по 30-50 каждая.
   Погорелое Городище скопление до 60 автомашин и 60 повозок.
   На станции Погорелое Городище состав железнодорожный без паровоза. "

   И со всем этим надо было иметь мужество сражаться, зная, что ответный огонь будет не слабым.
   
        (Продолжение следует)
 


Рецензии